Мозаика - игра с пользой (сам.обр)
материал (средняя группа)

Бушуева Ольга Владимировна

Мозаика — удивительный инструмент для развития способностей ребенка практически любого возраста — стимулирует развитие мелкой моторики, воображение, фантазию, пространственное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мозаика17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мозаика - игра с пользой

Мозаика — удивительный инструмент для развития способностей ребенка практически любого возраста — стимулирует развитие мелкой моторики, воображение, фантазию, пространственное мышление. Создание мозаики способствует выработке терпения, терпеливого отношения к достижению цели, развивает способность концентрировать внимание. И кроме всего прочего, выкладывание мозаики очень увлекательный процесс — буквально с первых минут ребенок «втягивается» в процесс!

Разновидности мозаики

К основным разновидностям этой игры относятся следующие:

  • магнитные;
  • термомозаики;
  • «Азбука + математика»;
  • напольные для маленьких детей;
  • с игровым полем и ножкой;
  • самоклеящиеся; 
  • тетрис-мозаики.

Возраст, с которого можно обучать ребенка

Считается, что мозаика эффективнее всего для детей с трехлетнего возраста. Однако сейчас предлагается большое количество разновидностей мозаики для малышей от одного года. В раннем возрасте родители вместе с ребенком могут складывать только простейшие картинки. Дети постарше способны самостоятельно складывать довольно замысловатые узоры из разных видов мозаики. Родителям важно подбирать игрушку по возрасту и играть вместе с ребенком.

Особенности мозаики для детей от 1 до 3 лет

При выборе мозаики для малыша в возрасте один-три года нужно уделить внимание следующим критериям:

  • детали должны быть как можно крупнее;
  • качество материала должно позволять использовать его для маленьких детей; обширный выбор цветов;
  • легкость соединения деталей;
  • ближе к трёхлетнему возрасту нужно обратить внимание на логическую мозаику и на мозаику с ножками;
  • отличной альтернативой являются аппликации. 

Особенности мозаики для малышей от 3 до 6 лет

В этом возрасте мелкая моторика детских рук уже достаточно развита, поэтому можно выбирать более сложные игрушки. Важно учитывать следующее:

  • размер деталей может быть уменьшен;
  • нужно играть с изображением и сюжетом;
  • надо увеличивать число деталей в наборе мозаики;
  • следует обратить внимание на мозаику-наклейки и магнитную мозаику.

Для этого отлично подходят имеющиеся в арсенале любой кухни крупы разных размеров — перловка, гречка, рис и пр., даже манка. Сюда же смело подключаем фасоль (белая и красная), горох (желтый, зеленый, коричневый). Скорлупа от орехов — великолепный материал! Крупные грецкие, фундук, фактурные скорлупки от арахиса, от фисташек.

Начинать можно с простых узоров и постепенно переходить к целым картинам. Чем мельче элементы мозаики, тем сложнее ее выкладывать — требуется больше терпения, аккуратности. Поэтому с малышами начинать лучше с чего-то крупного — фасоль, макароны различные и пр. Если вы на пляже — выложите фигуру из камней или ракушек. Процесс доставит удовольствие и вам, и малышу.

Особенности мозаики для детей от 6 лет и старше

Для деток постарше домашняя мозаика тоже хороша и полезна, достаточно просто усложнить задачу — больше мелких деталей например. Около 6 лет у ребенка формируются и некоторые эстетические представления. И здесь очень важно дать возможность развивать способности соответственно возрасту. Начиная с простого, шаг за шагом дети учатся создавать самостоятельные работы, выбирая из широкого спектра материалов — различного цвета и фактур, знакомясь с ними. А если так вышло, что до этого дома вы мозаикой не занимались, не расстраивайтесь. Начинать можно и «с нуля». В этом случае домашняя мозаика станет дополнительным инструментом.

А теперь давайте «копнем поглубже» — что же конкретно развивает мозаика?


ОСНОВНОЙ ПОЛЕЗНЫЙ ФАКТОР — РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

  • Задействованы обе руки — одновременно работают оба полушария. Левое полушарие отвечает за логику, аналитические способности, речь, чтение, письмо. Правое — образное и пространственное мышление, творческие способности, фантазия
  • Из разноцветных мозаичных элементов ребенок формирует картинку — так развивается фантазия, воображение, образное мышление.
  • Использует элементы разных форм и размеров — развивается пространственное мышление.
  • Материалы для мозаики различных цветов — навыки распознавания и применения цветов.
  • Перебирая пальчиками камушки, стеклянную мозаику, ракушки и пр. малыш учится отличать свойства поверхностей — теплое/холодное, гладкое/колючее и пр.
  • Способность концентрироваться. Это происходит само собой — ребенок просто не может оторваться от своей работы, пока не закончит ее и не увидит результат.
  • Во время занятия мозаикой также формируется самостоятельность выбора — цвет, материал, их сочетание — что и где применить.
  • Постановка и достижение цели. Есть цель — выложить мозаикой котика/птичку и пр. Выбор материала, цвета и места их расположения — это простейшие шаги к достижению цели — готовой мозаики.
  • Чтобы ребенок получал удовольствие от мозаики, ни в коем случае не ограничивайте его выбор. Особенно в выборе цвета. Допускается лишь мягкие, ненавязчивые подсказки (и то в случае большой необходимости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем с пользой"

Родителям предлается попрактиковать своих детей в употреблении существительных в разных падежах.Игра "Измени слово"   не только научит правильно изменять слова по падежам, но и создаст веселое на...

Пальчиковые игры.Практическая польза.

                                      Доклад "Формирование мелкой моторики рук.Пальчиковые и...

Буклет для родителей "Играйте с пользой".

Созданный буклет"Играйте с пользой" поможет родителям   организовать игры с ребенком по дороге в лес, к бабушке или  домой. Игры с диалогическим содержанием помогут сформировать социальные и...

Игры с пользой!

Успешность всестороннего воспитания напрямую зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того насколько хорошо ребенок слышит,видит,осязает окружающее.На втором – третьем году жизни начинае...

пирамидка: игра и польза

консультация для родителей...

TBOРЧЕСКАЯ МОЗАИКА. ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

На примере различных игр пока¬зать роль игры и игрушки в жизни до¬школьника; познакомить с классическими примерами общения с игрушкой; форми¬ровать культуру игры....