Проект "Русские народные традиции"
проект (средняя группа)
Проект "Русские народные традиции" разработанный для детей и родителей средней дошкольной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»
Проект
в средней группе
«Русские народные традиции»
Подготовила:
Демьянова Елена Александровна – воспитатель.
2022 – 2023 уч. г.
«Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа
как исторической личности» -
Академик Геннадий
Никандрович Волков.
В наше время, во время развития информационных систем люди всё реже стали обращаться к культуре и традициям своих предков. Родители с детьми практически не посещают музеи, где можно было бы увидеть предметы старины. Также у людей стал пропадать интерес к различному русскому народному промыслу.
А ведь именно традиции и обычаи русского народа помогают воспитывать любовь к русской культуре к её истории. Познание детьми народной культуры оказывает положительное влияние на эстетическое развитие детей, раскрывает их творческие способности и формирует духовную культуру.
Поэтому мы решили попробовать организовать работу в наших группах в этом направлении и разработали небольшой информационно - творческий проект, участниками которого стали родители и воспитанники средних групп «Солнышко» и «Рябинка»
Цель проекта: Ознакомление воспитанников и родителей средних групп с культурой, бытом и традициями русского народа путём организации различных познавательно – творческих мероприятий.
Задачи проекта:
Для педагогов:
- Способствовать формированию представлений об особенностях русского быта и традиционного уклада жизни русского народа, через создание развивающей предметно-пространственной среды; организацию праздников, мастер – классов с воспитанниками и их родителями, показом презентаций.
Для воспитанников:
- Развивать интерес к русской народной культуре, предметам прошлого, осознавать их культурную принадлежность;
- Формировать представление о народных промыслах русского народа.
- Приобщать к общечеловеческим ценностям.
Задачи, направленные на родителей воспитанников:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах русской национальной культуры;
- Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.
Ожидаемый результат:
- Создание единого образовательного пространства по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;
- Применение наиболее эффективных методов и приемов, соответствующих возрастным особенностям развития детей и основным направлениям работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;
- Повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения детей к русской народной культуре;
- Повышение интереса детей к русской народной культуре;
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды;
- Повышение интереса родителей к русской народной культуре.
Основные принципы:
- Принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
- Принцип личностно-ориентированного общения – создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;
- Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;
- Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки постепенно (от простого к сложному);
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремится к достижению результата;
- принцип целостности - предполагает соблюдение единства обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
- принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом и родителями.
Этапы проекта:
1 этап – информационно-подготовительный (организационный)
Цель этапа: определение доступных методов и приёмов работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, создание единого образовательного пространства между педагогами и родителями воспитанников.
Задачи: изучение методической литературы по данной проблеме. Составление плана работы. Подбор материалов.
2 этап – формирующий
На данном этапе осуществляется образовательная деятельность, направленная на ознакомление дошкольников с культурой русского народа:
- Проведение родительских собраний, с целью ознакомления родителей с проектом и приобщением их к данной работе.
- Проведение совместных мероприятий, мастер – классов.
- Разработка и изготовление практического и наглядного материала.
- этап – заключительный
- Создание мини музея с творческими работами, изготовленных в совместном сотрудничестве с родителями.
- Круглый стол - обобщение результатов по проекту.
Перспективный план по реализации проекта:
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Организационные родительские собрания. Осенняя ярмарка: «Дары осени» |
Октябрь | Посещение мини музея в детском саду: «Русская изба»; «Русская народная утварь»; «В гостях у народных мастеров» - вечерняя гостиная для родителей с детьми. (Знакомство с народными промыслами) |
Ноябрь | «Народная игрушка – кукла-самоделка» - мастер – класс для детей и родителей. Конкурс для родителей и детей по изготовлению куклы «Берегини» в домашних условиях, с последующей организацией выставки, для детей всего детского сада. |
Декабрь | Мастер класс по росписи филимоновской игрушки. Вечерняя гостиная на тему: «Русская матрёшка, какая она?» |
Январь | Развлечение «Русские колядки» - знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, прибаутками, закличками, пословицами, поговорками); Создание картотеки народных игр. |
Февраль | Мастер – класс «Зимняя сказка» по росписи посуды из папье - маше. «Гжельская роспись». Вечерняя гостиная |
Март | Развлечение: «Русская масленица» Вечерняя гостиная с просмотром презентации об истории русского костюма. «Путешествие к мастерам Хохломы» - творческий стол по изготовлению посуды из солёного теста и последующей росписи в технике «Русская хохлома» |
Апрель | Создание совместными усилиями с родителями мини – музея «Русский дворик». Круглый стол с родителями – подведение итогов работы. |
Вывод: при реализации проекта педагоги повысили свою компетенцию в вопросах приобщения детей к русской народной культуре. А у родителей повысился интерес к народным традициям, желание принимать участия в мероприятиях данной направленности. И дети, и родители получили опыт в изготовлении и росписи народных игрушек.
Данный проект помог систематизировать знания всех участников проекта старинных праздниках и обрядах, а также о традициях русского народа. Помог посеять зерно в воспитание уважительного отношения к русской народной культуре.
ЛИТЕРАТУРА:
- Воспитание детей на традициях русской культуры. Г.В. Лунина - М: «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
- Воспитание ребенка в русских традициях. Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова –М: Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
- «Как жили люди на Руси». О.Л. Князева. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
- Народный костюм. Н.М. Калашникова - Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
- Путешествие в историю русского быта. М.В. Короткова. - М: «Дрофа», 2003 – 256 с.
- Русские народные праздники в детском саду. М.Ю. Картушина. –М: «Сфера», 2006 – 319 с.
- Русские обряды и традиции. Народная кукла. И.Н. Котова, А.С. Котова СПб.: «Паритет», 2003 – 236 с.
- О. А. Соломенникова. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями
Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки их традиции, их обычаи»...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Консультация для родителей. КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ? ЧТО ТАКОЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ, ГОСТЕПРИИМСТВО?
Многие семьи имеют свои традиции и обычаи. В одной, например, утром всегда пьют чай с лимоном, а вечером – горячее какао. И так каждый день. В другой семье могут быть другие обычаи. К примеру, д...