Календари природы в детском саду.
методическая разработка
Календари природы в ДОУ.
Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность
- В ясельной группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
- В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. Рядом с календарём природы обязательно ставится кукла с комплектом одежды по каждому сезону
- В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное. Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?»
На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.
- В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.
Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели. .
- Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.
В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.
Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку. .
Каждый день в детском саду мы разговариваем о погоде с детьми. Большее внимание уделяю работе с календарем природы. Предоставляю вам варианты оформления календаря по Николаевой С.Н
Т.к я работаю с детьми старшего дошкольного возраста наш календарь природы состоит из трех частей:
1) Время (дни недели);
2) неживая природа (погода);
3) живая природа (растительный и животный мир, труд людей).
В дальнейшем при заполнении календаря
им станет понятно, что:
сезон состоит из трёх месяцев,
месяц из четырёх недель,
неделя состоит из семи дней
В календаре детей шестого жизни первая графа представлена одной неделей.
В календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя (клеточки второй или третьей недели закрашены, остальные-пустые).
Это важно для формирования у детей временных представлений: они видят, что в месяце четыре недели, а наблюдения они вели на одной.
Время обозначается в календаре названием 12 месяцев, составляющих круглый год и названием дней недель
Цвет дней недели обозначен цветами спектра, начиная с фиолетового – понедельника, рабочего дня и заканчивается красным – воскресеньем – выходным днём.
Неживая природа – погода обозначается в календаре с помощью условных обозначений.
С развитием словесно-логического мышления, дети старшего дошкольного возраста могут осмысливать природные явления, отражать их в простейших схематических изображениях.
Условные обозначения погоды, силы ветра, температуры воздуха для дошкольников.
Условные обозначения по Николаевой С.Н.
Обозначение погоды в календаре.
Графическое изображение степени тепла и холода - это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто, в куртке, в шубе.
Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки
Силу ветра в календаре можно отмечать как условными значками, так и с помощью готовых изображений и стрелки.
Возросшая наблюдательность и накопленные знания об изменчивости погоды позволяют использовать до 6-7 условных обозначений.
Условные обозначения природных явлений.
Обязательно следует старших дошкольников знакомить с понятием «Живой и неживой природы». Помочь запомнить их признаки и различать их.
Живая природа
Растительный и животный мир, труд и развлечения людей.
В картине живой природы обязательно присутствуют деревья и кустарники.
В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета
Животный мир
обозначается в календаре с помощью условных обозначений. Заполнить клетки календаря помогут и специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона.
Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и помогает им изобразить живые объекты. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета
Календарь природы по Николаевой
В дополнение к календарю вводится отдельный лист наблюдения за птицами у кормушки в подготовительной группе и Кормушка с прорезями в старшей группе
Труд и развлечения людей: Эти картинки вносятся дополнительно к календарю.
При работе с календарём природы, обобщающие картинки помогают детям усвоить признаки времён года. Календарь - это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи.
В календаре природы должна быть кукла, одетая по сезону или изображение человечков в сезонной одежде. Дети подбирают изображение людей, одетых по данному месяцу и времени года.
Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает представления детей, учит видеть изменения объектов природы в единстве с понятием времени. Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал, что использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного и словесно - логического мышления.
Мы любим наблюдать, замечать интересное в окружающей природе родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendar_prirody_vystuplenie_1.docx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"
Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...
Календарь природы в детском саду
С целью наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе я изготовила календарь природы «Окно в мир», который можно использовать в работе с дошкольниками...
Календари ожиданий в детском саду, как средство организации подготовки к какому-либо мероприятию.
Календарь ожиданий , метод подготовки к какому-либо событию...
Консультация для воспитателей "Календари природы в детском саду"
Консультация для воспитателей "Календари природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями"...
Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...
Мастер - класс «На пути к Новому году»: адвент-календарь для сотрудников детского сада!
Мастер - класс «На пути к Новому году»: адвент-календарь для сотрудников детского сада!Выполнила: педагог-психологТычкова Елена НиколаевнаЦель: сплотить коллектив создать праздничное настр...