Познавательное развитие
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Владимирова Татьяна Викторовна

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий. В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий.

Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.  Одной из таких технологий является квест-технология.

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

 Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию (закреплению) необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_den.docx20.23 КБ
Файл kvest_igra_2.pptx1.07 МБ
Файл konspekt_nod_kvest-_igra.docx330.42 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день! Я, Владимирова Татьяна Викторовна, воспитатель Бошняковского детского сада, работаю в дошкольной разновозрастной группе 19 лет.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.

Таким образом, проблема развития познавательных способностей дошкольников требует особого отношения со стороны педагогов, поиска и применения эффективных средств, технологий и методов работы с дошкольниками. Ведь дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.

Во ФГОС ДО используются три термина: «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».

• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий. В педагогической практике насчитывается более ста разных технологий.

Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.  Одной из таких технологий является квест-технология.

Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

 Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию (закреплению) необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила.

Определяющие характеристики игровой технологии квеста:

  • осуществление образовательных задач через игровую деятельность;
  • целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности воспитанника;
  • исследовательский характер образовательной деятельности;
  • развитие информационной и медиа грамотности.

   Квест оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Квест игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму.

Самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

  Что же такое квест? Понятие «квест» происходит от английского слова «quest», то есть поиск. Квест - это игра - приключение, состоящая из нескольких заданий (уровней), объединенных одной сюжетной линией. Каждый пройденный уровень дает ключ (подсказку) к следующему заданию или общей цели. Цель игры - получить задания, отыскать в них подсказки, ответить на вопросы, разгадать загадки, ребусы, решить задачи, пройти все препятствия и заслужить приз. В игре необходимо проявлять и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания, развитие аналитических способностей и нестандартного мышления, коммуникативных качеств.

Идея квестов совсем не новая – в советское время были зарницы, ориентирование на местности – это тоже квесты, потом были ролевые игры – это тоже квесты. Компьютерные ходилки – это тоже квесты.

Суть любого квеста состоит в поиске как можно большего количества целей. Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.

Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о малышах, то подобные задания заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.

Я хочу сегодня рассказать о квест – игре, которую мы провели в нашей группе на «День космонавтики».

Тема: «Путешествие в Космос»

Были поставленны такие цели и задачи.

Проводилась большая предварительная работа.

Использовала такие принципы построения образовательной деятельности: 1. Принцип осознанности.

2. Принцип интеграции ("Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".)

3. Принцип развивающей ориентации.

Методы и приемы:

Материалы и оборудование:

Ход игры:

1. Приветственное слово: Ребята, какой праздник мы отмечаем в апреле (День космонавтики), какого числа?

12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты.

Кто первый отправился в космос (Ю. Алекс. Гагарин)

С давних времён звёздное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Человеку хотелось заглянуть ввысь и узнать, как устроено небо.

2. Вводная часть: Постановка проблемы: пришел в гости звездочет с письмом и рассказал детям, что инопланетяне похитили созвездие Большой медведицы. Помогут ли дети вернуть это созвездие?

Построение маршрута: разложить все планеты в порядке удаления от солнца. Молодцы! Это и будет маршрут, по которому вы должны облететь все планеты нашей Солнечной системы. На каждой планете вас ждет задание, за которое вы будете получать звезды, из них мы построим созвездие Большой медведицы.

Отгадываем загадку о космическом корабле, строим ракету из геометрических фигур по образцу. А теперь отправляемся в полет под космическую музыку.

1 станция: «Космические эрудиты». Отгадываем Цепочки загадок: отгадка первой загадки является первым словом во второй  и т.д.

 2 станция: «Четвертый лишний» найти и объяснить лишний предмет.

3 станция: «Астрономическая путаница» (Нужно команде собрать разрезную картинку)

4 станция: Космическая игровая.

Дети становятся в круг и под музыку передают планету, как только музыка останавливается, ребенок, у которого в руке будет ракета, называет слово, связанное с космосом.

5 станция: « Космический Флешмоб». Под песню « я ракета» все участники выполняют единые движения .

6 станция «Язык землян»

(Дети с помощью жестов должны объяснить загаданное слово).

И вот мы с ваши прибыли на последнюю станцию № 7 «Звездная лаборатория».

Давным-давно люди, любуясь звездным небом, заметили, что некоторые звёзды, расположенные недалеко одна от другой, образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей, людей.

- Как называли люди эти фигуры? (созвездия)

- А какое созвездие мы помогаем отыскать звездочету?

 (У каждого ребенка на столе белый лист и черная краска, закрашивает фон черным цветом и появляется созвездие Большой медведицы, которое заранее было нанесено свечой).

Молодцы, ребята, Вы получаете последнюю звезду, и у нас получилось созвездие Большой Медведицы, которое звездочет вернет на небо.

Звездочёт в знак благодарности дарит вам каждому волшебные звезды, которые светятся в темноте.

- Теперь перед сном вы можете смотреть на свою звезду и вспоминать наше путешествие.

Вот такой у нас получился квест!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест -игра «Путешествие в Космос» для детей разновозрастной дошкольной группы Подготовила и провела: Владимирова Т.В. воспитатель МБДОУ « Бошняковский детский сад» Канского района

Слайд 2

Цель: Расширять знания детей о космосе через построение образовательной деятельности в форме квест - игры, при которой дети являются активными участниками в процессе решения проблемно - обучающих ситуаций. Задачи: Образовательная: 1. Систематизировать и углублять знания детей о Космосе. Развивающие: 1. Развивать умение ориентироваться по карте - схеме. 2. Способствовать развитию исследовательских действий в процессе игры. 3. Развитие мыслительных операций. Воспитательные: 1. Формировать и расширять познавательный интерес у обучающихся к окружающему миру, солнечной системе, космонавтике. 2. Формирование чувства гордости за свою Родину. 3. В оспитывать интерес к поисковой деятельности. 4. С пособствовать закреплению дружеских отношений внутри коллектива.

Слайд 3

Предварительная работа: 1. Беседы "Что такое Космос?" «Солнечная система», «Что можно увидеть в телескопе?», «Планета Земля – какая она ?». 2. Рассматривание энциклопедий о Космосе. 3. Дидактические игры: «Планеты солнечной системы», «Звезды на небе ». 4. Ч тение художественной литературы: А. Хайт «По порядку все планеты», В. Калашников «О звездах и планетах», «Мифы звездного неба», А. Леонов «Шаги над планетой ». Принципы построения образовательной деятельности: 1. Принцип осознанности - заинтересованное усвоение знаний и умений. 2. Принцип индивидуализации - решение задач осуществляется, исходя из интересов детей. 3. Принцип развивающей ориентации - развитие у детей творческой активности и самостоятельности. Интеграция образовательных областей: "Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Слайд 4

Методы и приемы: 1. наглядный метод (мультимедийная презентация) 2. словесный метод (вопросы, рассказ педагога, беседа, словесная мотивация решения проблемной ситуации) 3. проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации, коллективное обсуждение заданий) 4. прием эмоциональной заинтересованности (непосредственно-образовательная деятельность построена в форме поисковой игры- квеста , сюрпризный момент, записки с зашифрованными заданиями) 5. игровой прием (двигательные паузы, игры) Оборудование и материалы: o Мультимедийная презентация "Четвертый лишний» o Конверты с заданиями; o Космическая музыка o Картинка «Космос» o Картинки Планет o Листы с созвездиями

Слайд 14

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Бошняковский детский сад»

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Квест-игра «Путешествие в Космос»

для детей разновозрастной дошкольной группы

Провела: воспитатель Владимирова Т.В.

Цель: Расширять знания детей о космосе через построение образовательной деятельности в форме квест- игры, при которой дети являются активными участниками в процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.

Задачи:

Образовательная:

1. Систематизировать и углублять знания детей о Космосе.

Развивающие:

1. Развивать умение ориентироваться по карте - схеме.

2. Способствовать развитию исследовательских действий в процессе игры.

3. Развитие мыслительных операций.

Воспитательная:

1. Воспитывать уважительное отношение, чувство любви и гордости за свою Родину.

Предварительная работа:

1. Беседа "Что такое Космос?" «Солнечная система.

2. Рассматривание энциклопедий о Космосе.

3. Чтение стихотворений о Космосе.

Принципы построения образовательной деятельности:

1. Принцип осознанности - заинтересованное усвоение знаний и умений.

2. Принцип индивидуализации - решение задач осуществляется, исходя из интересов детей.

3. Принцип развивающей ориентации - развитие у детей творческой активности и самостоятельности.

Интеграция образовательных областей:

"Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".

Методы и приемы:

1. наглядный метод (мультимедийная презентация)

2. словесный метод (вопросы, рассказ педагога, беседа, словесная мотивация решения проблемной ситуации)

3. проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации, коллективное обсуждение заданий)

4. прием эмоциональной заинтересованности (непосредственно-образовательная деятельность построена в форме поисковой игры-квеста, сюрпризный момент, записки с зашифрованными заданиями)

5. игровой прием (двигательные паузы, игры)

Оборудование и материалы:

o Мультимедийная презентация "Четвертый лишний»

o Конверты с заданиями;

Космическая музыка

o Картинка «Космос»

o Картинки Планет

o Листы с созвездиями

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какой праздник мы отмечаем в апреле (День космонавтики), какого числа?

12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты.

Кто первый отправился в космос (Ю. Алекс. Гагарин)

С давних времён звёздное небо притягивало внимание людей, оно всегда манило своей красотой и недосягаемостью. Человеку хотелось заглянуть ввысь и узнать, как устроено небо.

-Ребята, посмотрите, кто это у нас в гостях? (Звездочет), у него в руках какой-то сверток, давайте посмотрим, что там написано.

- Здравствуйте, дорогие ребята, вот уже много лет я наблюдаю за звездами, созвездиями, но вчера случилась беда, я не увидел на небе созвездия Большой Медведицы, Инопланетяне похитили звезды и теперь не светится на небе созвездие Большой Медведицы. Помогите вернуть звезды на место.

- Ну что, ребята, поможем Звездочету вернуть на небо созвездие Большой Медведицы?

- Вам предстоит пройти космические испытания. Ребята, но, прежде чем нам начать наше увлекательное путешествие, нам нужно знать, по какому маршруту двигаться, но вот беда, у бортового компьютера пропали все карточки с координатами планет.

Задание для всех. Разложить планеты в порядке удаления от Солнца. На каждой планете будет станция с заданием.

При успешном прохождении задания на каждой станции, вы будете получать звёзды.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_091039.jpg

- А на чем мы с вами отправимся в космическое путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (ракете).

Что бы отправится в космос, нам нужно построить ракету.

“Построй ракету”

Перед вами чертеж ракеты. Из каких геометрических фигур он состоит?

— Соберите ракету из геометрических фигур.

 C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_092106_1.jpg

     Теперь отправляемся в полет!

обратный счет! 10 …. 0 ПУСК! Закрываем глаза.

Ура! Мы летим! (Звучит музыка космическая).

-Ну вот мы в космосе, подлетели к станции № 1«Космические эрудиты».

Цепочка загадок:

Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный …

Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.

Вам расскажет обо всем умный дядя …

Астроном - он звездочет, знает все наперечет!

Только лучше звезд видна в небе полная …

До Луны не может птица долететь и прилуниться,

Но зато умеет это делать быстрая …

У ракеты есть водитель, невесомости любитель.

По-английски: "астронавт", а по-русски …

Космонавт сидит в ракете, проклиная все на свете –

На орбите как назло появилось …

НЛО летит к соседу из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился, в трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету, не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает, километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам, нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела, всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора - Это черная …

В черных дырах темнота чем-то черным занята.

Там окончил свой полет межпланетный …

Звездолет - стальная птица, Он быстрее света мчится.

Познает на практике звездные …

А галактики летят врассыпную, как хотят.

Очень здоровенная эта вся…вселенная! (О. Емельянова)

-Молодцы! (Получают первую звезду). Летим дальше.

Станция № 2 «Четвертый лишний»

Молодцы, справились с заданием и получаете вторую звезду. Летим дальше по маршруту.

Станция № 3 «Астрономическая путаница» (Нужно команде собрать разрезную картинку)

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_093110.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_093355_1.jpg

Молодцы! Справились с заданием. Получаете 3-ю звезду.

Станция № 4 Космическая игровая.

Дети становятся в круг и под музыку передают планету, как только музыка останавливается, ребенок, у которого в руке будет ракета, называет слово, связанное с космосом.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_093736_1.jpg

Станция № 5 «Планетная»

У звезды под названием Солнце есть большая дружная семейка. Девять детишек разного возраста. Что же это за детишки? (планеты)

- Сейчас вам нужно отгадать планету и расположить ее на макете.

1. Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален (Меркурий)

2. В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

3. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется.

(Земля)

4. Это красная планета

По соседству с нами.

И зимой и даже летом

Мерзнет надо льдами.

Странно, что ни говори, -

Лед не сверху, а внутри (Марс)

5. В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет.

(Юпитер)

6. Такая мрачная, суровая, серьезная планета!

От Солнца далеко: здесь холод, мало света.

Гуляют вихри скоростные, ветры задувают,

И множество колец планету окружают.

(Сатурн)

7. Он уже который век

Среди братьев-римлян — грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку.

(Уран)

8. На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Холодно на ней весьма -

Состоит из воды, газа и льда

(Нептун)

9. У далекой крохотной планеты,

Нет статуса «Большой» планеты.

И обидевшись она,

В телескопы не видна… (Плутон).

- Отправляемся на станцию № 6 выполнять задание.

-А следующая станция «Язык землян»

(Дети с помощью жестов должны объяснить загаданное слово).

Слова космонавт, ракета, солнце.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_094731_1.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_094820.jpg

- И вот мы с ваши прибыли на последнюю станцию № 7 «Звездная лаборатория».

Давным-давно люди, любуясь звездным небом, заметили, что некоторые звёзды, расположенные недалеко одна от другой, образуют различные фигуры, напоминающие птиц, зверей, людей.

- Как называли люди эти фигуры? (созвездия)

- А какое созвездие мы помогаем отыскать звездочету?

 (У каждого ребенка на столе белый лист и черная краска, закрашивает фон черным цветом и появляется созвездие Большой медведицы, которое заранее было нанесено свечой).

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_100816.jpg

- Вы получаете последнюю звезду, и у нас получилось созвездие Большой Медведицы.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото квест\IMG_20230410_100006.jpg

- Молодцы, ребята, вы помогли звездочёту и теперь на небе вновь можно увидеть это созвездие.

- Звездочёт в знак благодарности дарит вам каждому волшебные звезды, которые светятся в темноте.

- Теперь перед сном вы можете смотреть на свою звезду и вспоминать наше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...