Путешествие в «Музыкаигралию»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шайдурова Ольга Ивановна

Путешествие в «Музыкаигралию»

(занятие с применением музыкально-дидактических игр)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v.docx23.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Путешествие в «Музыкаигралию»

(занятие с применением музыкально-дидактических игр)

Цель: Выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую, певческую, коммуникативную деятельность с использованием распевок, музыкально-игровых движений и игры на детских музыкальных инструментах с помощью музыкально-дидактических игр.    

Задача данного занятия – показать, как музыкально-дидактические игры способствуют лучшему усвоению материала во всех видах деятельности: слушании, распевке, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских муз. инструментах.

Образовательные задачи:    

1.Развивать чувства ритма, звуковысотный слух, чистое интонирования в песнях исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

2. Формировать певческие навыки.

3. Развивать тембровый и динамический слух - умение слышать изменения характера и темпа в музыке

Развивающие задачи:

1.Развивать слуховое внимание, музыкальную память, логическое мышление.

2.Развивать у детей ритмическое, темповое и восприятие.

3.Развивать координацию, переключаемость от одного вида музыкальной деятельности к другому.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение

друг с другом.

2.Воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Предварительная работа:

Подбор музыкального и песенного материала, повторение пройдённого программного содержания за 1 квартал 2022года.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, карточки для игр по количеству детей.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал, приветствие.

«Здравствуй» и Пока» муз. Л.Некрасова.

Муз.рук-ль: Как тепло и светло стало в зале от вашего приветствия. На улице весна столько света и тепла, тает снег, журчат ручьи, скачут в лужах воробьи. Потеплело на дворе, и раздолье детворе! Ребята, а что необычного сегодня в нашем музыкальном зале? (дети обращают внимание на конверты, они подвешены на шторах, разложены на сцене в общем в разных местах) И что же мне делать с ними? (дети предлагают открыть и посмотреть, что в них)

М.Р: (открывает первый конверт, там картинка дети маршируют).

(сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в страну «Музыкаигралию», как вы думаете, что это за страна?) Мой ответ: Мы так мало играем с вами на занятиях и сегодня я предлагаю вам отправится в страну где можно с помощью игр не только поиграть, но и узнать много нового о музыке.

Муз.рук-ль: Итак, отправляемся в путь, ведь чтобы попасть туда нам предстоит выполнить задания, которые встретятся нам на пути.

Конверт: «Музыкально-ритмические движения». 

Динамическое упражнение «Мы идем та-та-та…»     

Хором.

Мы идем: та-та-та.       Обычная ходьба.

Мы поем: ля-ля-ля.        Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.  Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях

Мы кричим: ау-ау. Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

МР. (Раскладываю в центре круга «лужи» из картона). Ребята, только что прошёл дождик и появились лужи на дорожках.

Ребята хором скандируют строчки народной потешки, одновременно делая ритмические хлопки в ладоши и притопы, двигаясь по кругу.

Дождик, дождик, что ты льёшь? (Четыре хлопка в ладоши).

Погулять нам не даёшь. (Четыре притопа каждой ногой по очереди).

Дождик, дождик, полно лить. (Четыре хлопка в ладоши).

Деток, землю, лес мочить. (Четыре прыжка на месте).

После дождика на даче (Ходьба с высоким подниманием бедра).

Мы по лужицам поскачем. (Прыжки «через лужицы»).

МР. Через лужицы скакали,

Наши ноженьки устали.

В руки палочки возьмём,

И немножко отдохнём.

Игра с палочками "Ножки"(дети сидят на ковре)

Ножки, ножки, вы шагали? Задает вопрос детям.

Мы шагали, мы шагали. Дети стучат поочередно по полу.

Ножки, ножки, вы бежали? Задает вопрос

Мы бежали, мы бежали. Дети стучат палочками.

Ножки, ножки, вы стучали? Мы стучали, мы стучали. Дети стучат палочкой о палочку.

Ножки, ножки, вы плясали? Мы устали, мы устали. Дети стучат шляпками палочек в воздухе перед собой.

Ножки, ножки, отдыхали? Отдыхали, отдыхали. Дети катают палочки ладонями по полу.

И опять все начинали! Дети стучат одновременно палочками по полу.

Муз. Рук: Дружно в пары соберёмся и друг другу улыбнемся,

начинаю я считать, ведь пришла пора играть.

Коммуникативный танец-игра. «Я тебя люблю!»

Следующий конверт: «Слушание».

После игры звучит спокойная музыка. Дети проходят на стульчики.

Муз.рук-ль: Вашему вниманию представляется картины. (А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март»)

-Какое время года изображено на картинах?

-Какое настроение выразили художники на картине? (дети описывают настроение, краски, которые использует художник).

Картины Саврасова и Левитана самое начало весны. В произведении Саврасова представлен неказистый сельский пейзаж с церковью и многочисленными домиками. Вокруг еще лежит снег, на переднем плане – голые березки, кое-где в небе видно тучи проглядывает луч солнца. Кажется, что на картине изображена зима. И только грачи, гнездящиеся на березах, говорят о том, что пришла весна.

На картинах русских художников, как правило, мы видим полевой, сельскую местность. Здесь лучше всего наблюдать за приходом весны. Так, на картинах Левитана дома с крыльцом, конём, запряженным в телегу; еще лежит снег, и только по-весеннему яркое солнце и запряженный конь достоверность прихода весны.

Музыка, поэзия и живопись не разделимы они дополняют друг друга.

Стихотворение о весне:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова)

Прослушайте отрывок из знакомого вам произведения и расскажите, о чем же вам рассказала музыка?

(Звучит фрагмент пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского).

Дети по желанию рассказывают о том, что им представилось, как Весна гуляет по лесу и танцует.

 «Поле зыблется цветами,

В небе льются света волны,

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны».

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

М.р: Как мы можем определить настроение, характер музыки? 

Ответы детей по цветным карточкам.

Игра «Определить характер по карточкам». (цветные квадраты)

Музыкальный руководитель: Мы увидели, как поэты, художники и композиторы передают нам красоту весны.

Дети, а какой любимый танец у Весны?

Дети. Вальс!

М.р: Давайте, ребята, и мы с вами исполним «Весенний вальс». Весеннее настроение помогут нам передать платочки, шарфы, ленточки.

Дети исполняют танец «Вальс»

М. Р: Мы ребята с вами слушаем очень много разной музыки, и я предлагаю поиграть в игру «Слушаем музыку»

Проводится музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку» (для развития памяти и слуха).

Игровой материал: размещенные на доске пять картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений, и портреты пяти композиторов.

Ход игры. Исполняется какое – либо музыкальное произведение. Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают. Предлагаемые произведения:

1. «Танец дикарей» (Е.Нако)

2. «Вальс игрушек» (Ю.Ефимов)

3. «Марш гусей» (Б.Канэд)

4. «В пещере горного короля» (Э. Григ)

5. «Пудель и птичка» (Ф. Лемарк)

Конверт: «Пение».

Музыкальный руководитель: Какие звуки бывают по длительности?

(долгие и короткие)

Как зовут долгий и короткий звук? (Та и ти)

Когда звуки чередуются, что получается? (ритм)

А сейчас, я предлагаю вам сделать слуховую зарядку-разминку, но только после того, как проговорю прибаутку.

(дети прохлопывают ритмический рисунок сначала со словами, затем без слов)

1.Тюшки-тютюшки сделаем хлопушки.

2.Тюшки-тютюшки сделаем шлепушки.

3.Тюшки-тютюшки сделаем топотушки.  

4.Тюшки-тютюшки сделаем щелкушки (щелчки).

5.Тюшки-тютюшки сделаем бамбушки (по груди).

Муз. Рук: Прежде, чем приступить к пению, разогреем голосовой аппарат

1.        Лошадка медленно поднимается в гору

(цоканье языком- четвертные длительности)

 Спускается с горы

(цоканье языком- восьмые длительности)

2.Упражнение на дыхание «Пушинка».

Проводится фонопедическое упражнение «Весенние отзвуки».

– Пригрело весеннее солнце.

(Каждый поднимает руки вверх и поет свой звук)

– С пригорка побежал веселый ручеек.

(Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.)

– До краев наполнил большую лужу.

(как можно ниже опускаются в нижний регистр.)

Выбрались из-под коры жучки... (Ж-ж-ж, в низком регистре.)

И букашки... (З-з-з, в высоком регистре.)

Расправили крылышки (крш, крш)

И полетели кто куда (тр-тр-тр)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало... (шур-шур)

И вылез ежик, (сопят носом)

Ожил в лесу муравейник. (Острые звуки на разной высоте.)

Лес наполнился птичьими голосами. (Имитация птичьих голосов одновременно.)

– Вот и пришла весна! (Каждый поет свой звук.)

А мы с вами знаем песенку про неё.

Исполнение песни «Весенняя» (муз.Фролова).

М.р: Расскажите, какое настроение вы почувствовали в этой песне? (Весёлое, задорное, звонкое, игривое). Стихи и музыка песни помогли вам узнать её содержание, определить характер. А сейчас попробуем спеть песню ещё раз, но с помощью игры.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт» (игра на развитие тембрового слуха).

Ход игры. Дети становятся в хоровод спиной к центру, закрывают глаза. В круг вызывается определённое число исполнителей (на каждое куплет-разное количество). Солисты исполняют песню. По её окончании вызванный из общего круга ребенок определяет количество солистов. Все дети определяют качество исполнения, правильность произношения слов. Таким образом, в игре учится и закрепляется текст песни.

Или проводится музыкально-дидактическая игра «Громко-тихо запоём». Игра для развития динамического слуха. 

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит из зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.

Конверт «Игра на музыкальных инструментах».

Муз. рук-ль: С помощью музыкальной игры вспомним сначала музыкальные профессии.

МДИ «Муз. профессии».

Музыкальная игра «Волшебный клубочек»

(Дети под музыку передают клубочек и поют):

Ты клубочек передай, передай, передай.

Что за ширмой угадай,

Быстро угадай!

(Ребенок, у которого остался клубок, идет за ширму и играет на каком –либо инструменте, остальные должны угадать, что за инструмент играет)

Муз. рук: Чтобы слаженно играть в оркестре в унисон, нужно правильно передавать ритм, и в этом нам поможет тренажёр «Топай – хлопай»

Тренажёр «Топай – хлопай».

Муз. рук-ль: А теперь я предоставляю возможность вам побыть композиторами и сочинить свою мелодию и проиграть её на муз.инструменте.

«Ритмяшки» - игра по заданным схемам. Дети с помощью карточек и пробок сочиняют свои мелодии и проигрывают их на инструментах.

Муз. рук-ль: Ну и наконец небольшой наш импровизированный оркестр.

Ритмическое упражнение «Паше-Паше» (Galyant-Fuga_Alafiya) обр. И.Галянт, Е Белозеров.

- участники берут любой предмет (шариковые ручки, карандаши, бутылочка с водой, и клавесы-по 2шт.)

- на первую часть: 1 хлопок перед собой, 1 хлопок по коленкам, 2 круговых движения руками вправо, влево;

- на вторую часть сначала слушаем задаваемый музыкой ритм, затем его простукиваем предметами по полу, или друг о друга, либо просто прохлопываем. Можно использовать пластмассовые стаканчики.

М.р:  Какое настроение вы получили от занятия? (дети подходят к доске и с помощью смайликов и карандашей передают своё эмоциональное состояние).  В конце занятия подводится итог: отмечается активность детей, эмоциональность восприятия, готовность прийти на помощь затрудняющемуся ответить. 

Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Музыкаигралию. Молодцы ребята, быстро справились с заданием.

Вы пришли сегодня с хорошим настроением. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день! До свидания! И мы в хорошем настроении возвращаемся в группу.

(Звучит веселая музыка, дети покидают зал.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...