Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)

Хаирова Амина Арсеновна

Методическая разработка

 

«Знакомство с симфоническим оркестром»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razrabotka.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Знакомство с симфоническим оркестром»

Цель: познакомить детей с некоторыми инструментами симфонического оркестра из разных групп (струнные, духовые, ударные).

Задачи:

- учить детей классифицировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения (струнные, духовые, ударные);

- расширять словарный запас детей: познакомить с названиями музыкальных инструментов и названиями специальностей музыкантов-исполнителей (скрипка-скрипач,  флейта-флейтист и т.п.);

- познакомить детей с тембрами некоторых инструментов симфонического оркестра  (треугольник, скрипка, флейта);

- продолжать учить детей передавать характер музыки в движении.

Музыкальный материал:

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского в исполнении симфонического оркестра;

Отрывок из «Кармен-сюиты» Ж.Бизе;

«Шутка» И.С.Баха;

 «Каприс» Н.Паганини;

«Мелодия» для скрипки с фортепиано П.И.Чайковского.

Оборудование: аппаратура для аудиовоспроизведения музыки, ленты (по 2 шт. каждому), треугольники, бубны, блокфлейта, скрипка, иллюстрации (симфонический оркестр, флейта, портрет П.Чайковского).

Ход занятия

Вход под «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского в исполнении симфонического оркестра.

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель (М.р.): Ребята, а вы узнали музыкальное произведение, под которое вошли в муз.зал? (Ответы детей).

М.р.: Раньше этот марш играла на фортепиано я. А сегодня я включила аудиозапись. Послушайте отрывок аудиозаписи. (Звучит фрагмент). Звучало фортепиано или нет? (Ответы детей).

«Марш дер.солдатиков» прозвучал в исполнении симфонического оркестра. (Иллюстрация)

В симфонический оркестр входят разные инструменты, которые объединены в группы. Скажите, а в детском саду ведь тоже есть группы, а какие? (Ответы детей). В детсаду группы называются согласно возрасту детей. А в оркестре есть группы духовых, струнных, ударных. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей). В оркестре в каждую группу инструментов входят инструменты с одинаковым способом извлечения звука.

Вот, например, в руках у меня один из инструментов симф.оркестра. (Показывает треугольник). На какую геометрическую фигуру он похож? (Ответы детей). Это треугольник. (Играет на треугольнике). А как возникает звук? (Ответы детей). Музыкант ударяет металлической палочкой по треугольнику, он колеблется и возникает звук (Играет). А это что за инструмент? (показывает бубен) Да, это всем вам известный бубен. На бубне тоже играют в симфоническом оркестре. Кто мне покажет, как можно играть на бубне? (Ребёнок показывает). Можно ударять рукой по бубну и колеблется мембрана и тарелочки, а можно его потряхивать – тогда ударяются друг о друга только тарелочки. Давайте послушаем, как звучит бубен в составе симфонического оркестра.

Звучит отрывок из «Кармен-сюиты»

М.р.: А сейчас я покажу вам ещё один инструмент симфонического оркестра. (Показывает скрипку). Это скрипка. Как вы думаете, к какой группе инструментов она относится? (Ответы детей). Скрипка относится к струнной группе. Звук возникает от колебания струны. В основном, на скрипке играют с помощью смычка (показывает смычок). Музыкант проводит смычком по струнам и возникает звук (показывает)

Аудиозапись «Каприс» Н.Паганини

М.р.: А вы знаете, как называется музыкант, который играет на скрипке? (Ответы детей). Музыкант, играющий на скрипке называется скрипач. На скрипке играют не только в составе оркестра. Часто композиторы пишут сольные произведения для скрипки и ещё какого-нибудь инструмента. (Показывает портрет П.Чайковского). Ребята, кто это? (Ответы детей). П.И.Чайковский написал «Мелодию» для скрипки в сопровождении другого инструмента. Давайте послушаем это муз.произведение и вы попробуете угадать, какой инструмент звучит кроме скрипки.

Аудиозапись «Мелодия» П.Чайковского

М.р.: Какой инструмент солировал? (скрипка). А ещё какой инструмент звучал? (фортепиано). Послушайте отрывок «Мелодии» и скажите, какая музыка по характеру?

Звучит фрагмент.

М.р.: Какая музыка по характеру? (Музыка напевная, плавная).

А теперь я вам раздам ленты,  вы встанете врассыпную и попробуете движениями передать характер музыки.

Дети двигаются под музыку, затем садятся на места.

М.р.: Молодцы, выполнили задание. А теперь я вам покажу ещё один инструмент, который раньше входил в состав симфонического оркестра. А теперь на нём учатся играть дети в музыкальной школе перед тем, как учиться играть на духовых инструментах симфонического оркестра. (Показывает блокфлейту). Это блокфлейта или продольная флейта. Послушайте, как она звучит. (Играет на блокфлейте). Как вы думаете, к какой группе инструментов относится блокфлейта? (Ответы детей). Блокфлейта относится к духовым инструментам, т.к. звук в ней возникает от колебания воздушного столба. Вы когда- нибудь дули в свисток? (Ответы детей). Примерно также возникает звук в духовых инструментах. Музыкант выдувает воздух в специальное отверстие и возникает звук. (Показывает). А теперь послушаем как звучит современная флейта.

Аудиозапись «Шутка» И.С. Баха 

М.р.: Какая музыка по характеру? (лёгкая, быстрая). Называется это муз.произведение «Шутка». Флейта солирует, а оркестр сопровождает её игру.  Когда вы поёте песни, я вам подыгрываю, тогда получается, что вы солируете, а я вам аккомпанирую, т.е. подыгрываю вам муз.сопровождение. А в «Шутке» солирующей флейте аккомпанирует оркестр. А теперь давайте вы будете солировать на бубнах, треугольниках и колокольчиках. А аккомпанировать вам будет симфонический оркестр.

Игра в оркестре (дети играют на бубнах и треугольниках)

М.р.: Скажите, пожалуйста, я вам на фортепиано аккомпанировала сейчас или было какое-то другое сопровождение? (играл симфонический оркестр). А на каких инструментах вы играли? А к какой группе инструментов по способу звукоизвлечения они относятся? (к ударным).

А с какими инструментами симфонического оркестра вы сегодня познакомились? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...