Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком»
материал (младшая группа)
Семинар-практикум для педагогов
«Играем с песком»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Знакомство с кинетическим песком и его свойствами;
2.Организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности;
3.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы;
4.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей;
5.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование: лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой, природный и бросовый материал( формочки, лопаточки, бусины, ракушки, камешки); игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки; информационные раздаточные листы с советами по организации работы с кинетическим песком и его хранением; круги-пиктограммы по количеству участников.
Вводная часть.
Воспитатель приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
- Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока).
-Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
Теоретическая часть.
«Нам привезли песок в дет-сад,
И я ему безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!»
Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам закрыть глаза и…перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко. Лепили куличики, весело приговаривали: «Калабашка испекись, на работу не просись! Скоро мама придет пирожка принесет!»
Вспомнили себя в детстве, когда долгие, но незаметные часы проводили в песочницах своего двора?
Сегодня я вам предлагаю отправиться в свое детство, окунуться в это незабываемое время! Посмотрите, на столах находятся лотки с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.
Это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Оно становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Вещество имеет часть свойств влажного песка, однако оно не влажное. Оно слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Оно мягкое, податливое, но не «воздушное». Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.
После игры, воспитатель проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Презентация «Это удивительный кинетический песок»
Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.
Необходимо подготовить к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 2-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть. Затем дотрагиваемся каждым пальчиком до песка, сжимаем его в кулачках, высыпаем, подбрасываем, пересыпаем с одной ладошки на другую, делаем отпечатки рук, рисуем на песке. Фея напоминает, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть.
Практическая часть семинара.
Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:
-Развить мелкую моторику
-Совершенствовать сенсорное восприятие
-Осуществлять подготовку руки к рисованию и письму
-Развивать речь
-Развить творческое мышление
-Вовлекать в сюжетно - ролевые игры
-Тренировать внимание
-Расслабляться и успокаиваться
1.Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.
Слова
Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке.
Буквы
Учите буквы? И снова вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения. (вылепить первую букву своего имени).
Счет. Во время игр с кинетическим песком, можно заниматься развитием малыша. К примеру еще осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей (в гости пришли белочка, зайка, медведь и волк)– считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пирожных. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще?
2.Развитие мелкой моторики
Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
Отпечатки и Штампы
Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.
Дети обожают делать отпечатки, причём такого рода забава подойдёт даже годовалому малышу. Однако будьте осторожными с особенно дорогими игрушками — песок не оставляет следов, легко смывается, но, всё же, может попасть внутрь механизмов.
3.Сенсорное восприятие
Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется. Именно кинетический песок широко используется в США для занятий трудотерапией с детьми с аутизмом и отклонениями в развитии.
Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр. Если их нет – воспользуйтесь формами для выпечки или столовым ножом (помните о безопасности).
4. Ролевые игры
Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посуда для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.
Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.
Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож, но если вы выбрали настоящий — возьмите столовый (он менее травмоопасен) и ни в коем случае не оставляйте ребёнка без присмотра.
5.Упражнение «Укрась коврик»
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.
Ход:
Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы (Пупса). Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки, ракушки, камешки.
Обращает внимание на расположение узоров.
Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).
Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы:
-Что вам дал семинар-практикум?
-Произошли ли у вас какие-либо изменения?
Воспитатель благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги-пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_igraem_s_peskom.docx | 362.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Играем с песком»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Знакомство с кинетическим песком и его свойствами;
2.Организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности;
3.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы;
4.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей;
5.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование: лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой, природный и бросовый материал( формочки, лопаточки, бусины, ракушки, камешки); игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки; информационные раздаточные листы с советами по организации работы с кинетическим песком и его хранением; круги-пиктограммы по количеству участников.
Вводная часть.
Воспитатель приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
- Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока).
-Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
Теоретическая часть.
«Нам привезли песок в дет-сад,
И я ему безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем!»
Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам закрыть глаза и…перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко. Лепили куличики, весело приговаривали: «Калабашка испекись, на работу не просись! Скоро мама придет пирожка принесет!»
Вспомнили себя в детстве, когда долгие, но незаметные часы проводили в песочницах своего двора?
Сегодня я вам предлагаю отправиться в свое детство, окунуться в это незабываемое время! Посмотрите, на столах находятся лотки с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. В последнее время он достаточно популярен. Если вы не трогали его, то описать словами его свойства нам будет сложно.
Это вещество может и сохранять форму, и рассыпаться. Оно становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Вещество имеет часть свойств влажного песка, однако оно не влажное. Оно слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Оно мягкое, податливое, но не «воздушное». Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.
После игры, воспитатель проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Презентация «Это удивительный кинетический песок»
Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.
Необходимо подготовить к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 2-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть. Затем дотрагиваемся каждым пальчиком до песка, сжимаем его в кулачках, высыпаем, подбрасываем, пересыпаем с одной ладошки на другую, делаем отпечатки рук, рисуем на песке. Фея напоминает, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть.
Практическая часть семинара.
Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:
-Развить мелкую моторику
-Совершенствовать сенсорное восприятие
-Осуществлять подготовку руки к рисованию и письму
-Развивать речь
-Развить творческое мышление
-Вовлекать в сюжетно - ролевые игры
-Тренировать внимание
-Расслабляться и успокаиваться
1.Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.
Слова
Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке.
Буквы
Учите буквы? И снова вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения. (вылепить первую букву своего имени).
Счет. Во время игр с кинетическим песком, можно заниматься развитием малыша. К примеру еще осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей (в гости пришли белочка, зайка, медведь и волк)– считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пирожных. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще?
2.Развитие мелкой моторики
Игра «Необыкновенные следы». Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
Отпечатки и Штампы
Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.
Дети обожают делать отпечатки, причём такого рода забава подойдёт даже годовалому малышу. Однако будьте осторожными с особенно дорогими игрушками — песок не оставляет следов, легко смывается, но, всё же, может попасть внутрь механизмов.
3.Сенсорное восприятие
Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Он не застревает под ногтями, не липнет, не колется. Именно кинетический песок широко используется в США для занятий трудотерапией с детьми с аутизмом и отклонениями в развитии.
Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр. Если их нет – воспользуйтесь формами для выпечки или столовым ножом (помните о безопасности).
4. Ролевые игры
Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посуда для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.
Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.
Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож, но если вы выбрали настоящий — возьмите столовый (он менее травмоопасен) и ни в коем случае не оставляйте ребёнка без присмотра.
5.Упражнение «Укрась коврик»
Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.
Ход:
Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы (Пупса). Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки, ракушки, камешки.
Обращает внимание на расположение узоров.
Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).
Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы:
-Что вам дал семинар-практикум?
-Произошли ли у вас какие-либо изменения?
Воспитатель благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги-пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум Студия песочной терапии «Чудеса на песке»
Просто сыграем, как делают,Что вне игры, что для них - мишура,Это сладчайшее дело на свете -Общая наша играСоздать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации; способствовать разв...
Мастер-класс для педагогов "Игры с кинетическим песком"
В ходе мастер-класса вы познакомитесь с инновационной арт-терапевтической техникой основным инструментом, которой является уникальный по своему составу песок, то есть «кинетический песок»,...
Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности.Оборудование и мат...
Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149759","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"422"}}]]Мастер-класс для педагогов«Игры с кинетическим песком&ra...
Семинар-практикум для педагогов "Играем с песком"
Конспект семинара....
"Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком» для детей раннего возраста
Цель: Способствовать овладению педагогами развивающих игр с песком. Цель: развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных ...
Семинар-практикум: Новые подходы в работе с песком.
Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Настольная песочница»...