«Путешествие по чувашским сказкам» (игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Актисова

Аннотация 

         Дошкольная ступень в поликультурном образовании является базовой, так как именно здесь ребенок впервые включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития его личности.  Повышение внимания к проблемам социализации дошкольника  предполагает отражение в  содержании его деятельности специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия. Дошкольное учреждение является основой воспитания и обучения ребенка, овладения им русской и чувашской речью, становления его мировоззрения, а также принятие им моральных норм и ценностей. Лучшим средством достижения этого результата является приобщение детей к устному народному творчеству чувашского народа посредством сказки.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что наша Республика многонациональна, поэтому необходимо приобщать детей к основам национальной культуры чувашского народа и культуры других национальностей, к особенностям быта, а также развивать у ребенка потребность и умение строить гармоничные межличностные отношения.

Приоритетные направления по поликультурному воспитанию, реализуемые в работе с дошкольниками: создание атмосферы национального быта; широкое использование национального фольклора; знакомство с традиционными и обрядовыми национальными праздниками; знакомство с народным искусством; знакомство с народными блюдами и костюмами.

В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего «я» (внутренний мир человека).

Запланированные игры и занятия старших дошкольников по данной методической разработке  призваны способствовать развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, о культуре и быте людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого дошкольника.   Всю работу по знакомству дошкольников с танцами, костюмами, нравами, кухней чувашского народа можно отнести как к предварительной, так и последующей после проведения игры-путешествия работе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_chuvashskim_skazkam.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по чувашским сказкам»

(для детей подготовительной группы)

Форма работы с детьми: игра - путешествие

Программное содержание:

Приобщение дошкольников к истокам национальной чувашской культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной.

Задачи:

Образовательные:

1. Ознакомление детей с различными жанрами чувашского фольклора: сказки, загадки, пословицы, совершенствование умения согласовывать свои действия с партнерами,

2. Формирование умения определять название и содержание литературных произведений, героев сказок по отрывкам из книг и иллюстрациям, по описанию.

Развивающие:

1. Развитие фантазии, творческих возможностей детей.

2. Приобщение к художественному слову, развитие интереса к различным жанрам фольклора, расширение словарного запаса детей, развитие речи речевого аппарата, выразительности жестов, мимики.

3. Развитие коммуникативных умений, памяти, внимания, мышления при решении игровых задач.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к культуре родного края, доброжелательные и дружеские отношения между детьми, быть отзывчивыми, находчивыми и сообразительными.

Интеграция задач образовательных областей:

«Речевое развитие» («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).

Предварительная работа:

1. Знакомство с произведениями чувашского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, игры), обсуждение, свободное общение на различные темы: «Мой любимый сказочный герой», «Чему учат чувашские сказки», «Книжки читаем, да скуки не знаем»

2. Рассматривание иллюстраций, оформление выставки «Наши чувашские сказки».

3. Проведение дидактических игр «Сложи сказку», «Любимые сказки», «Сказочная мозаика и т. д.

4. Рисование «Мой любимый герой чувашской сказки».

5. Просмотр фильма о национальных традициях чувашского народа по ссылке #1090;радиции-чувашского-народа/.

Оборудование:

* национальный чувашский костюм для воспитателя

* магнитофон с аудиозаписями (пляска, марш, колыбельная).

Материалы:

* корзинка для бабушки

* вязаные варежки и носочки со спицами

* клубочек из ниток,

* цветик-семицветик (пособие с заданиями),

* чудо-дерево с картинками принадлежностей сказочных героев,

* домик-ширма, маски петуха, зайца, лисы,

* перчатка Бабы Яги, игры «Сказки» (пазлы)

* элементы костюмов сказочных героев,

* сундучок-коробка с надутыми воздушными шарами,

* 1 шарик с нарисованным лицом,

* карточки с изображением смайликов,

* маркеры.

Ход проведения

Под музыку входит воспитатель в национальном чувашском костюме.

Рассказушка:

- Здравствуйте, дети, к вам пришла я – бабушка, зовут меня Рассказушка. Вы рады меня видеть?

- Знаю, что вы очень любите сказки. «Бабушка, расскажи нам сказку» - можно было бы услышать и сто, и двести лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: «Какую хотите сказку, внучата?» - рассказывает бабушка сказку, а сама в это время прядет или вяжет. Вот и у меня в корзиночке есть вязание (показывает детям варежки и недовязанные носочки).

- Дети, а кто придумывает сказки? (Возможные ответы детей: народ, писатели, сказочники).

- Да, придумывали сказки люди и рассказывали один другому. Так через века дошли сказки и до нас.

- Вы, конечно же, знаете, какими словами сказки начинаются? (Возможные ответы детей: «Жили-были, жил-был, однажды…»).

Рассказушка:

- Молодцы! Давайте вместе подумаем, что такое сказка? (Возможные ответы детей: «Необыкновенная история с животными, людьми. С героями случаются необычные события, волшебство. Умеют говорить звери, птицы, вещи»).

Рассказушка:

- Вы правы, сказка - это мир реального и фантастического. Вспомним, как сказки заканчиваются? (Возможные ответы детей: «Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец. Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями»).

Рассказушка:

- Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Желаете? (Возможные ответы детей: «Желаем! Хотим! Да!»)

Рассказушка:

- Дорогу покажет нам этот волшебный клубочек (достает клубок из ниток из кармана)

Рассказушка:

- Ну, что все готовы?

Дети берут за конец нити в клубке, нитка разматывается и приводит к первой остановке «Цветик-семицветик».

Рассказушка:

- Вижу цветик-семицветик и задания на нем. Листочки надо оторвать и загадки отгадать. (Дети по одному отрывают листики разного цвета. Рассказушка читает загадки на обратной стороне лепестков, дети отгадывают.)

1. «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке из копытца» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

2. «Красна девица грустна, ей не нравиться весна.

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка» («Снегурочка»).

3. «Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

И сам того не ведая, несет ее домой» («Маша и медведь»).

4. «У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы,

Высоко они летят, далеко они глядят» («Гуси-лебеди»).

5. «Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там 3 стула и 3 кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»).

6. «Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).

7. «Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну подскажите имя ее» («Красная шапочка»).

Рассказушка:

- Молодцы, ребятки, русские народные сказки вы знаете. Все загадки отгадали правильно. А как хорошо вы знаете героев чувашских сказок, мы сейчас посмотрим. Катится наш клубочек дальше и вот остановка «Чудо-дерево».

Рассказушка:

- Это необычное дерево, на нем растут вещи, принадлежащие различным сказочным героям из чувашских сказок. Нужно отгадать, какому сказочному герою принадлежит каждая вещь.

Возможные ответы детей (Иван-Батыр, Туй-Тубала, Апшур, Чемень и т. д.)

Рассказушка:

- Всех героев отгадали, отправляемся дальше.

Остановка «Веселые превращения». В музыкальной коробке лежат картинки с изображениями различных эмоциональных состояний сказочных героев. Дети вынимают карточку и изображают эмоциональное состояние героя, используя смайлики. (Например, трусливый заяц, хитрая лиса, храбрый петух, сердитый медведь, глупый волк и т. д.).

Рассказушка:

- Катится наш клубочек дальше.

- Следующая остановка «Сложи сказку». Смотрите, здесь записка.

Воспитатель читает «записку», на руке одета кукла-перчатка «Бабка-Ежка».

«Я сегодня здесь была,

И порядок навела,

Метлой своей я подметала,

Ваши сказки разбросала.

Пазлы вы должны собрать,

Сказки русские назвать.

Улетаю я, ха-ха-ха,

Ваша Бабушка-Яга»

Рассказушка:

- Ах, какая вредная Баба-Яга, что же делать, ребята? Возможные ответы детей («Давайте соберем пазлы, которые Бабка-Ежка разбросала.) (Дети собирают пазлы-картинки из сказок и называют сказки)

Рассказушка:

- Какие вы хорошие помощники, порядок в сказках навели. Путешествие продолжается, катится, катится наш клубок и остановился около домика. Как вы думаете, кто там живет?

Рассказушка:

- Отгадайте загадки и узнаете:

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса,

Кто это? (Лиса из чувашской сказки «Лиса и дятел»)

2. Очень старый и сердитый, маленький такой,

Злой волшебник с белой бородой.(Старик Ух из одноименной чувашской сказки)

3. Живет он почти в каждом доме,

Мурлыкает он без забот.

Он мягкий пушистый питомец. Зовут его просто… (Кот из сказки «Кот и воробей»).

Воспитатель раздает шапочки 3 детям: лисы, собаки и зайца.

Рассказушка:

- Как вы думаете, а это герои из каких чувашских сказок? Возможные ответы детей («Лиса и дятел», «Большой заяц», «Солдат – меткий стрелок»).

Рассказушка:

- Зверюшки хотят с вами поиграть в игру «Чей кружок скорее соберется?»

(Дети становятся в три кружка. В центре каждого кружка ребенок в маске лисы, зайца, собаки. Дети танцуют под музыку около сказочного героя. Когда звучит колыбельная мелодия, все приседают, имитируют сон. В это время сказочные герои меняются местами. Под быструю музыку дети должны быстро найти своего сказочного героя и быстро взявшись за руки построить круг.) Дети играют в игру.

Рассказушка:

- Хорошо вы все играли

И немножечко устали.

Вижу короб я в дали,

Интересно, что внутри?

Остановка «Волшебный короб».

(Дети подходят к большой коробке, открывают ее и достают воздушные шары. Педагог достает шарик с нарисованным на нем лицом деда. Надевает шапку).

Рассказушка:

- Славный получился дед из сказки «Старик и черти», а может и из «Как ловили луну», а еще в каких чувашских сказках есть дед? Возможные ответы детей («Лиса-плясунья», «Козел да баран», «Лазарь Лазарич и Иван Иваныч» и т. д.).

Рассказушка:

- Наши шарики хотят тоже в кого-нибудь превратиться? Подумайте, в кого вы превратите свой шарик, а помогут вам в это волшебные маркеры и волшебный сундучок с элементами костюмов с национальной чувашской вышивкой.

(Дети рисуют маркерами на шариках лица, достают из сундучка элементы костюмов для своего сказочного героя и рассказывают кто это).

Рассказушка:

- Всех музыка зовет на веселую пляску.

(Звучит чувашская плясовая музыка) (Дети танцуют с шариками.)

Рассказушка:

- На этом наше путешествие заканчивается.

- Отправляемся гурьбой

В детский садик наш родной.

(Под марш дети возвращаются в группу).

Проводится заключительная беседа о том, что понравилось и прощание с бабушкой Рассказушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина - эстафета по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"для детей старшего дошкольного возраста

Цели. Закрепление знаний дошкольников о русских народных сказках.Задачи:Расширять знания детей о сказках;Создавать  условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физически...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (ознакомление с художественной литературой) на тему: «Путешествие в сказку «Цветик – семицветик» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема НОД: «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»».Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интегра...

Игра-путешествие (квест) «Все на поиски Светофорчика» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:Всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному и социально-коммуникативному) и закрепление знаний по ПДД.Задачи:− формирование навыков безопасного повед...

Дидактическая игра «Путешествие по стране Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста

Цель дидактической игры:формирование основ безопасности жизнедеятельности; закрепление знаний о правилах дорожного движения  и поведения на улице....

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...