картотека по сенсорному воспитанию 2 младшая группа
картотека (младшая группа)

Зиновьева Елена Валерьевна

Игры по ознакомлению с цветом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_sensorike_2_ml.gr_.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:


Картотека игр по сенсорному развитию детей

Второй младшей группы

Игры по ознакомлению с цветом

Собери пары

Оборудование: несколько пар геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Пару должны составлять фигуры одного цвета.

  • Перемешайте фигурки и попросите ребенка разобрать их по парам, исходя из цвета и формы.

Собери по цвету

Оборудование: 5 групп геометрических фигур. В каждую входят фигуры одного цвета, но разной формы.

  • Перемешайте элементы групп и попросите ребенка выбрать все фигуры одного цвета.

Кубик потерялся

Оборудование: 4 кубика разного цвета.

  • Предложите малышу построить башню или домик. В процессе игры спрячьте один кубик. Обратите внимание ребенка на то, что кубиков стало меньше. Поинтересуйтесь, кубика какого цвета не хватает.
  • Усложняя задание, увеличивайте количество кубиков, расширяйте цветовой диапазон; прячьте по два, по три кубика.

Уборка

Игра способствует разбитию мелкой моторики классифицирования предметов по цвету.

Оборудование: корзина или ведерко, предметы разного цвета.

  • Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие вещи. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т. д.) цвета.
  • Отыскивая предметы, советуйтесь с малышом: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?».
  • Поднимите вещь другого цвета и постарайтесь сделать так, чтобы ребенок объяснил вам, что вы ошибаетесь.

Строим башню

Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения

Оборудование: кубики двух цветов.

  • Предложите ребенку построить две башни разного цвета, предварительно рассортировав кубики. В процессе построения намеренно допускайте ошибки, выбирая кубики не того цвета.

Какая машина такая и дорога

Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон

  • Нарисуйте несколько машин разного цвета.
  • Попросите малыша раскрасить дорожки под ними. Цвет дорожки должен совпадать с цветом машины.

Подбери нитку

Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов

  • Нарисуйте воздушные шары разного цвета. Попросите малыша пририсовать к ним веревочки подходящего цвета.

 Помоги рыбкам

Оборудование: фланелеграф, фигурки маленьких и больших рыбок из бумаги красного или другого цветов.

  • Предложить  помочь мамам-рыбкам найти своих детишек: «Чьи это детишки запутались в водорослях?» – ребенок выполнял эту работу на фланелеграфе. Показать, как нужно брать детишек-рыбок красного цвета и раскладывать рядом с мамой рыбкой красного цвета. «Детишки-рыбки такого же цвета, как мама-рыбка».

Собери капельки в стакан

Оборудование: кружочки разного цвета, пластмассовый или пластиковый стакан соответствующего цвета кружочкам.

  • Раскладываем  перед детьми вырезанные цветные кружочки разного цвета. Просим собрать капельки в стакан, но перед этим сами вкладываем в каждый стакан на рисунке по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «сюда положу капельку красного цвета, а сюда – желтого, а сюда – капельку зеленого цвета. Наберем целый стакан одинаковых капелек». Дети делают умозаключения, сравнивая цвета: «Такая же капелька; такая же рыбка; грибочки одинаковые».

Помоги козляткам спрятаться от волка

Игра развиваем предметы по умение обобщать сюжету и цвету.

Оборудование:  набор рамок – домиков из красного, синего, желтого, зеленого цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками.

  • Предложить детям  закрыть окошечко дверцей тождественного цвета и тем самым спрятать  козленочка от волка.

Собери колечки

Оборудование: колечки двух цветов, коробки соответствующих цветов

  • Разбросать колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегают, ловят их и раскладывают по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение идёт за счет увеличения количества колец разного цвета.

Какого цвета?

Цель:Формировать умение различать и называть цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный, развивать у детей координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Оборудование:Крышки от пластиковых бутылок красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; четыре прозрачных пластиковых ведёрка с крышками, на которые наклеены картинки с изображением предметов определённого цвета: красного (помидор, жёлтого (банан, синего (цветы) и зелёного (трава). Также на крышках ведёрок имеются отверстия диаметром 3 см.

  • Высыпаем крышки из ведёрок и перемешиваем. Потом предлагаем детям вспомнить цвета: задаём вопросы, например, «Что бывает зелёного цвета? » или «Какого цвета трава? ». Затем предлагаем детям найти крышки зелёного цвета и вставить их в отверстие ведёрка, на крышке которого изображена трава. И так далее. Потом игру усложняем: предлагаем детям рассортировать крышки по ведёркам. По окончании игры внимательно рассматриваем содержимое ведёрок: нет ли в них крышек другого цвета. Если есть, то выясняем какого цвета крышка и помещаем её в нужное ведёрко. Чтобы восприятие цвета у детей не ассоциировалось только с одним предметом, картинки на крышках ведёрок со временем необходимо менять. Это делается так же для активизации интереса детей к игре.

Изготовим бусы

Цель: Продолжать учить детей различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Соотносить предметы по цвету. Развивать математические способности детей раннего возраста. Развивать моторику кончиков пальцев рук,

Оборудование: Куклы основных цветов « красная, синяя, жёлтая и зелёная». Бусы « кружочки четырёх основных цветов». Лист с нарисованной верёвочкой. Верёвочка, крышки с отверстием для нанизывания, грибочки, полоски из картона

  • Воспитатель показывает кукол и рассказывает, что они очень торопились, куклы хотят сделать себе бусы, но не умеют. Поэтому просят детей помочь им. Для этого каждый ребёнок выбирает себе куклу и на нарисованном шнурке путём выбора нужного кружка из четырёх предложенных цветов выбирает нужные бусы под цвет платья куклы. Дети выполняют задание, педагог обращается индивидуально к каждому ребёнку

- какое платье у твоей куклы? (красное)

- какие ты бусы должен собрать? (красные)

- а у твоей куклы, какое платье?

- значит ты должен собрать какие бусы ?и т.д

«Воздушные шары»

Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.

Оборудование: воздушные шары, нитки соответствующих цвету шаров

  • Воспитатель показывает детям картонную полосу, к которой прикреплены разноцветные нитки. Дети должны для нитки определенного цвета подобрать соответствующий шарик.

 

Игры по ознакомлению с формой и величиной

«Геометрическое лото»

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образу.

  • Воспитатель рассматривает с детьми предложенный материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, треугольная).

«Соберем башенку»

Цель: учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Оборудование: пирамида

  • Воспитатель вместе с детьми рассматривают башенку, на стержне которой много колец, затем снимают кольца — сначала поменьше, затем побольше. Воспитатель откладывает самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами

«Найди свой домик»

Цель: целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.

Оборудование: детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат, треугольник.

  • «В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель на каждый раз меняет домики местами.

«Найди пару»

  Цель: изучение восприятия формы геометрических фигур.

  • На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой - круг и квадрат, на третьей - два треугольника и так далее. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку.

  Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

«Пирамидки»

Цель: формирование величины предметов, независимо от их положения в пространстве.

Оборудование: одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников игры, включая воспитателя). Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, используется цветок картон кружок.

  • Дети садятся за общий стол и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и прелагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и расположены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подравнять ряд колечек, чтобы получился ровный, красивый луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.

  На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра - круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: « А где же наши пирамидки?

  Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача – собрать

пирамидку. «Какое колечко палочка зовет первым?» - спрашивает воспитатель. «Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и вспомните, какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети

выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. -

Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.

  Так постепенно воспитатель и дети собирают свои колечки по убывающей величине. Получаются пирамидки. Поверх колец надеваются колпачки и пирамидки снова становятся высокими.

Правила игры:

Играть дружно, организованно воспроизводить действия, которые показывает воспитатель.

Советы воспитателю: при проведении игры важно четко и правильно называть величину колечка, которое надевается на палочку. Названия величины могут варьироваться: «большое, но чуть поменьше», «еще чуть поменьше», «еще меньше,

почти самое маленькое». Показывать каждый раз детям названия величины и следить, чтобы они правильно его повторяли

Картотека игр по сенсорному развитию детей 2 младшей группы.

( 3 - 4 года).

«Укрась бабочку»

Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету.

Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький.

 Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

 Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник).

Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький);

 Развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

« Спрячь мышку»

Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку. 
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». 
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.

Материал:
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
— Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть, чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Наступил день.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
— Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход игры:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Цели:

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Цели:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. 
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? ( Ответы детей).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цели:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы:
пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход игры:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цели:
Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход игры:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:
Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: 

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», — держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: 

Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель:

 научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»

Цель: 

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель:

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию младшей группы детского сада

Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими руками....

Картотека по сенсорному воспитанию

Картотека игр по сенсорному развитию детей ...

Значение сенсорного воспитания.Младшая группа

Значение сенсорного воспитания .Консультация для родителей...

Конспект игровой образовательной ситуации по сенсорному воспитанию в группе детей младшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие»  Тема: « Кошкины помощники»Цель: продолжать формировать сенсорное развитие.Задачи: Образовательная: продолжать формирова...

картотека по сенсорному воспитанию

Игры на различение основных цветов  Карточка №1 «Посади жука на свой листок»Цель: учить детей различать 4 основных цвета и  соотносить цвета разнородных предметов.Матер...