Приобщение дошкольников к культурному наследию народа
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Нечаева Инга Юрьевна

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с детьми культурного наследия народа.

Наша цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, подготовить почву для сознательного усвоения понятия Родины...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Заместитель заведующего по ВМР Нечаева Инга Юрьевна

Воспитатель Глушкова Татьяна Леонидовна,

Автономная некоммерческая организация

дошкольного образования «Планета детства «Лада»

                                             Детский сад № 201«Волшебница» г.о. Тольятти

…Человек, не приученный с пеленок к своей почве, едва ли к ней приурочится, коли он соком ее не питался и едва ли ее знает?

В.И. Даль.

       В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества, гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встает извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать и как воспитывать – проблема, требующая специального рассмотрения в современных условиях.

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что влечет за собой немалые изменения содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности.

        В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

        Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы.

          Использовать эту особенность детей дошкольного возраста призывала русская демократическая педагогика, которая формировалась под воздействием взглядов на воспитание революционных демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. В воспитании нового человека – гражданина, патриота они отводили большое место родному языку, художественному слову и считали, что такое воспитание должно начинаться с малого возраста.

          К.Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!»

         Устное народное творчество, писал А.Н. Толстой, - это «не только плод народного досуга. Оно было достоинством и умом народа. Ставило и укрепляло его нравственный облик, было его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняло глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой почитанием отцов и дедов».

             Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в пространстве, а также предназначаются взрослым для выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу, красоту "Сашенька хороший, Сашенька пригожий…», «Маша черноброва…», «Расти коса до пояса…»). В поэтических  произведениях нет никаких назиданий, но между строк читается народная дидактика, школа материнства.

         Знакомство с лучшими образцами устного народного творчества должно осуществляться как можно раньше. Оно начинается с песенок, потешек, пестушек, колыбельных.

Побасенки - поэтические миниатюры для назидания, поучения («Федул, что губы надул?»)

         Небылицы основаны на неправдоподобии, вымысле, однако тем самым они помогают ребенку утвердить в своем мышлении подменные взаимосвязи живой действительности, укрепляют в нем чувство реальности.

          Дразнилки – форма проявления детской сатиры и юмора. В каждой дразнилке – заряд исключительно эмоциональной         силы (например, «Архип – старый гриб», «Ябеда – беда, тараканья еда» и т.д.)

          Скороговорки  учат четко, быстро и правильно говорить, но в то же время остаются просто игрой. Этим они и привлекают детей.

          Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них – богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадка – полезное упражнение для ума, своеобразное испытание на сообразительность. Загадка вводит ребенка в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает ему открывать для себя поэзию окружающего мира.

           В богатейшей сокровищнице народного творчества одно из значительных мест занимают пословицы и поговорки, которые представляют собой лаконичные, выразительные народные толкования, итог долгих наблюдений, воплощение житейской мудрости. Пословицы и поговорки обогащают и украшают язык, органично вплетаются в народную речь, они естественны и неотделимы от нее. Обращенные к детям, они могут открыть им некоторые нормы поведения, моральные нормы («Родной куст и зайцу дорог», «Добро творить – себя веселить» и др.) Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Сказанное, например, при виде брошенной одежды: «Делано наспех – и сделано на смех» крепко запомнится и пояснит малышу лучше скучных наставлений.

         Заклички, игровые припевы, приговорки, которые некогда принадлежали «взрослому» фольклору, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это обращение к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, ветру и др. («Дождик, дождик, пуще! Дай хлеба гуще!»).

          Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

         Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительной отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

      Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, соответствуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

         Хороводы были издавна любимым развлечением молодежи. В хороводе слились воедино танец, игра и песня. Хороводы разнообразны и богаты как по драматургии, так и по хореографии. В хороводных песнях ярко раскрываются нравственные и эстетические идеалы наших предков.

          Русская народная песня. Народные песни, составляющие обширную и разнообразную область фольклора, - это, прежде всего лирика «для взрослых». Эстетические потребности дошкольника полностью может удовлетворить детский песенный фольклор. Песня предлагает ребенку обширный круг поэтический ассоциаций. Белая береза, разлившаяся весенняя вода, белая лебедушка…Все эти образы становятся основой поэтического взгляда на мир, проникнутого любовью к родной природе, родной речи, Родине.

           Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения Родине и народу.

        Сказки…Трудно представить себе мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Они издавна составляет элементы народной педагогики. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

        Дети легко запоминают сказки. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки открывают безграничный простор для фантазии, будят и развивают воображение ребенка. По праву сказку считают образцом национального искусства слова.

        Духовность, по мнению педагога Г.П. Шевченко, – это интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно-эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, благотворительности, это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.

        Но возрождение духовности – более длительный процесс, нежели ее уничтожение. Именно длительность процесса и невозможность в годы юности и тем более в зрелом возрасте то, что упущено в детстве, обращают наше внимание на самый ранний период жизни человека. Особая значимость проблемы объясняется и тем, (это подтверждают убедительные данные многолетних исследований крупнейших ученых – таких, как А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин и др.), что именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культурному национальному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, правах и обычаях людей, среди которых он живет, сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.

         Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша цель – как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию.

        Основная установка при организации процесса приобщения ребенка к истокам культуры заключается в том, что приобщение должно быть активным.

          По мнению А.П. Усовой, маленьким детям еще не доступно сознательное усвоение понятия Родины, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него. Такой благоприятной почвой и является народное творчество во всем его многообразии. И не надо придумывать ничего нового, это уже есть в каждом из нас. Нужно только глубже заглянуть в себя и вспомнить мамину колыбельную, бабушкину сказку, лапту, в которую играли с друзьями во дворе.

Вводить элементы народной педагогики в детскую жизнь надо естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто пользоваться русскими народными выражениями. Было бы ошибкой считать, что все содержание детской жизни должно быть насыщено лишь только народным творчеством. Для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов ребенка ему в равной степени необходима и современная песня, и современная литература, игрушка и т.п.

     Главное в том, чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части единого целого. Это и является основой глубокой гуманизации образования.

Примерное планирование по теме «Приобщение детей к культурному наследию народа (старший дошкольный возраст)

 Ме-сяц

Основные мероприятия и функции воспитательной деятельности

Подготовительная работа в группе

Сентябрь

«Осенины»

Воспитывать художественный вкус, способность проявлять элементарное оценочное отношение к красоте в природе и в быту.

1. «Дождинки».

Разговор об овощах, с/хозяйственных работах.

2. «Анна и Савва скирдники». Изготовление игрушек из трав.

3. «Святой Тит – последний гриб растит» - заучивание пословиц, закличек.

4. «Сентябрь – листопадник». Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, даров осени. Составление осенних букетов.

Октябрь

«Покров»

Развивать интерес к старинным праздникам, способность чувствовать и понимать образный язык сказок.

1. «По щучьему велению, по моему хотению». Иллюстрирование русских народных сказок.

2. «Каков Покров – такова и зима». 

Беседа о празднике, народные приметы.

3. «Харитина – первые холстины». Вышивка.

Ноябрь

«Проводы осени»

Развивать логическое мышление наблюдательность и фантазию, воспитывать чувство сопереживания к зимующим птицам и животным.

1. «Ноябрь – полузимник». Викторина (загадки, пословицы, народные приметы).

2. «Зиновий – синичник». Изготовление и развешивание кормушек.

3. «Кто где зимует?». Чтение литературы о том, как звери готовятся к зиме.

Декабрь

«Смотрины зимы»

Способствовать активному самовыражению личности через поэтический и музыкальный фольклор русского народа.

1. «Екатерина – санница». Катание на санках, народные игры на воздухе.

2. «Пирогов покушай – песенок послушай». Песни, частушки.

3. «Чародейка – зима». Конкурс стихов о зиме.

Январь

«Пришла коляда – открывай ворота!»

Способствовать формированию певческих голосов детей, развивать выразительность пения, образность и ритмичность движений.  

1.«Колядовщики». Индивидуальная работа: заучивание и исполнение колядок.

2. «Святки». 

Народные игры, хороводы.

3. «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…». Беседа о традициях и обрядах.

Февраль

«Это русская сторонка – это Родина моя!»

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, через художественное слово.

1. «Февраль – вьюговень, бокогрей, метень, снежень, лютень». Беседа о значении слов старорусского языка.

2. «Человек без Родины, что соловей без песни». О родном городе, пословицы, поговорки  о Родине.

3. «Белая березка за моим окном…». Рисование зимнего дерева беседа о бережном отношении к природе.

Март

«Масленица»

Побуждать детей к широкой, разнообразной деятельности.

1.«Масленица, приходи!» изготовление атрибутов для ряженых к празднику.

2. «Тинка – тинка, подай блинка», беседа о русском гостеприимстве, народной кухне приготовление блинов.

3. «Масленица, прощай, а на тот город опять приезжай» народные конкурсы, соревнования.

4. «День Ильи Муромца» физкульт.досуг для мальчиков.

Апрель

«Пасха»

Воспитывать у детей любовь к национальным традициям.

1. «Снесла курочка яичко…» роспись пасхальных яиц.

2. «Поспевают в печи  куличи» беседа о празднике, его обрядах.

Май

«Русская ярмарка»

Способствовать формированию у детей интереса к народным промыслам. Развивать творческие способности.

1. «Мастерок». Изготовление игрушек и др. поделок для ярмарки.

2. «Коробейники». Заучивание закличек.

3. «В гости на древнюю Русь». Экскурсия в краеведческий музей.

Июнь

«День рождения»

Воспитывать культуру общения.

1. «Мал золотник, да дорог». Беседа о подарках.

2. «Хозяюшка». 

Правила поведения за столом, прием гостей.

3. «Июнь – разноцвет». Составление букета именинникам.

Июль

«К бабушке на оладушки» развивать эмпатийные качества личности.

1. «Для любимой бабушки мы исполним песенку». 

Игра на муз.инструментах, исполнение русских народных песен.

2. «Бабушкины помощники». Составление рассказов (как помогали бабушке, когда гостили у нее).

3. «Расскажи нам бабушка». Родословная.

Август

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Воспитывать трудолюбие.

1. «Август – серпень». Уборка урожая с огорода в ДОУ.

2. «Сладкий медок, так и просится в роток». Беседа о пчелах, о том, откуда берется мед.

3. «Хлеб – всему голова». Экскурсия в поле, пословицы, поговорки о хлебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Приобщение дошкольников к культурному наследию народа

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию теоретический и практический материал по проблеме нравственного воспитания дошкольников, формирования духовности посредством использования в работе с деть...

Проект "Приобщение дошкольников к культурному наследию народов Росси на основе сказок"

Проект позволяет повысить уровень культуры, расширить представление о сказках народов России....

«Приобщение дошкольников к культурному наследию мордовского народа»

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОО и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народному искусству и культуре мордовского народа, ее материальным и д...

Доклад «Взаимодействие специалистов при организации проектной деятельности по приобщению дошкольников к культурному наследию народов России»

Патриотическое воспитание дошкольников – это одна из самых актуальных задач в работе воспитателей на базах современных ДОУ. В детях с дошкольного возраста необходимо формировать чувства гордости...

Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа.

Приобщение дошкольников к культурному наследию чувашского народа....

"Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа посредством дидактических игр"

laquo;Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педаг...