Картотека "Одежда, обувь, головные уборы"
картотека (подготовительная группа)
Картотека "Одежда, обувь, головные уборы" позволит воспитателям старших групп детского сада в форме игры закрепить с детьми названия и детали одежды, обуви, головных уборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda_obuv.docx | 277.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Физминутка.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Зрительная гимнастика.
5. Сюжетная дыхательная гимнастика.
6. Психогимнастика.
7. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки.
ФИЗМИНУТКИ
«Одежда»
Вот заходит Мойдодыр,
(Ходьба на месте)
У меня с ним только мир.
(Сжимают одну ладонь другой)
Рубашка чистая висит
(Руки поднять вперёд и опустить вниз)
И майка впереди зашита.
(Сгибают правую руку в локте иимитируют шитьё иголкой)
Он пальцем больше не грозит,
(Грозят пальцем, повороты головой в стороны)
Что пальто на месте не висит.
(Руки поднимают вверх и опускают вниз)
Шорты, брюки и халат
(Загибают по очереди пальцы)
В шкафу на вешалке висят.
(Поднимают руки и опускают вниз)
Сарафан, костюм, жилет –
(Поочерёдно загибают пальцы)
Чище в гардеробе нет.
(Голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)
«Головные уборы»
Шапка шерстяная, наверху помпон,
(Изображают шапку и помпон)
Круглый, словно мячик, и пушистый он.
(«Круглый» мячик)
Есть еще у шапки отворот цветной,
(Показывают отворот у шапки)
В этой шапке можно бегать и зимой.
(Бегут)
Бабушка связала шапку не спеша,
(«Вяжут спицами»)
Шапка шерстяная вышла хороша.
(Руки на поясе, а затем показывают шапку)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Обувь»
(Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так.
(Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнения для язычка:
«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
«Большие пуговицы»-максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»- вытянуть губы узкой «трубочкой.
«Иголочка» - вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).
«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями».
«Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении.
«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
«Строчит машинка»-губы в улыбке, чистый пальчик—под язычок, произносить: др-р-р-р.
«Строчка» - кончик языка «иголочкой» ритмично касаемся верхней губы, начиная с уголка рта.
«Всем гимнастика для глаз»
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
Упражнение № 1. «Выдох- вдох»
Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на п-ф-ф-ф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.
Упражнение № 2. «Поющие звуки».
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.
Упражнение № 3. «Весёлые шаги».
Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.
«Гимнастика для мозга»
Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Защемление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Речевое, диафрагмально-реберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный (1:15; 1:20) как раз и тренирует эти защитные механизмы, тем самым, играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.
«Одежда»
Выражение эмоционального и психофизического состояния
Представьте себе, что у вас появился новый наряд, испачкалось платье, порвалось платье, что вы укололи пальчик, рассыпали мамины иголки и булавки. Выразите свое отношение к происходящему: мама в новом платье, братик упал в лужу и испачкал рубашку, вы с родителями дарите бабушке красивый платок, вы с родителями выбираете одежду сестренке, братику.
Обыгрывание ситуации.
«Шитье одежды». Покажите, как модельер рисует модель, закройщик делает выкройку, портниха шьет, манекенщица демонстрирует готовое платье. Покажите, как шьют на ручной, ножной и электрической машинке, вяжут на спицах.
«Стирка». Представьте, что мы наливаем воду в тазик, определяем, какая она — холодная, очень горячая, теплая (выразить свои ощущения). Сыплем стиральный порошок, стираем белье, полощем, отжимаем, встряхиваем, вешаем на веревку, закрепляем прищепками. Ветер срывает белье с веревки, оно падает на землю, пачкается. Мы огорчены, придется стирать его опять. Белье высохло, его надо погладить.
«Оживление предметов»
Представьте себя новой шубой; потерянной варежкой и варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол, и аккуратно сложенной рубашкой.
«Обувь»
Выражение эмоционального и психофизического состояния
Представьте, что вам купили красивые новые туфли. Покажите, как вы обрадовались.
У туфли оторвалась застежка, или новые туфли испачкались. Покажите, как вы огорчились.
Действия с воображаемыми предметами.
Чистим обувь, моем сапоги, застегиваем молнию, зашнуровываем ботинки, надеваем узкие сапоги, снимаем сапоги.
Образные перевоплощения
Изобразите состояние туфель, брошенных под кровать, и туфель, поставленных на полку; старые и новые туфли; тапочки, ожидающие свою хозяйку.
«Платье»
Это платье для Наташки –
(Четыре ритмичны поворота вправо-влево, руки на поясе)
Красные горошки.
(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах).
А на платье два кармашка,
(«Рисуют» на животике два кармашка).
Спрячем в них ладошки.
(Прикладывают обе ладошки к животику).
Н. Нищева
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
«Бабушкины руки»
Это чья рубашка –
Синие горошинки?
Бабушка старалась,
Шила для Алешеньки!
Это чей сарафан
Белыми ромашками?
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки!
Г. Браиловская
Какая одежда?
Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев
«Ботинок»
Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два — вправо,
Раз-два – влево!
– Он не хочет шнуроваться,
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два – справа,
Раз-два – слева.
– Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая
«Вова-растеряшка»
Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять –
Взял и сунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка
Как ботинки ели кашу
Как ботинки ели кашу
Дед сказал однажды Паше:
- Вот, ботинки просят каши.
Да, носил их года три...
Прохудились, посмотри.
Я поеду в магазин,
Ты побудь, дружок, один.
- Хорошо, - ответил Паша.
И, чтоб время не терять,
Стал ботинки манной кашей
Из кастрюли наполнять.
- Не кормили столько лет...
Вот обрадуется дед!
О. Григорьева
Какая одежда?
Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!
А. Шибаев
Речевая подвижная игра «Сапожки»
Импровизация движений:
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
«Мы на полки обувь ставим»
Мы на полки обувь ставим,
(Поднимают поочерёдно руки вверх)
А потом её считаем:
(Сгибают пальцы по порядку)
Сапоги, кроссовки, туфли,
Шлёпанцы, сандалии в кухне,
Босоножки, кеды, боты
И высокие ботфорты,
Валенки, лапти, калоши,
Их выпачкивать негоже.
(Повороты головы в стороны)
Посчитай, скажи ответ,
(Руки согнуты в локтях, руки перед грудью, пальцы раздвинуты)
Знаешь, сколько или нет?
(Спрятать руки за спину, поворачивать голову в стороны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".
В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы". Занятие направлено на пополнен...
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».
Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...
Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Домашнее задание по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы»....
Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".
Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...
Планирование воспитательно-образовательной работы в 1 младшей группе по теме: "Одежда. Обувь. Головные уборы"
тематическое планирование с подробным описанием совместных, индивидуальных мероприятий, с учетом федеральных государственных требований, основанный на интеграции образовательных областей....
Конспект занятия по теме "Относительные прилагательные. Одежда, обувь, головные уборы." (подг. гр.)
Занятие проводилось в подготовительной группе в рамках работы над темой "Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи"...
Лексическая тема "Одежда. Обувь. Головные уборы" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.
Игры и упражнения помогут в развитии и обогащении словарного запаса детей по данной лексической теме....