Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка
«Знакомство с симфоническим оркестром»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_razrabotka.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Знакомство с симфоническим оркестром»
Цель: познакомить детей с некоторыми инструментами симфонического оркестра из разных групп (струнные, духовые, ударные).
Задачи:
- учить детей классифицировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения (струнные, духовые, ударные);
- расширять словарный запас детей: познакомить с названиями музыкальных инструментов и названиями специальностей музыкантов-исполнителей (скрипка-скрипач, флейта-флейтист и т.п.);
- познакомить детей с тембрами некоторых инструментов симфонического оркестра (треугольник, скрипка, флейта);
- продолжать учить детей передавать характер музыки в движении.
Музыкальный материал:
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского в исполнении симфонического оркестра;
Отрывок из «Кармен-сюиты» Ж.Бизе;
«Шутка» И.С.Баха;
«Каприс» Н.Паганини;
«Мелодия» для скрипки с фортепиано П.И.Чайковского.
Оборудование: аппаратура для аудиовоспроизведения музыки, ленты (по 2 шт. каждому), треугольники, бубны, блокфлейта, скрипка, иллюстрации (симфонический оркестр, флейта, портрет П.Чайковского).
Ход занятия
Вход под «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского в исполнении симфонического оркестра.
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель (М.р.): Ребята, а вы узнали музыкальное произведение, под которое вошли в муз.зал? (Ответы детей).
М.р.: Раньше этот марш играла на фортепиано я. А сегодня я включила аудиозапись. Послушайте отрывок аудиозаписи. (Звучит фрагмент). Звучало фортепиано или нет? (Ответы детей).
«Марш дер.солдатиков» прозвучал в исполнении симфонического оркестра. (Иллюстрация)
В симфонический оркестр входят разные инструменты, которые объединены в группы. Скажите, а в детском саду ведь тоже есть группы, а какие? (Ответы детей). В детсаду группы называются согласно возрасту детей. А в оркестре есть группы духовых, струнных, ударных. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей). В оркестре в каждую группу инструментов входят инструменты с одинаковым способом извлечения звука.
Вот, например, в руках у меня один из инструментов симф.оркестра. (Показывает треугольник). На какую геометрическую фигуру он похож? (Ответы детей). Это треугольник. (Играет на треугольнике). А как возникает звук? (Ответы детей). Музыкант ударяет металлической палочкой по треугольнику, он колеблется и возникает звук (Играет). А это что за инструмент? (показывает бубен) Да, это всем вам известный бубен. На бубне тоже играют в симфоническом оркестре. Кто мне покажет, как можно играть на бубне? (Ребёнок показывает). Можно ударять рукой по бубну и колеблется мембрана и тарелочки, а можно его потряхивать – тогда ударяются друг о друга только тарелочки. Давайте послушаем, как звучит бубен в составе симфонического оркестра.
Звучит отрывок из «Кармен-сюиты»
М.р.: А сейчас я покажу вам ещё один инструмент симфонического оркестра. (Показывает скрипку). Это скрипка. Как вы думаете, к какой группе инструментов она относится? (Ответы детей). Скрипка относится к струнной группе. Звук возникает от колебания струны. В основном, на скрипке играют с помощью смычка (показывает смычок). Музыкант проводит смычком по струнам и возникает звук (показывает)
Аудиозапись «Каприс» Н.Паганини
М.р.: А вы знаете, как называется музыкант, который играет на скрипке? (Ответы детей). Музыкант, играющий на скрипке называется скрипач. На скрипке играют не только в составе оркестра. Часто композиторы пишут сольные произведения для скрипки и ещё какого-нибудь инструмента. (Показывает портрет П.Чайковского). Ребята, кто это? (Ответы детей). П.И.Чайковский написал «Мелодию» для скрипки в сопровождении другого инструмента. Давайте послушаем это муз.произведение и вы попробуете угадать, какой инструмент звучит кроме скрипки.
Аудиозапись «Мелодия» П.Чайковского
М.р.: Какой инструмент солировал? (скрипка). А ещё какой инструмент звучал? (фортепиано). Послушайте отрывок «Мелодии» и скажите, какая музыка по характеру?
Звучит фрагмент.
М.р.: Какая музыка по характеру? (Музыка напевная, плавная).
А теперь я вам раздам ленты, вы встанете врассыпную и попробуете движениями передать характер музыки.
Дети двигаются под музыку, затем садятся на места.
М.р.: Молодцы, выполнили задание. А теперь я вам покажу ещё один инструмент, который раньше входил в состав симфонического оркестра. А теперь на нём учатся играть дети в музыкальной школе перед тем, как учиться играть на духовых инструментах симфонического оркестра. (Показывает блокфлейту). Это блокфлейта или продольная флейта. Послушайте, как она звучит. (Играет на блокфлейте). Как вы думаете, к какой группе инструментов относится блокфлейта? (Ответы детей). Блокфлейта относится к духовым инструментам, т.к. звук в ней возникает от колебания воздушного столба. Вы когда- нибудь дули в свисток? (Ответы детей). Примерно также возникает звук в духовых инструментах. Музыкант выдувает воздух в специальное отверстие и возникает звук. (Показывает). А теперь послушаем как звучит современная флейта.
Аудиозапись «Шутка» И.С. Баха
М.р.: Какая музыка по характеру? (лёгкая, быстрая). Называется это муз.произведение «Шутка». Флейта солирует, а оркестр сопровождает её игру. Когда вы поёте песни, я вам подыгрываю, тогда получается, что вы солируете, а я вам аккомпанирую, т.е. подыгрываю вам муз.сопровождение. А в «Шутке» солирующей флейте аккомпанирует оркестр. А теперь давайте вы будете солировать на бубнах, треугольниках и колокольчиках. А аккомпанировать вам будет симфонический оркестр.
Игра в оркестре (дети играют на бубнах и треугольниках)
М.р.: Скажите, пожалуйста, я вам на фортепиано аккомпанировала сейчас или было какое-то другое сопровождение? (играл симфонический оркестр). А на каких инструментах вы играли? А к какой группе инструментов по способу звукоизвлечения они относятся? (к ударным).
А с какими инструментами симфонического оркестра вы сегодня познакомились? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....