Мастер-класс " Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"
презентация урока для интерактивной доски (средняя группа)
«Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы), полагает Е. С. Конохова» [3,70].
В Проекте примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» 2015 года образовательные ситуации характеризуются, как «преднамеренно созданные педагогом или естественно возникающие в ходе реализации Программы жизненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочее помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы поведения и деятельности, закреплять уже освоенные» [5,181].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит , видит и делает сам.
Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).
Типы образовательных ситуаций:
Так же образовательные ситуации можно разделить на:
Использование проблемно-игровых образовательных ситуаций в режимных моментах Проблемная ситуация – помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Это побуждает ребенка находить новый метод объяснения.
Например:
Практическая часть
Образовательная ситуация для детей среднего возраста Мама после обеда мыла в тазу ложки. Одни ложки опустились на дно тазика, а другие – плавали на поверхности. Почему не все ложки утонули?
В процессе сюжетно-ролевой игры в средней группе воспитатель предлагает девочкам пойти в театр со своими дочками А что нужно сделать перед тем как пойти в театр? Нужно их причесать и завязать красивые бантики. Предлагает из разноцветных ленточек (из бумаги) завязать своим дочкам бантики. ( Ленточки- рвутся). Почему ленточки не завязываются, а рвутся? А из чего же нужно взять ленточки, чтобы они завязались и не порвались?
В детском саду дети сталкиваются с многочисленными вопросами, которые побуждают их к математическому мышлению Хватит ли столовых приборов на обед для всех детей? Как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссориться?
Временной отрезок после сна можно использовать с пользой, застилая постель после сна: Определите на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка? Расчесывая девочек, спрошу, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), почему волосы поднимаются за расческой?
Козлята из сказки «Волк и семеро козлят» просят помощи. Они перебежали через речку по мостику на другой берег на полянку. Там играли, веселились, на солнышке грелись. Собрались домой, а речка разлилась и мостик затопила. Нужно козлятам перебраться на другой берег реки, но они не могут. Как помочь козлятам? При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все дощечки подходят. Что надо сделать, чтобы подобрать правильную дощечку? (сравнить длину дощечки и ширину реки).
По уходу за комнатными растениями в уголке природы проблемные образовательные ситуации Например: Карлсон , пролетая мимо окна детского сада, удивился, почему растения опустили листики? А вы, ребята, как думаете? Почему кактус в частом поливе не нуждается и без воды не вянет?»
Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи: "Что повар приготовил?», "Угадай, из чего приготовлено? Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей В зимнее время уместно сооружение построек из снега, опыты со снегом. При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы: Откуда берутся сосульки? Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются? Откуда появилась вода на крыше? Куда девается снег весной?
Во второй половине дня с детьми организуются строительные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Они являются основными формами организации познавательной деятельности детей. А это простор для включения образовательных ситуаций в игровую деятельность детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом мы можем сделать следующие выводы, что организация образовательных ситуаций в режимных моментах необходима , так как в процессе формируется познавательный интерес , желание узнать что- то новое, проявляется интеллектуальная активность. Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами. Долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения? РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание образовательных ситуаций в ходе режимных моментов
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/28/picture-1290952-1606551481.jpg)
Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей
Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-660958-1554400358.jpg)
Мастер класс "Решение образовательных ситуации ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"
Одним из ведущих направлений воспитания личности дошкольника является формирование его познавательной активности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/12/picture-1187346-1573556364.jpg)
Мастер-класс Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...
Мастер-класс по физической культуре для воспитателей ДОУ "Спортивные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей и педагогов ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230395-1364417150.jpg)
Статья. Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментах...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/13/picture-222974-1715580606.jpg)
Мастер-класс «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей»
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...