Вечерняя гостиная: "Мастер - класс по росписи филимоновской игрушки"
консультация (старшая группа)

Демьянова Елена Александровна

Вечерняя гостиная для родителей и детей старшей группы по росписи филимоновской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_gostinaya._po_rospisi_filimonovskoy_igrushki.docx473.37 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая гостиная:

Мастер-класс

по росписи игрушки

Тема: Филимоновская игрушка.

План-конспект МАСТЕР-КЛАССА

Цель: Знакомство с народным промыслом - Филимоновская игрушка, его характерными особенностями, при её росписи.

Задачи:

- способствовать эстетическому воспитанию старших дошкольников и взрослых средствами народного искусства;

- познакомить детей и родителей с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки;

- формирование графических умений и навыков в изображении традиционного геометрического орнамента филимоновской игрушки;

- развивать потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе;

- воспитывать у детей и старшего поколения интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

Оборудование и материалы:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Художественные материалы (гуашь, кисти, стаканчики непроливайки, бумага, простые карандаши, салфетки).
  3. Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов.
  4. Зрительный ряд: презентация «Филимоновская игрушка», таблицы-иллюстрации с изображением филимоновской игрушки и с элементами узоров филимоновской росписи, раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй узор” с дополнительными карточками.
  5. Литературный ряд: стихи о филимоновской игрушке.

Планируемые достижения:

- Представление о народном промысле – глиняная Филимоновская игрушка (Тульская область);

- Умение видеть цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств;

- Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе филимоновской росписи;

- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

  1. Организационный момент.

Приветствие: (положительный эмоциональный настрой на работу). - Здравствуйте, участники! Вы готовы сегодня окунуться в мир творчества и волшебства?

  1. Постановка темы и цели занятия.

Слайд 1. - Сегодня мы познакомимся с новым народным промыслом: удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем, как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках, и сами побудете филимоновскими мастерами.

Беседа об истории развития промысла и традиционном орнаменте филимоновской игрушки.

Сегодня мы вам предлагаем совершить увлекательное путешествие на родину игрушки, свое название, которая получила от деревни Филимоново.

Слайд 2. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит эта деревня Филимонова

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков. Первые упоминания были найдены в летописях XVI века

Слайд 3. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки.

Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка.

Слайд 4. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
(В. Василенко)

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло на основе богатых здесь запасов глины. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семьей, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре.

Слайд 5. Только в одном ближайшем городе Одоеве проходило семь ежегодных ярмарок, и к ним филимоновские мастерицы готовили лучший товар. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

Слайд 6 . Весной, до начала полевых работ, все готовые изделия обжигали в специальных горнах на склоне большого оврага, в которых плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий.

В настоящее время обжигают в специальных печах.

Слайд 7. Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые?

Оказывается, все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы – это коровы, олени, козы с длинными шеями и большими рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных.

Слайд 8. Но сказочной и оригинальной игрушку делает не только форма, но и роспись. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, который не "глушит" краски, горящие всем многоцветьем радуги. Именно поэтому филимоновскую игрушку называют "маленькой радугой" или "солнышком".

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно” – говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Давайте обратимся к элементам филимоновской росписи: (Слайд 9)

Круги с расходящимися в разные стороны лучами, а также кольцевые орнаменты с разноцветными треугольниками являются символами солнца, жизни и добра.

Схематично изображенные веточки, елочки обозначают древо жизни, преемственность поколений, неустанный рост.

Цвет тоже имел важное значение, в росписи филимоновских изделий:

желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;

зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;

красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахали,

Друг на друга посмотрели,

Шесть - на место тихо сели.

Практическая работа. Слайд 10.

А сейчас мы с вами перейдём к практической части нашей творческой гостиной и предлагаем вам потренироваться в росписи и попробовать на силуэте игрушки прорисовать элементы орнамента.

(предложить выбрать понравившийся силуэт)

Помните что основные цвета в филимоновской росписи – это жёлтый, зелёный и оттенки красного, но изредка используют и синий цвет, он означает цвет ясного неба и мира.

Предложить образцы росписи:

Во время работы под музыкальный фон зачитывает тематические стихи:

Как сказку, недосказанную где-то,

Держу в ладонях отзвук старины,

И слышу я у сердца рядом где-то,

Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,

Их сердце чувством, творчеством звенит,

Наш вечный друг, народные игрушки,

Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,

И ум, и сила, мудрость простоты

Игрушки также святы, что и книжки

Несут в себе познанье красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование по теме: "Филимоновская игрушка. Основные элементы росписи"

Ознакомление детей дошкольного возраста с филимоновской игрушкой...

Технология росписи филимоновской игрушки.

Первый этап:Игрушку "желтят". По белому фону обожженой игрушки наносят первый цвет - желтый. Это основа для дальнейшей росписи. Рассписывают широкой кисточкой. Основные элементы - линии, кружки, полос...

конспект интегрированного занятия по росписи филимоновской игрушки

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей  старшей группы  по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по теме «Филимо...

Мастер-класс по рисованию ДПИ: "Филимоновская игрушка". Трафареты, раскрашивание красками.

Декоративно - прикладное искусство.Продолжать знакоми детей с народными промыслами на примере Филимоновской игрушки, обратить вниманиедетей  на особенность цветовой гаммы и строение игрушки....

Методическая разработка Мастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленок

Методическая разработкаМастер класс для воспитанников средней группы по росписи глиняной игрушки Филимоновская лошадка и козленокСоставитель Воспитатель  Ускова Д.Н.АКТУАЛЬНОСТЬЛюди с давних врем...

Мастер-класс с родителями и детьми в средней общеразвивающей группе по теме: «Филимоновская игрушка»

Люди с давних времён занимались росписью. В каменном веке были наскальные росписи, позднее украшали росписью гончарную посуду. И сейчас современные люди украшают и расписывают свою посуду, элементы де...