Консультация для коллег «Приобщение дошкольников к культурному наследию».
консультация
В рамках человеческой деятельности культурное наследие дает осязаемые представления о системах ценностей, верованиях, традициях и образе жизни. Являясь неотъемлемой частью культуры в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_priobshchenie.docx | 289.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида №36 «Аленький цветочек»
«Приобщение дошкольников к культурному наследию»
Воспитатель:
Н.А Гавриш
Городской округ город Выкса 2022 год
Культурное наследие — это выражение образа жизни, выработанного сообществом и передаваемого из поколения в поколение, включая обычаи, обычаи, места, объекты, художественное самовыражение и ценности.
Культурное наследие часто выражается как нематериальное или материальное культурное наследие. Оба понятия рассматриваются, как единая целостная культура.
В рамках человеческой деятельности культурное наследие дает осязаемые представления о системах ценностей, верованиях, традициях и образе жизни. Являясь неотъемлемой частью культуры в целом.
Культурное наследие содержит эти видимые и ощутимые следы от древности до недавнего прошлого.
Типы культурного наследия
Культурное наследие можно выделить как:
- Искусственная среда (здания, городские пейзажи, археологические раскопки)
- Природная среда (сельские пейзажи, побережья и береговые линии, сельскохозяйственное наследие)
- Артефакты (книги и документы, предметы, изображения)
Движущая сила всех определений культурного наследия: это человеческое творение, предназначенное для информирования и понимания идентичности нации, народности или культурного процесса.
Материальное и нематериальное культурное наследие
Когда-то относясь исключительно к монументальным останкам культур, культурное наследие как понятие постепенно стало включать новые категории. Сегодня мы обнаруживаем, что наследие проявляется не только в материальных формах, таких как артефакты, здания или ландшафты, но и в нематериальных формах.
Нематериальное наследие включает голоса, ценности, традиции, устную историю. Обычно это воспринимается через кухню, одежду, формы укрытия, традиционные навыки и технологии, религиозные церемонии, исполнительское искусство, рассказывание историй.
Сегодня мы считаем материальное наследие неразрывно связанным с нематериальным наследием. В проектах по сохранению мы стремимся сохранить как материальное, так и нематериальное наследие.
Забота о нашей собственной исторической памяти раскрывает уровень цивилизованности и нравственности страны.
Ориентация российской системы образования на общекультурное развитие исторически является одной из приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте Закона Российской Федерации «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в Отечестве. Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения.
Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведѐт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. И сегодня особенно актуальной является задача привить детям любовь к народной культуре к еѐ истокам, обычаям, традициям. Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и побуждает уважать культуру других народов и чутко к ней относится. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить историческо - национального лица и самобытности. Приобщать к культуре, к традициям народа необходимо с детства, с периода «первичной социализации», то есть с дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве закладывается программа поведения, социальные формы жизни, будущие виды деятельности.
Тренинг
- Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времѐн, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
- От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);
- Как вы считаете, в чѐм наиболее ярко отразились черты характера того или иного народа и присущие ему нравственные ценности в современных условиях? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программы);
- Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнѐшь);
- Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая); - - Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)
По этому направлению использую следующие методы и приѐмы.
1. метод, формирующие этнокультурное сознание (беседы, рассматривание оригинальных предметов быта: костюмы, посуда, украшения, картин и репродукции, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио - и видеозаписей; «Путешествие по реке времени», «Путешествия по карте» и др.);
К этой группе методов относятся следующие приемы: объяснение, напоминание, сравнение, сопоставление, проблемные вопросы, выдвижение гипотез, загадок, обучение детей постановке вопросов, аргументации, рассуждениям («если, то»), доказательствам.
2.метод этнической топонимии, то есть знакомство с названиями местности; эвристическая беседа «Семейные традиции вчера и сегодня», в основе которой лежат метод сравнения и метод вопросов;
Используем такие приемы, как: сюрпризные моменты, введение народных и сказочных персонажей, прием наивного антропоморфизма («О чем нам расскажет край»). Выполнение игровых действий, разыгрывание ролей, этюдов, создание ситуаций успеха, фиксация успеха, постановка детей в позицию воображаемого героя.
3.метод, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения: рефлексивный метод; игровые методы (сенсорно-эмоциональные игры «Угадай, чей народный костюм», «Любимые цвета народов», «Угадай, чьѐ национальное блюдо», «Кому, что нужно для работы»);
К этой группе методов относятся творческие задания, составление коллажа, «родового дерева»; коллекционирование атрибутов народного быта; организация встреч гостей разной национальности (игровые тренинги) Знакомство детей с традициями и обычаями семьи, взаимоотношениями членов семьи, формирование представления о распределении обязанностей в семье, поддерживание любви к маме, папе, братьям и сѐстрам, бабушкам и дедушкам предполагает в результате доброе отношение наших воспитанников к близким людям, их стремление оказать всем посильную помощь.
4.метод действенно-практического стимулирования: картографический метод («Путешествие по карте», «Путешествие в историю края, жизни народа, вещей, семьи, языка»);
5.метод моделирования («Модели народных календарей», «Труд человека в», «Жилища народов России» и др.)
Знакомство детей с историей и природой родного края, предполагает изучение истории жизни человека в ПФО, знакомство с бытом и традициями народов ПФО, знакомство с календарно -обрядовыми праздниками, с фольклором коренных народов, писателями и поэтами.
приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...
Приобщение дошкольников к культурному наследию России через знакомство с Урало - Сибирским промыслом
В статье раскрывается история, особенности Урало-Сибирской росписи и значение приобщения дошкольников к ее традициям с точки зрения патриотического воспитания и культурного наследия....
Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны
Работа по приобщению дошкольников к культурному наследию родной страны...
Статья "Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины."
Приобщение дошкольников к культурному наследию своей родины....
Приобщение дошкольников к культурному наследию их малой Родины
Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, как нечто ценное и почитаемое, созданная прошлыми поколениями. Культурное наследие становится фактором сплочения нации, средством объедине...