Проект "Моя семья"
проект (младшая группа)

Дылгирова Оксана Владимировна

Семья помогает расправить крылья, чтобы взлететь высоко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx155.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             


ПРОЕКТ

 «СЕМЬЯ»

Вид проекта: ролевой – игровой.

младшая группа

Сроки реализации проекта с 01.11.22 по 30.11.22







Подготовили воспитатели: Дылгирова О.В.



        


г.Красноярск, 2022г.

Тип проекта – ролевой- игровой.

По количеству участников – групповой.

По длительности – краткосрочный (с 01.11.22 по 30.11.22)

Участники проекта -  дети младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Проблема:  Дети не знают членов своей семьи по именам. У некоторых семей нет при общении друг с другом тёплого взаимопонимания.

Цель проекта: Формирование у детей младшего дошкольного возраста представление о семье, о семейных традициях.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей с понятием «семья», «имя», «фамилия»;
  • Формировать представления о семейных праздниках;
  • Формировать представления о родственных отношениях;

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки детей;
  • Формировать умение играть совместно со сверстниками сюжетно -  ролевые игры по теме «Моя семья»;
  • Развивать крупную и мелкую моторику;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
  • Обогащать детско-родительские отношения через совместную творческую деятельность;
  • Воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи.

Методы проекта:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность:
  2. Художественное творчество.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, театральные игры.
  5. Интерактивная игра «Кому что нужно?»
  6. Работа с родителями.

Ожидаемый результат:

  1. Дети называют по именам маму, папу, бабушку, дедушку.
  2. Родители принимают участия в праздниках для детей и совместно детско-взрослые мероприятия в группе.
  3. Появилось речевое уважение. Дети стали часто слова благодарности: спасибо, пожалуйста, извините, до свидания.

1-ый этап предварительный 01.11.22 – 07.11.22г

Изучить художественную литературу по теме;

Подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты;

Посмотреть мультфильм, презентацию по теме;

Игры по теме.

Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

2-ой этап основной 08.11.22 – 30.11.22:

Мероприятие

Цель

Срок проведения

Ответственный

Вторник

Аппликация:

«Мой дом»

(приложение 1)

Учить составлять композиции из нескольких элементов разной формы.

1.11.2022

воспитатель

Среда

Математическое и сенсорное развитие:

«Геометрические фигуры»

Формирование элементарных математических представление.

2.11.22

воспитатель

Четверг

Основы науки и естествознания:

«Папа, мама, я -семья»

Формирование знаний о членах семьи и их социальных ролях. Пополнение словарного запаса

03.11.22

Воспитатель

Понедельник

Развитие речи:

Заучивание стихотворения «Моя семья»

(Приложение 3)

Развивать речевую активность, рассказывать стихи вместе с воспитателем.

07.11.22

Воспитатель

Вторник

Лепка:

«Цветок для мамы»

Формирование навыков лепки цветка из пластилина на картоне.

08.11.22

Воспитатель

Среда

Математическое и сенсорное развитие:

«Круг, квадрат, треугольник»

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

09.11.22

Воспитатель

Четверг

Основы науки и естествознания:

«Поможем бабушке Федоре»

Учить различать виды посуды (столовая, чайная, кухонная) и способы её использования; закрепить знание геометрических фигур. Развивать умение отвечать на вопросы, использовать в речи обобщающие слова " Посуда", "Столовая", "Чайная", "Кухонная».

10.1122

Воспитатель

Пятница

Рисование:

«Чайная чашка для бабушки»

Развивать у детей умение передавать образы в рисунке доступными средствами; правильно держать кисть, выбирать цвет самостоятельно; закреплять знания основных цветов.

11.11.22

Воспитатель

Понедельник

Чтение х/л:

«Колобок»

Формировать умение внимательно слушать сказки, следить за развитием сюжета, сопереживать героям

14.11.22

Воспитатель

Вторник

Ручной труд:

«Мой дом»

Формировать первичные представления детей о доме, семье.

15.11.22

Воспитатель

Среда

Математическое и сенсорное развитие:

«Дружная семейка»

Обобщить и систематизировать знания о геометрических фигурах. Совершенствовать умение различать и называть (круг, квадрат, треугольник). Закрепить счет до 3х

16.11.22

Воспитатель

Четверг

Основы науки и естествознания:

«Мамы и детки»

 Формировать понимание роли взрослых и детей в семье.

17.11.22

Воспитатель

Пятница

Рисование:

«Моя семья»

Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.

18.11.22

Воспитатель

Понедельник

Развитие речи:

«Традиции семьи»

Расширение интереса к своей семье, семейным традициям.

21.11.22

Воспитатель

Вторник

Аппликация:

«Подарок для мамы»

Учить детей составлять изображение из готовых деталей. Аккуратно работать с клеем.

22.11

Воспитатель

Среда

Математическое и сенсорное развитие:

«Высокий –низкий, выше-ниже»

Формирование интереса к математике.

23.11.22

Воспитатель

Четверг

Основы науки и естествознания:

«У всех есть дом»

Формировать у детей представление о понятии «Дом»

24.11.22

Воспитатель

Пятница

Рисование:

«Дом в котором я живу»

Развивать у детей умение передавать образы в рисунке доступными средствами; правильно держать кисть, выбирать цвет самостоятельно; закреплять знания основных цветов.

25.11.22

Воспитатель

Понедельник

Чтение х/л:

Сказка «Три медведя»

Формировать умение внимательно слушать сказки, следить за развитием сюжета, сопереживать героям

28.11.22

Воспитатель

Вторник

Лепка:

«Баранки для папы»

Учить детей лепить баранку: раскатывать кусочки пластилина прямыми движениями рук, соединять концы путем прижимания

29.11.22

Воспитатель

Среда

Математическое и сенсорное развитие:

«Три поросенка»

Закреплять навыки устного счета в пределах 3х. Учить соотносить количество предметов с цифрой.

30.11.22

Воспитатель

Беседы (приложение 6): 

«Моя семья»; «Как я помогаю родителям»;

«У меня есть брат (сестра)», «Дом, в котором я живу», «Праздники в моей семье», «В нашей  семье все трудятся»;  «Любимые занятия членов нашей семьи»; «Как ты помогаешь маме?», «Где работает мама (папа)?»; «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Как вести себя на улице с членами семьи?»,  «Что делать, если ты огорчил маму? », «Правила безопасного поведения», «Это вредная еда», «Микробы и мыло», «Если ты остался дома один».

Наблюдения: за трудом няни, повара, дворника, мамы дома, папы.

Чтение художественной литературы: (приложение4)

Чтение стихотворений, разучивание песен:

«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто; «А что у вас» С. Михалков; «Посидим в тишине» Е. Благинина; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.

Пословицы, поговорки, загадки (приложение5)

Сказки: 

Русская народная «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Русская народная «Гуси-лебеди», «Три медведя»,  Русская народная «Волк и семеро козлят»,  С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,  С. Маршак «Сказка об умном мышонке»,  Ю. Дмитриев «Синий шалашик»,  Г. Цыферов «Надо подумать».

Театрализация по сказкам:

 «Репка»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок».

Дидактические игры (приложение7):

«Закончи предложение»; «Кто старше?»; «Кто младше?»; «Исправь Незнайку»; «Назови ласково»; «Один – много»,  «Сложи картинку»,  «Кто главный?», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»,  «Подбери слово», «Кто, где живёт?», «Маленькие помощники», «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».

Пальчиковые игры (приложение8):

«Семья», «Кто живёт у нас в квартире?», «Как у бабушки Наташи», «Есть у каждого свой дом», «Наш дом», «Домашние птицы и их детёныши», «Цветочек для мамочки».

Сюжетно-ролевые игры:

 «Семья принимает гостей», «Дочки – матери»,  «Больница»,  «Поездка на автобусе»,  «Купание кукол»,  «День рождение куклы», «Гараж».

Физкультминутки:

«Мы во двор пошли гулять», «Семья», «Зайка», «Есть у каждого свой дом», «Ладушки».

Подвижные игры:

 «Гуси - гуси», «Вокруг домика хожу», «Птички в гнёздышках», «Ровным кругом», «В руки руль скорей бери и семью всю прокати», «Мы отважные пилоты», «По ровненькой дорожке», «Парами на прогулку», «Наседка и цыплята», «Пройди – не упади».

Работа с родителями:

  • Оформление выставки «Ладошки нашей семьи»;
  • Совместная деятельность детей с папами, мастер – класс «Мы с папой подарок маме смастерили и этим маму удивили»;
  • Информация: «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Родительские заповеди», «Требования взрослых к ребёнку», «Детский уголок в квартире»


3-ий этап заключительный

  • Организация фото – выставки
  • Выставка детских рисунков «Моя семья – моё богатство!»
  • Изготовление лэпбука «Моя семья»
  • Выступление детей на праздники посвященному дню матери

Результат проекта:

Дети усвоили, что семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения. Имеют представления о семейных традициях. Овладели игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации («Больница», «Семья», «Магазин игрушек» и т.д.);

Родители активно приняли участие в организации выставки фотографий «Моя семья – моё богатство!», а так  же в мастер – классе по изготовлению подарка для мамы. Повысили заинтересованность в дальнейшем развитии доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличением родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей.


Приложение 1

Конспект занятия по аппликации «Домик».

Цель: формировать умение располагать части в определённой последовательности.

Задачи:

Образовательные:

учить правильно располагать изображение на листе;

закреплять знание геометрических фигур (квадрат, треугольник).

Развивающие:

продолжать развивать мелкую моторику рук детей;

развивать умение получать удовольствие от результата своей работы.

Воспитательные:

воспитывать интерес к строительной деятельности

воспитывать внимание, усидчивость, самостоятельность.

Материал и оборудование: модель домика из строительного материала; квадратный лист бумаги для фона, бумажные фигуры (квадраты со стороной 5 и 2 см, треугольник с боковой стороной 6 см, красиво сочетающиеся по цвету), клей, кисти для клея, салфетки на каждого ребенка, цветные карандаши для дополнения сюжета.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом еще раз, сядем удобно и красиво, выпрямим спинки (дети здороваются). Давайте послушаем стихотворение, и вы узнаете, что мы будем сегодня делать.

Мой дом.

Посмотрите: это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома — голубой.

Заходите смело в дом!

— Приглашаете?

Войдём!

Воспитатель: Ребята, давайте поговорим о домах. Какие дома вы знаете?

Дети: Большие и маленькие, кирпичные и деревянные.

Воспитатель: А вот отгадайте загадку, о ком она?

Средь облаков на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нём. (Строитель)

Воспитатель: Ребята, кто строит дома?

Дети: Строители.

Воспитатель: Все люди, которые строят дома, называются строителями. А вы хотите сегодня побыть строителями?

Дети: Да!

Воспитатель: Хорошо. Посмотрите на картинку и скажите, из каких же частей состоит наш домик? (Просмотр иллюстрации).

Дети: Крыша, стены, дверь.

Воспитатель: Правильно. А какие фигуры у нас для этого есть, посмотрите?

Дети: Крыша – треугольник, стены – большой квадрат, дверь – маленький квадрат.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Теперь давайте разложим наши детали в нужном порядке, чтобы знать, какой домик у нас получится (расположить детали в нужной последовательности вместе с детьми).

Воспитатель: Хорошо, ребята. Посмотрите и запомните, какой дом у нас должен получиться. А теперь давайте разомнем пальчики, чтобы приступить к нашей работе.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны),

Покрутили (круговые движения пальцев от себя),

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли! (разомкнули пальцы).

Воспитатель: Хорошо. Теперь можем приступать. Давайте вспомним, что клея мы берём немного, обязательно пользуемся салфеткой. Клей намазываем на детали, начиная с середины, постепенно переходя к краям, намазываем всю деталь клеем и наклеиваем, прижимая деталь салфеткой, чтобы убрать лишний клей. Сначала мы наклеиваем квадратные стены, затем крышу и квадратик-вход (самостоятельная работа детей, помощь, подсказка).

Воспитатель: Вот и готовы наши дома, давайте посмотрим, какие они у нас получились.

Предложить детям дополнить аппликацию с помощью цветных карандашей (желтые круги, различные цветы, стволы деревьев, листья, трава).

Воспитатель: Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, чем мы с вами сегодня занимались? Какие части есть у дома? А кто строит нам дома? (Ответы детей). Молодцы. Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем занятии? Почему? (Ответы детей). Спасибо вам за работу всем, наше занятие окончено, можем полюбоваться нашими работами.


Приложение 2

Конспект ОД во 2 младшей группе по теме

«Папа, мама, я – семья!»

 

Цель:  Формирование знаний о членах семьи и их социальных ролях. Пополнение словарного запаса 

Задачи:

Образовательные

 Знакомство детей с понятием «Семья»;

 Формирование первичных представлений о семье;
Развивающие

 Развитие связной речи, формирование способности к диалогу;

Воспитательные

 Воспитывать любовь и уважение к своим родным;
Вызвать у детей радость от театрализации сказки.

Материалы: кукла, картинки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки и нескольких детей, кукольный театр «Репка».

 

Ход занятия.

Вводная часть.

Ребята, по пути в сад я сегодня кое кого встретила, и этот кто-то пообещал зайти к нам в гости. Вам интересно, кого я встретила? Тогда занимайте свои места на стульях, вот вот и уже гость к нам придет.
Ой, ребята посмотрите, это же пришла в гости кукла Маша. Пришла она не одна, а с изображениями своих родных: с мамой Зоей Ивановной и папой Николаем Петровичем, и с их домашними питомцами с собачкой Жучкой и кошкой Муркой.

Воспитатель опрашивает несколько детей. А как ваших мам и пап зовут? Кто вы для мам и пап?

У Машеньки еще есть бабушка Нина Максимовна и дедушка Петр Иванович. А у вас есть бабушки и дедушки? Кто вы для них?

Дети отвечают.

А все вместе называются – семья!

Основная часть.

Воспитатель показывает картинку с изображением членов семьи.

Воспитатель.

Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

Кто-то стучится в дверь! Это же наш Дружок. И он принес нам письмо. Вам интересно что там? Предлагаю открыть и прочитать что там.

Воспитатель открывает письмо, читает: «Дорогая внучка, ждем тебя с родителями в гости, заодно поможете собрать урожай. Бабушка и дедушка».

Давайте, ребята, отправимся с нашей куклой Машей до бабушки и дедушки.

А поедем мы на веселом паровозе.

Дети строятся друг за другом и идут паровозиком по кругу.

Лады, лады, ладушки.

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке забавушке.

Едут к ней ребятки,

Милые внучатки.

Вот мы и приехали.

На столе сидят куклы бабушки и дедушки. Рядом импровизированный огород.

Ребята поздороваемся с бабушкой и дедушкой. Дети, посмотрите какой огород вырастили бабушка с дедушкой. Посмотрите, что на нем растет. (Дети перечисляют овощи)

В семье куклы Маши соблюдаются традиции. И одна из них - это приезжать по осени помогать собирать урожай. Ребята, а какую вы знаете сказку про урожай и дружную семью?

Правильно, это сказка «Репка». Давайте мы ее вспомним.

Инсценировка сказки «Репка».

Заключительная часть.

Итак, мы сегодня поговорили о семье. Кто входит в состав семьи?

Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.


Приложение 3

Конспект образовательной деятельности в младшей группе

Заучивание стихотворения «Моя семья» М. Скребцова

Цели: 

Обучающая:

Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»; Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

Развивающая: 

Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники. 

Воспитательная: 

Воспитывать чувство семейной сплоченности ( на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте);  

 

Организационный момент

Собрались все дети в круг Я твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! 

Основная часть

- Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у него-то не было…" (выставляется фигурка мальчика).   - А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет).  

- Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком?  (Предложить детям выставить на фланелеграф фигурки членов семьи.)  

- Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? ( Семья).  

- Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья?  
Ответы детей.   - Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.  

- Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.)  

- Как должны относиться люди друг к другу в семье? ( Дружить, любить, ухаживать, защищать.)  

Предлагает заучить стихотворение Моя семья М. Скребцова У нас огромная семья —
Два брата, две сестры и я.
В придачу мама и папуля,
И бабушка еще с дедулей.

- Какие замечательные стихи приготовили дети про своих родственников, с какой теплотой они их рассказали. А давайте мы немного отдохнем и проведем физзарядку!? 

Физ. минутка «Семейная зарядка». Осенью, весною, Летом и зимой. Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает (руки вверх и вниз). Папа бодро приседает (приседания). Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом). А я сам бегу трусцой (бег на месте) И качаю головой (наклоны головой в стороны).

- Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные.   - Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию) (использование портфолио или семейного фото)  

Итоговая часть

- Для чего нужна человеку семья?


Приложение №4

Стихи о семье

Н.Майданик  «МОЯ СЕМЬЯ»

У меня семья большая:
Мама Нина, баба Рая,
Папу Александром звать,
Он бабуле просто — зять!
Ну а я бабуле — внучка.

И еще собачка Жучка
С нами вместе проживает,
Дом бабулин охраняет!

Кто в большой семье хозяин?
Ну конечно, баба Рая —
Здесь сомненья быть не может:
Всем подскажет и поможет,
У нее большой талант,
Завязать красивый бант,
Маму с папой помирить,
И красиво стол накрыть,
Приласкать, поцеловать,
На ночь сказку рассказать!
Даже Жучка понимает,
Чьи приказы выполняет,
Благодарно лижет руки —
От любви, а не от скуки

Всюду тянет нас домой,

Быть с любимою семьей,

Где все свято, справедливо

И живется так счастливо.

Все в семье у нас на лад,

Детьми и счастьем дом богат,

Заботой, нежностью, теплом –

И наша вся заслуга в том!

 Д.Яманаев  «ПРО НАС»

Мама вкусно приготовит,

Уберется, постирает.

Ну, а если я балуюсь,

Иногда и поругает.

Папа все починит в доме,

Все исправит, все наладит,

Ну, а если он свободен,

На машине покатает.

Бабушка мне все прощает,

Водит в цирк, в кино, в театры

Мне игрушки и конфеты

Очень часто покупает.

Хорошо, что у меня

Очень дружная семья.

 Ю.Жукова «МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

 Моя дружная семья:

Папа, мама, бабушка и я.

Папа мой большой, как слон,

Очень ласковый, родной.

Мама, мамочка моя,

Очень добрая она.

А вот без милой бабушки,

Бабулечки родной,

Не представляю жизни я,

Ну, просто никакой!

Свою семью я уважаю,

Сестру оберегаю,

Вместе с ней гуляю,

В квартире убираю.

Мы друг другу помогаем

И счастья всем желаем.

Мама, я, сестра моя –

Вместе дружная семья.

«СЕМЬЯ»

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем , волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья- это сложно!

Но счастливо жить одному очень сложно! 

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья!

 


Приложение №5

Пословицы и поговорки о семье


В семье дружат – живут не тужат.

В семье разлад – так и дому не рад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
При солнышки – тепло, при матушки – добро.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
На что и клад, когда дети идут в лад.
Нет родителей – нет покровителей.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Сердце матери лучше солнца греет.
Дети родителям не судьи.
Добрые дети – дому венец, а злые – конец.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Согласие да лад – в семье клад.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Загадки о семье:

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна…
(Семья!)

Кто нежнее всех на свете? 
Кто готовит нам обед? 
И кого так любят дети? 
И кого прекрасней нет? 
Кто читает на ночь книжки? 
Разгребая горы хлама, 
Не ругает нас с братишкой. 
Кто же это? Наша …
(Мама) 

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю – 
(Мама)

 Не боюсь грозы ни грамма,
Коль со мною рядом…
(Мама)


Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто…
(Мама)

 Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
- Всех милее наша...
(Мама)

Кто не в шутку, а всерьёз 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть? 
С велика упав, не ныть, 
И коленку расцарапав, 
Не реветь? Конечно, …
(Папа)

Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без...
(Папы)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш...
(Папа)

 Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...
(Папа)

 Пусть не хожу я в детский сад, 
Я дома ем оладушки. 
Пенсионерка, я и рад, 
Моя родная …
(Бабушка)

 Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша…
(Бабушка)

 Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
(Бабушка)

 Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная...
(Бабушка)

Он — мужчина, и он сед, 
Папе — папа, мне он — …
(Дед)

 Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш...
(Дед)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...
(Дед)

 Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?
(Тетя)

 Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне...
(Дядя)

 Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(Семья)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья)

Вот ведь дело-то какое… 
Нас не семеро, а трое: 
Папа, Мамочка и я, 
Но все вместе мы…
(Семья.) 


Приложение №6

Беседа «Моя семья»

Цель: Создание ситуации развития для умение малышей заботиться о своих близких. Обратить внимание детей на то, как взрослые заботятся о них.

Методика проведения: Во время беседы воспитатель задает малышам следующие вопросы:

- Кто живет вместе с вами в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.)

- Как вы думаете, кто самый старший в семье? (Дедушка, папа.)

- Кто самый младший в семье? (Я, младший брат, сестра.)

- Что делает в семье мама? (Готовит, убирает, стирает, гладит.)

-Что делает в семье папа? ( Чинит мебель, вкручивает лампочки и др.)

- Где трудятся родители? ( Ответы детей.) Что они делают?

- Ваши родители заботятся о вас? Как они это делают?

Далее воспитатель подводит малышей к выводу, что родители очень любят своих детей, заботятся о них, делают все для того, чтобы детям было хорошо, и что ребята, в свою очередь, тоже должны заботиться о маме, бабушке, помогать им, замечать их настроение.

В повседневной жизни воспитатель при каждом удобном случае должен обращать внимание на то, как взрослые заботятся о них. Например, заметив, что девочка пришла в новом платье, можно сказать: «Как мама о тебе позаботилась, такое красивое платье сшила к празднику! Ты сказала маме «спасибо», поцеловала ее?»


Приложение №7

Дидактические игры и упражнения:

Игра «Кто, что делает?»

- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …

- Мама  - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей ...

- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме

- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …

- Сестра  - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …

- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …

Игра «Назови ласково каждого члена семьи».

Сын – сынок – сыночек;

Дочь – дочка – доченька;

Брат – братик;

Сестра – сестричка – сестренка;

Мама – мамочка – мамуля;

Папа – папочка – папуля;

Бабушка – бабуля – бабуличка;

Дедушка – дедуля – дедуличка.

Игра «Да - нет»
 (На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топай те ногами, руки на пояс.)

Маму выручим всегда? (Да!)

И обманывать не будем никогда? (Да!)

Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)

Брать в автобусе билет? (Нет!)

Ай, ай, ай, как это нет?

Надо брать билет всегда? (Да!)

Не робеть, когда беда? (Да!)

Не жалеть для дел труда? (Да!)

Рук не мыть, когда обед? (Нет!)

Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)

Солнце, воздух и вода? (Да!)

Мы лентяям шлем привет? (Нет!)

А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!).


Игра «Кто главный?»

Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто, что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

Игра «Как зовут членов семьи?»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

Игра«Кто, где живет?»

Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.

Ход игры

Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?

Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Краснодаре на улице Селезнева, в доме № 20, квартира № 25».

Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.

Игра «Маленькие помощники»

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры:

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.

Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

Игра «Ласковое слово»

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д.



Приложение№8

ПАЛИЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ:

«Есть у каждого свой дом»

Дети загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней,

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

(Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки).

От ветерка качается,

(Движения руками вправо-влево).

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

(Мимика, жесты).

«Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

«Наш дом»

Этот дом – одноэтажный (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

«Семья»

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой,

Самый главный, самый умный,

Папа, папочка родной.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – старший брат

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый славный наш малыш - это Я

Вот и вся моя семья!

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки).

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

(Загибать пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели).

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

(Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок).

«Семья»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

Семья у нас крепкая, дружная!

«Кто живёт у нас в квартире?»

Кто живёт у нас в квартире? (Дети загибают пальцы, считая их.) 1,2,3,4,5

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я-

Вот и вся моя семья!


Физкультминутки:

«Семья»

Раз, два, три, четыре                (хлопки в ладоши) 

Кто живет у нас в квартире?   (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять     (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;         (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!          
 (загибают поочередно пальцы на руке).

«Ладушки»

«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!                
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.         
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.                
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.                
(Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.                
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.                
(Имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.                
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!                
(Хлопают в ладоши)

«Как у бабушки Наташи»
Как у бабушки Наташи 
(держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
Ели вкусную мы кашу! 
(соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
Каша пшенная, с дымком 
(над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
С хлебом 
(правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
С маслом! (
левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).
С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы «кружка»).
Взяли мы большие ложки 
(сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
Съели все до самой крошки! 
(попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).
Вот какая каша! (
снова сделать «тарелку» и показывать всем: справа и слева).
У бабушки Наташи!


Приложение №9

Артикуляционная гимнастика-сказка

«У бабушки с дедушкой»

Жили-были дедушка и бабушка. 

К ним толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые — лишь кожа да кости (втягиваем щёки). 

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), 

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись — в улыбочку губЫ (снова широкая улыбка). 

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). 

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), 

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). 

Блюдца поставим — положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе). 

Дуем на блинчик — не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык). 

Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), 

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). 

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули — мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх). 

Чаю попили — никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). 

Вкусный был завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу). 

Бабушка шила, а барсик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем (узкий язык вытянут вперёд).

Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд-назад)

И на зигзаг её переключила (узкий язык двигается влево-вправо).

Петли иголкой она обметала (кончик языка описывает круг за губами),

Пуговки круглые попришивала (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), 

Все мы на них покачаться успели. После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу), 

Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык - под нижнюю губу).

Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

Вот из сарая индюшка пришла, важно сказала: «бл-бл-бл-ла» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом) И УШЛА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....