LEGO-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассмотрены причины нарушения речи детей дошкольного возраста и решение этой проблемы средствами Lego-конструирования. Приведены преимущества конструктора, а также примерные задания для детей с ОНР. Рассмотрены этапы диагностики речевой деятельности детей через LEGO-конструирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-konstruirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Новикова Е.А., преподаватель
Штейникова К.А., студент кафедры
педагогики и педагогического и социального образования
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
Россия, Нижневартовск
LEGO-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста
LEGO-construction as a means of speech development of preschool children
Аннотация.
В данной статье рассмотрены причины нарушения речи детей дошкольного возраста и решение этой проблемы средствами Lego-конструирования. Приведены преимущества конструктора, а также примерные задания для детей с ОНР. Рассмотрены этапы диагностики речевой деятельности детей через LEGO-конструирование.
Ключевые слова: LEGO-конструирование, конструирование, развитие речи, нарушение речи, ОНР.
Annotation. This article discusses the causes of speech disorders in preschool children and the solution of this problem by means of Lego construction. The advantages of the constructor are given, as well as sample tasks for children with ONR. The stages of diagnostics of children's speech activity through LEGO construction are considered
Key words: LEGO-construction, construction, speech development, speech disorder, ONR
Сегодня в современном обществе проблема речевого развития детей дошкольного возраста остается одной из самых актуальных, так как с каждым днем выявляется огромное количество детей, у которых наблюдается нарушение речи.
В настоящее время активно используется понятие общего недоразвития речи (ОНР) для формирования логопедических групп детей в дошкольных образовательных организациях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии. Причинами общего недоразвития речи являются различные неблагоприятные воздействия: во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также впервые годы жизни ребёнка. Различная природа речевого дефекта находит выражение в различном соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии речи, она также определяет те компенсаторные возможности ребенка, на которые опирается специальное обучение. У всех детей с нарушением речи всегда отмечается не только нарушение звукопроизношения, но, а также и недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя [3, с. 35].
В ФГОС ДО создает благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями [5, ]. Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
В современной дефектологической литературе все больше уделяется внимание вопросам совершенствования организации и методики коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста страдающим нарушением речи. Многие авторы настоятельно подчеркивают необходимость проведения коррекционной логопедической работы с учетом имеющихся у детей отклонений в развитии познавательных процессов. Это все обусловливает особую важность целенаправленного и глубокого изучения особенностей различных психических процессов у детей с речевой патологией [3, с. 35].
Для успешного повышения уровня речи детей дошкольного возраста можно использовать LEGO-конструирование, так как с помощью данного вида конструктора развивается мелкая моторика, активизируются речевые отделы головного мозга, что способствуют развитию когнитивной сферы ребенка. Благодаря этому у детей улучшается звукопроизношение, речь становится более четкой и разборчивой [2].
По мнению З.А. Репиной, когда дети дошкольного возраста конструируют из LEGO, то у них развиваются причинно-следственные связи, действия с каждым разом становятся осознанными, что в свою очередь способствуют развитию мышления и функции речи [3].
В исследованиях М.В.Грачевой развитие зрительно-предметного восприятия выступает базой для развития у детей рече-языковых средств общения, что способствует переходу к оречевлению предметного мира, к установлению взаимосвязей «предмет – слово». В процессе использования LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста постепенно формируется образ создаваемого объекта, данный образ оказывает активирующее действие на потенциальные речевые возможности, способствует развитию тактильного анализатора, который осуществляет непосредственное взаимодействие с речевыми зонами. LEGO-конструирование помогает развивать у детей широкую сенсомоторную сферу, сенсорное восприятие, которое играет важнейшую роль при работе с дошкольниками у которых наблюдается нарушение речи [1].
При работе с LEGO-конструктором у детей, у которых наблюдается нарушение речи необходимо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Манипулируя деталями конструктора LEGO, дошкольники, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы (д, л, п; а, л; р и я;, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры.
Играя с LEGO, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
В трудах О.Е. Илькович определены этапы диагностики речевой деятельности средствами LEGO-конструирования, которые направлены на составления индивидуальной программы развития, на основе выявленных нарушений речевой деятельности; на отслеживания динамики речевого развития, по итогам проведенной коррекционно-педагогической деятельности. Данное исследование проводится для выявления положительных или отрицательных достижений в речевой деятельности ребѐнка с нарушениями речи, а также для подтверждения результативности выбранной технологии и рекомендаций родителям и педагогам.
Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-конструирования помогает усовершенствовать образовательный процесс сделать его более результативным. Дети дошкольного возраста воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативных эмоций, а развивает и формирует внимательность, усидчивость, точное выполнение инструкций. Применение конструктора является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы дошкольного образования, а использование LEGO-конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
Библиографический список:
- Грачева М.В., Татаринцева Е.А. Развитие речи детей дошкольного возраста через использование легоконструирования. В сборнике: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 163-165.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
- Новикова Е.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через развитие речи. В сборнике: Социальное и педагогическое образование: векторы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы Л. А.Ибрагимова, Е. А. Бауэр. 2019. С. 35-37.
- Репина З.А. Уроки логопедии / З.А. Репина, В.И. Буйко. – Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. – 207 с
- Снегирева Т.В., Новикова Е.А. Эмпирическое исследование проблемы развития творческого воображения старших дошкольников с нарушением речи. Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. № 4. C. 22-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В статье раскрывабтся основные механизмы влияния мелкой моторики на речь дошкольника....
Консультация для родителей «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний пред...
Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данном докладе я поделилась опытом работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики....
Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...
«ИГРАЕМ В МЯЧ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ИЛИ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
В игре дети преодолевают серьезные трудности, тренируя свои силы, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Именно в игре ребенок переживает удовольствие победы, он ...
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей дошкольного возраста »
laquo;Ум и речь ребенка находится на кончиках пальцев», сказал, когда то известный педагог В.А.Сухомлинский....