Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
статья (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sensornogo_opyta_u_detey_rannego_vozrasta_.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста
в процессе игровой деятельности
Головнева М.Г., старший воспитатель;
Алекберова М.Н., воспитатель;
Глотова Ю.А., воспитатель;
Жигалко О.Е., воспитатель;
Лукьянчикова Н.В., воспитатель
МБДОУ № 118 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово, Кемеровская область-Кузбасс
Раннее детство – особый период развития всех органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст малыша – это самое благоприятное время для накопления сенсорного опыта, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, ознакомления с окружающим миром, распознавания своих творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие умственной деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.
Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. В раннем возрасте особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление познаний, представлений об окружающем мире. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии его познавательных способностей. Такой игрой является дидактическая игра, задача которой – это накопление разнообразного сенсорного опыта. Прежде всего, дидактическая игра — это эффективный метод закрепления знаний, и она не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает детей только в том случае, если дает радость и удовольствие.
В процессе интересной игровой деятельности у детей наблюдается усвоение сенсорных эталонов таких как:
- цвет (красный, зелёный, синий, жёлтый);
- форма (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.);
- величина (большой, маленький, самый маленький и т.д.);
- вкус (сладкий, кислый, горький, солёный);
- обоняние (запах гари, аромат духов и т.д.);
- время (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.);
- эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.);
- эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).
Специфика сенсорного развития еще и в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка. В процессе игровой деятельности у ребенка развивается внимание, воображение, память, наблюдательность и вместе с тем расширяется его словарный запас. Решая дидактические задачи игры, ребенок упражняется в умении сравнивать, классифицировать, группировать предметы, характеризовать их.
Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, очень нравятся детям, развивают наглядно-действенное мышление, а затем наглядно-образное. На 2-3 году жизни у ребенка накапливаются представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов. Получение этих представлений проходит через игровые ситуации, в которые вносится та цель, та задача, то умение, которое необходимо освоить ребенку. Вследствие заинтересованности детей в развитии сюжетной линии, сопереживания героям, дети в процессе активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, учатся определять последовательность и результативность своих действий. Как результат, переход от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значений и возможности использования в жизни.
Объектом восприятия в сенсорных играх является цвет, форма, размер. К играм на восприятие цвета относятся: «Цветные колечки», «Подбери по цвету», «Какого цвета предмет» и др. Игры на восприятие формы: «Дорисуй фигуру», «Формы», «Опиши предмет» и др. Игры на восприятие величины: «Большой-меньше-маленький», «Сравни предметы», «Пирамидки» и др.
Многие дидактические игры по сенсорному развитию связаны с обследованием предмета, с различением признаков, они требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи»), в таких играх дети классифицируют предметы по определенному признаку, сравнивают их по тому или иному качеству. В результате чего педагоги подводят детей к обобщению на основе выделения существенных признаков, таким образом, дети накапливают сенсорный опыт, необходимый им в дальнейшем умственном развитии.
Среди всех психических процессов в раннем возрасте у ребенка важная роль остается за восприятием: во многом поведение и сознание определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас. Восприятие ребенка непосредственно связано с мышлением – ребёнок мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями. Уже в младшем дошкольном возрасте у ребенка начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно появляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша необходимо значительное время уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами (например, принеси предмет, у которого есть колеса и его можно покатать - машинку);
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки, игры с песком);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью («Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось»);
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы «Лего»);
5) сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика);
6) игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».
В играх с предметами участвуют игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации), совершенствуется речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимание.
Игры-инсценировки дают возможность уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»). Развитию координации мелких движений и зрительного контроля за ними способствуют игры с бирюльками, кеглями.
В дидактических играх необходимо использовать многообразие игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. И тогда в таких играх у ребенка будут формироваться знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.
Одним из видов дидактических игр являются различные настольно-печатные игры, разнообразные по своему содержанию, обучающим задачам, оформлению. Как правило, они яркие, иллюстрированные и способствуют уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизированию знаний, развитию мыслительных процессов. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. В настоящее время большой популярностью пользуются пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (животных, транспорт, посуда, фрукты, сказочные герои). Для ребенка раннего возраста складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения.
В процессе дидактических игр развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста будет более успешным, если специально создавать педагогические условия. Они заключены в отборе дидактических игр в соответствии с поставленными целями, в организации совместных игр взрослого с ребенком и обеспечении педагогического руководства самостоятельными играми детей.
Роль дидактической игры в сенсорном развитии заключается не только в том, что дети познают свойства - цвет, форму, величину и др., но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную заинтересованную деятельность маленьких детей, развивают умение играть рядом с другими, не мешая им.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сенсорное развитие, которое направлено на формирование более полного восприятия окружающей действительности, является основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в будущем в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть того насколько ребенок научится слышать, видеть и осязать окружающее.
Итак, в качестве широко распространённого средства сенсорного развития детей раннего возраста выступает дидактическая игра. Она решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т.д. Дети очень любят, когда с ними играет взрослый. Все эти элементы игры развивают умственные способности ребенка, учат проявлять сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Список литературы
- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Вергер; Просвещение. – Москва : Просвещение, 2010. - 267с. – Текст : непосредственный.
- Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова; Мозаика-Синтез. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 100 с. – Текст : непосредственный.
- Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие / Ю. М. Хохрякова ; Изд-во «ТЦ Сфера». – Москва : Изд-во «ТЦ Сфера», 2014. – 120 с. – Текст : непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через игровую деятельность»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
"Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством игровой деятельности" Консультация для родителей
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Оно создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение дл...
«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...
Отчет по самообразованию: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани»
Самообразование по теме «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста при помощи развивающих книг из ткани» 2021-2022 год...
Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности
Данный материал рассказывает о развитии мелкой сенсорики у детей через использование дидактических игр....
Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр....
Развитие сенсорной культуры у детей раннего возраста в игровой деятельности
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сен...
- Мне нравится (1)