картотека по сенсорному воспитанию
картотека (младшая группа)
Игры на различение основных цветов
Карточка №1 «Посади жука на свой листок»
Цель: учить детей различать 4 основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.
Карточка №2 «Воздушные шарики»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kartoteka_igr_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 143.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на различение основных цветов
Карточка №1 «Посади жука на свой листок»
Цель: учить детей различать 4 основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: плоскостные изображения жуков и листьев 4 основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет что это и какого они цвета. Жуки любят отдыхать на листочках. Воспитатель предлагает посадить каждого жучка на листок своего цвета.
Карточка №2 «Воздушные шарики»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Материал: плоскостные изображения шариков 4 основных цветов и 4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры: Воспитатель показывает детям четыре шарика основных цветов и четыре ленточки тех же цветов и предлагает детям подобрать к каждому шарику ленточку того же цвета. Красный, желтый, голубой шар выбирай себе любой. Чтобы шарик удержать надо ленту привязать. Мы в руки ленточки возьмем и шар по цвету им найдем.
Карточка №3 «Подбери чашки к блюдцам»
Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов.
Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Воспитатель расставляет на верхней полоске наборного полотна блюдца и предлагает детям рассмотреть их. Спрашивает какого цвета блюдца. Потом привезли чашки (показывает чашки). Воспитатель предлагает помочь продавцам и подобрать чашки к блюдцам. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Карточка №4 «Найди такой же цветочек»
Цель: закреплять знания основных цветов, развивать умение по показу называть 4 основных цвета.
Материал: демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цвета, такие же изображения цветков меньшего размера (раздаточный материал).
Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков. Дети рассматривают и рассказывают какого они цвета. Потом воспитатель раздает детям маленькие изображения цветков, дети рассматривают. Затем педагог предлагает показать такой же цветочек, какой показывает сам.
Карточка №5 «Загадочные пуговки»
Цель: развивать умение узнавать и называть основные цвета.
Материал: картонное полотно, разделенное на 4 сектора (основные цвета), набор разных пуговиц 4-х основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает цветное полотно и рассказывает, что это домики для пуговиц. Затем показывает пуговицы, обращая внимание детей, что все пуговки разного цвета. Каждая пуговка живет в домике своего цвета. Воспитатель предлагает детям помочь пуговкам найти свой домик.
Есть чудо-пуговки у нас, поиграем мы сейчас.
В руки пуговки возьмем и дом по цвету им найдем.
Игры на различение величины предметов
Карточка №6 «Найди домик для матрешки»
Цель: знакомить с понятиями «большой – маленький»
Материал: плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие.
Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут матрешки. Матрешки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждой матрешки.
Карточка №7 «Выбери пуговки»
Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Материал: 2 коробочки: большая и маленькая, набор пуговиц разных по величине (большие и маленькие)
Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы по коробочкам. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке.
Карточка №8 «Зоопарк»
Цель: продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов.
Материал: игрушки зверей разных размеров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми набор знакомых животных разной величины. Рассматривают: «Это кто?», «А это кто?» и т.д.
Затем воспитатель говорит, что звери растеряли своих детенышей и предлагает им помочь их найти. Педагог берет большого мишку и предлагает найти маленького и т.п. В случае затруднения используем совместные действия.
Карточка №9 «Спрячь шарик в ладошках»
Цель: учить различать величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.
Материал: два комплекта больших и маленьких шаров.
Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми поднос, на котором лежат большие и маленькие шары. Берет большой шарик и предлагает детям взять такой же шарик. Затем предлагает спрятать его в ладошках (аналогично с маленьким). Воспитатель обращает внимание детей: «Маленький шарик спрятался в ладошках, а большой – не спрятался, его видно».
Карточка №10 «Наряди елку»
Цель: формировать умение выделять величину предметов, упражнять в установлении сходства и различия между предметами
Материал: игрушка Дед Мороз, большие и маленькие елки, вырезанные из картона зеленого цвета, набор кругов двух величин (большие и маленькие)
Ход игры: Игровая ситуация: пришел Дед Мороз и принес елочки (рассмотреть и рассортировать по размеру). Скоро праздник и елочки надо нарядить. Внести коробку с кругами (рассмотреть, рассортировать по размеру ). Предложить детям нарядить большие елочки большими кругам, а маленькие – маленькими. В процессе игры активизировать в речи детей понятия: круг, большой, маленький, большая, маленькая.
Игры на различение геометрических форм
Карточка №11 «Круг – квадрат»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: по 5 картонных квадратов и кругов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Это –круг, а вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат положу на квадратную тарелочку». Далее педагог предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросом «Что это?».
Карточка №12 «Найди варежку»
Цель: учить узнавать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник.
Материал: плоскостные изображения варежек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения варежек. Куклы перепутали все варежки не могут собрать пары. Давайте поможем куклам и разберем варежки по парам. В случае затруднения используем совместные действия.
Карточка №13 «Закрой окошко в домике»
Цель: учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Материал: плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), наборы фигур (круг, квадрат, треугольник), строго соответствующие по размеру отверстиям окошек в домиках.
Ход игры: Воспитатель раздает детям геометрические фигуры разного цвета. На столах лежат домики с окошком геометрической формы. Детям нужно закрыть окошки в домиках соответствующей фигурой.
Карточка №14 «Спрячемся от дождика»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: набор геометрических фигур из кругов, квадратов и треугольников разного размера, три рисунка зонтиков.
Ход игры: Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли круг, квадрат и треугольник (показать) погулять. Вдруг в небе появилась большая серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Геометрическим фигурам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. Но каждой фигуре надо найти свой зонтик.
Карточка №15 «Покажи такую же»
Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.
Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка, приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.
Игры на развитие тактильных ощущений
Карточка №16 «Чудесный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы).
Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Карточка №17 «Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической формы на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек, два набора плоскостных и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, кубик, шарик, кирпичик)
Ход игры: В непрозрачном мешочке лежит набор геометрических форм. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком, Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал воспитатель.
Карточка №18 «Найди пару»
Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.
Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями (каждой по 2).
Ход игры: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек. Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.
Игры по ознакомлению с формой и величиной
Карточка №19 «Геометрическое лото»
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная).
Карточка №20 «Соберем башенку»
Цель: учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.
Материал: пирамида.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривают башенку, на стержне которой много колец, затем снимают кольца — сначала поменьше, затем побольше. Воспитатель откладывает самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами
Карточка №21 «Найди пару»
Цель: изучение восприятия формы геометрических фигур.
Ход игры: На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.
Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.
Карточка №22 «Найди свой домик»
Цель: целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.
Материал: детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.
Ход игры: «В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель на каждый раз меняет домики местами.
Игры на развитие слухового восприятия
Карточка №23 «Кто что услышит?»
Цель: развитие слухового восприятия.
Материал: колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
Ход игры: Поставить перед детьми ширму и позвинеть в колокольчик, постучать в барабан, бубен, поиграть на дудочке и т.д. Предлагать детям отгадать, каким предметом произведен звук.
Карточка №24 «Узнай по звуку предмет»
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход игры: Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т.д.). Дети садятся спиной, а воспитатель производит шумы и звуки различными предметами. Дети догадываются, чем был произведен звук.
Карточка №25 Кто позвал?
Цель: Упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры:
Сегодня мы будем отгадывать по голосу наших ребят. Вы знаете голоса друг друга? Таня, позови, пожалуйста, (Имя)! (Имя), а ты позови (Имя). Ребята, у (Имя) и (Имя) разные голоса? Да - отвечают дети.
Закроет глаза и только по голосу отгадает и назовет имя того, кто его позвал.
После этого воспитатель приглашает к себе одного из играющих. Он подходит и закрывает глаза, а в это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя, зовет его.
Кто позвал тебя? - спрашивает воспитатель.
Игры в центре воды и песка
Карточка №26 «Чей след?»
Цель: знакомство с формой предмета величиной.
Ход игры: Отпечатать фигуры разной величины на влажном песке, оставляя геометрические следы.
Предложить ребенку угадать, какой фигуре принадлежит тот или иной отпечаток. Если возникнут сложности с определением, то можно приложить одну из фигур к следу и спросить ребенка: «Подходит?»
Карточка №27 «Достань ракушку (Достань камешек)»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Ход игры: На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек (или ракушку) опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.
Карточка №28 «Поймай льдинку»
Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.
Ход игры: Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?
- Они растаяли, превратились в воду».
Карточка №29 «Теплый –холодный»
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Материал: игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Карточка №30 «Найди шарик фигуру»
Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Ход игры: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Пальчиковые игры
Карточка №31 Немецкая народная игра
«Дружные пальчики»
Цель: развивать мелкую моторику.
Ход игры: сжать в кулак пальцы рук. Взрослый читает текст и выполняет движения: медленно, по одному, разгибает пальцы, начиная с мизинца. В конце игры снова поочередно сжимает пальцы в кулак, большой палец - сверху.
Этот мальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот - указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Предложить детям выполнить движения.
Карточка №32 «Сапожник»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Ход игры: взрослый имитирует движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат «гвозди», другой - «молоток». Зачитать стихотворение:
Мастер, мастер, помоги —
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди.
Мы пойдем сегодня в гости!
Б. Заходер
Предложить детям повторить движения.
Карточка №33 «Лабиринт для пальчика»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Материал: лист бумаги.
Ход игры: нарисовать на листе бумаги дорожку-лабиринт. Предложить ребенку добраться пальчику до «домика», проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бумагой различной фактуры.
Карточка №34 «Морской узел»
Цель: развивать мелкую моторику.
Материал: шнурки.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Затем ребенок тренируется самостоятельно завязывать и развязывать узелки.
Среда | 1.Утренняя гимнастика 2. Воспитание КГН 3. Индивидуальная работа по развитию речи 4. Дидактическая игра (Сенсорное развитие) 5. Сопровождение самостоятельной игровой деятельности | 1.Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи (по подгруппам) 2.Музыка (по подгруппам) | 1.Наблюдение за явлениями общественной жизни 2. Навыки самообслуживания 3. Подвижная игра (малоподвижная игра) | 1.Навыки самообслуживания 2.Воспитание опрятности, аккуратности 3. Чтение художественной литературы 4.Сопровождение самостоятельной игровой деятельности | 1.Гимнастика после сна 2.Закаливающие процедуры 3.Рассматривание картин, иллюстраций и т.д. 4. Сопровождение самостоятельной игровой деятельности | 1 Пальчиковые игры 2. Подвижная игра |
Картотека дидактических игр
по сенсорному развитию
для детей 2-ой группы раннего возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3 года жизни
Рааставить букеты по вазамПодбери гараж для машиныНайди колеса к паравозуГеометрическое лоттоЧто лежит в корзинеБабочки и цветыНарядим неволяшкуПочини коту Леопольду зонтикПодбери узорыВеселые поварят...
Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
КАРТОТЕКА игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возрастаД/И «Воздушные шары»ЦЕЛЬ: развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называ...
Картотека игр по сенсорному воспитанию
Картотека игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста...
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию.
В картотеке использованы дидактические игры по сенсорному воспитанию....
Картотека игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.
Картотека простых игр на развитие сенсорных способностей....
картотека по сенсорному воспитанию 2 младшая группа
Игры по ознакомлению с цветом...
Картотека по сенсорному воспитанию
Картотека игр по сенсорному развитию детей ...