Проект. "Моя семья"
проект (старшая группа)
Формировать представление у дошкольников о родословной семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_semya.docx | 165.03 КБ |
skrinshot.docx | 229.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №18»
Конкурс на лучшую методическую разработку «Все вместе»
Краткосрочный проект «Моя семья» старшая группа.
Подготовила воспитатель: Пискунова Е.А.
2023 г.
Актуальность проблемы:
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Каждая семья интересна по-своему, у каждой –свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых, проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Иногда родители перекладывают ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры развития. Считаем, что необходимо обогащать детско-родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения и налаживать контакты с родителями воспитанников, сотрудничать с ними.
Цель проекта: Закреплять представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Формировать представление у дошкольников о родословной семьи.
Задачи проекта: формировать навыки творческого рассказывания;
расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи.
воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи
познакомить детей с понятием «древо семьи» и научить, совместно с родителями составлять родословную семьи.
Вид проекта:
Групповой (совместный с родителями)
Срок реализации краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
владеть понятием «семья»;
знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
составлять творческий рассказ о семье. Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик».
разучивание стихов «Семья» О. Чусовитина «Моя мама лучше всех!», пальчиковой гимнастики «Наша семья», загадывание загадок, словотворчество;
просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», ««Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
Сотрудничество с семьёй:
Составление родителями совместно с детьми генеалогического Древа семьи.
Продукт проектной деятельности: Творческий рассказ на тему: «Моя мама», «Мой папа» «Мой дедушка» «Моя бабушка». Рисунки детей, дидактические игры, создание «Древа семьи».
I этап. Подготовительный.
Создать предметно-пространственную среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «семья».
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
опрос детей: «Что я знаю о семье?»
II этап. Активный (основной).
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «День рождения», «Маленькие помощники».
Строительная игра «Дом для моей семьи».
Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Чей малыш?», «Поймай скажи», «Семья»
Познавательное развитие
Тематические беседы:
«Какой я?», «Мы разные», «Моя семья»,
«Знакомство с профессиями родителей»,
Речевое развитие
Занятие «Моя семья»
Составление рассказов:
«Моя семья»,
«Моя мама»,
«Мой папа»,
«Моя бабушка»,
«Мой дедушка».
«Выходной день в моей семье»,
«Как я помогаю дома»;
Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Кошкин дом»; сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси-лебеди», «Айога», рассказы Л. Н. Толстого; стихи, пословицы, поговорки, загадки.
Художественно-эстетическое развитие
Конкурс рисунков на тему:
«Моя семья»
Физическое развитие
Физминутка: «Моя семья»
Взаимодействие с родителями:
консультация «Духовно-нравственное воспитание», «Права и обязанности в семье»,
беседа «Семейные традиции».
Папка передвижка «Семейные ценности»
III этап. Заключительный
Создание Древа семьи.
Ожидаемые результаты
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Дети умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.
Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях.
Занятие на тему «Моя семья».
Цель: показать значение семьи в жизни человека.
Задачи: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;
развивать диалогическую речь;
воспитывать у детей чувство гордости и любви, уважение
заботы о членах семьи;
развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Подготовительная работа:
• составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
• конкурс рисунков «Моя семья».
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
1. - Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (Семья.)
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам - на лошадке,
Жена - на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках.
В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки. Определите, кем в этой потешке приходятся друг другу люди. Что вы можете сказать об этой семье? Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая?
Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово? (Уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.
2. Сегодня мы с вами поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? ( Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!
А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)
- С кем ты живёшь?
-Кто у вас в семье старший (младший?
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- У кого есть братья (сёстры?
- Они старше или младше вас?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
- Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.
3.- Вам нравится ваша семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.)
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая
- Как вы думаете, что разрушает семью?
Ссоры, обиды
Конфликты
Непонимание
Невнимание
непослушание
лень
неправильные поступки
4. Игра «Радость или огорчение?»
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
• Вы съели на завтрак всю кашу
• Вы подрались с другом
• Разбросали по комнате все игрушки
• Помогли маме вымыть посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
• Порвали новую книжку
• Хорошо вели себя в детском саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
5. Игра «Кто ты мне?»
- Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
• Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
• Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
• Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
• Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
• Я тебе жена – ты мне (муж).
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
6. А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.
Отгадывание загадок
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная … (мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно … (папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый …. (дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья)
7. Физкультминутка
Кто живет у нас в квартире?
1 2 3 4 (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на месте)
1 2 3 4 5 (прыжки на месте)
Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в ладоши)
Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и вправо)
Наша дружная семья!
- Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.
8. Рассматривание «Родословное дерево»
- Вместе с родителями вы составляли своё родословное дерево.
- Какая часть у дерева считается главной? (Корень.)
- А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам принять правильное решение, помогают нам советом. (Несколько вступлений детей по генеалогическому древу.)
9. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
Свой дом - самое лучшее место.
Кто живет ладно, у того все складно.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В хорошей семье, хорошие дети растут.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы!
10. Пальчиковая гимнастика
Моя семья
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
11. Итог занятия
Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Восп.: дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.
Дидактические игры
« Кто где живёт?»
Цель:
Расширять знания детей о животных, их домах.
Материал:
Картинки с изображением животных и их «домов».
Ход игры:
Воспитатель:
«Люди живут в домах, дом это жилище человека. А животные где живут? Некоторые животные отыскивают и обустраивают себе готовый дом: змея — корягу, сова — дупло. А другие сами строят жилище для себя и своего потомства. Знаешь ли ты, что многие животные — отличные строители? Посмотри на картинки и расскажи, кто и из чего строит себе домики. Кто строит соты? Муравейник? Гнездо? Кто роет нору?
О домашних животных заботится человек. Рассмотри картинки и расскажи, как называются нарисованные здесь животные и их домики»
Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
Дидактический материал: Карточки с изображением детёнышей животных ш и с изображения диких и домашних животных.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.
«Семья»
Цель: Учить детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова,
обозначающие родство и родственников.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен
ответить. Примерные вопросы:
• Кем ты доводишься маме и папе?
• Кто ты для бабушки и дедушки?
• У тебя сестра или брат?
• Назови двоюродных братьев и сестер.
• Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер?
На этом мы закончим обзор игр. Еще раз хотим обратить внимание родителей на то, что игры
на развитие словарного запаса ребёнка разнообразны и наполнение содержанием зависит только
от вашей фантазии и желания работать.
«Поймай – скажи».
Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.
Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.
Беседа «Семейные традиции»
Цель проведения
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
- Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
Ход занятия:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Укреплять семейные традиции, можно только сохранив ее традиции.
Давайте познакомимся с традициями, которые существуют в семьях.
Издавна одной из традиций семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д.
Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Каждая семья, словно огромное дерево с могучими ветвями и крепкими корнями. Это семейный род. Наши прадеды составили основу рода, дали фамилию и продолжили его.
Чтобы история твоей семьи не забывалась, а славные имена не стерлись в памяти – составляется родословное древо семьи. Главное правило родословного древа – четкое расположение линий, соединяющих родословие. (Учащийся рассказывает о своей семье).
Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.
У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежавшие ему, живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.
Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.
Какие праздники отмечают в вашей семье?
Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.
Семейный очаг – это маленькое солнце, это фундамент и источник жизни на земле. Какой бы холодный ветер ни подул, тепло семейного очага согреет нас с вами и придаст уверенность нашим силам.
Мне очень хочется, чтобы вы помнили о том, что семья - это самое главное в жизни человека. Ее надо беречь, дорожить ее традициями и обычаями, любить своих родителей, уважать старших.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья-это труд, друг о друге забота
Семья-это много домашней работы.
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
Физминутка «Моя семья»
Раз, два, три, четыре
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу я пересчитать:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять
Снова в домике опять!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Крепкая семья - здоровая семья"
В материале описывается проект "Крепкая семья - здоровая семья", реализуемый в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми в 2013-2014 учебном году....
Презентация к Проекту «Моя семья, дом, детский сад»- ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ на примере нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши
ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ нашей воспитанницы группы №3 Поташевой Катюши.Все хотят, что бы дети стали образованными, независимыми, целеустремленными. В первую очередь, таким примером должны быть сами родители....
Сценарий открытого мероприятия в рамках проекта «МОЯ СЕМЬЯ» Тема: «В кругу семьи»
Программное содержание:• формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи. • воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; •...
Проект "Спортивная семья- здоровая семья"
Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и дома....
Инновационная деятельность проекта "Моя семья": альбом "Моя семья" и "Генеалогическое древо"
альбом "Моя семья" и "Генеалогическое древо"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...
Выступление на педагогическом форуме Система поддержки и помощи семьям, имеющих детей с ОВЗ, в рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»
В нашем учреждении функционируют 3 компенсирующие группы, которые посещают дети с различными нарушениями развития: это дети с ЗПР различного онтогенеза, дети с УО разной степени тяжести, дети с синдро...