Духовно-нравственное воспитание на современном этапе.
статья

Хорошавина Ольга Владимировна

Русское слово «нравственность» описывает внешнее поведение (нрав) и поступки человека.

Духовность же задается теми смыслами, внутренним содержанием, которые человек вкладывает в свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ

Что же означает духовно-нравственное воспитание? Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс, в котором  детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни. Создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей. Для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации.

Русское слово «нравственность» описывает внешнее поведение (нрав) и поступки человека.

Духовность же задается теми смыслами, внутренним содержанием, которые человек вкладывает в свои поступки.

От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе.

На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.  Наиболее важной, на наш взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания  дошкольников  является  девальвация  семейных  ценностей.  Недаром существует  высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение  и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства  современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и  воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания  детей  в  условиях  детского сада.  У многих  родителей  отсутствует  такое  понятие,  как  «ответственность» за воспитание. Как следствие этой  проблемы  -  необходимость  массового  просвещения  родителей  и  педагогического  сопровождения  семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Среди основных проблем в духовно-нравственном воспитании можно выделить не соблюдение исторической преемственности поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Именно поэтому задача развития и воспитания подрастающего поколения приобретает все большее значение и становится государственной:

Разработана «Стратегия развития воспитания  в  Российской  Федерации на период до 2025 года»

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2013 № 273) воспитание определяется как «целенаправленная деятельность, направленная на создание условий для развития духовно-нравственной культуры на основе общечеловеческих и традиционных ценностей».

В соответствии с ФГОС ДО приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования. В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в единый процесс, основанный на нравственных и социокультурных ценностях, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Однако, целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание духовно-нравственного воспитания, какими средствами следует его осуществлять

Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.

В целом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности – это сложный   и   многоплановый   процесс.   Оно   является   неотделимым   от человеческой жизни во всей своей полноте и противоречивости, от общества, культуры, семьи и человечества в целом, а также от страны проживания и культурно-исторической эпохи, которая формирует образ жизни народа, а также человеческого сознания

Поэтому  на  современном  этапе  (в  условиях  введения  обновленной нормативной  базы)  крайне  важно  создать  нормально  функционирующую  систему духовно-нравственного  воспитания  в  дошкольных  образовательных  учреждениях, основанную  на  ценностях  традиционной  духовной  культуры.

Эффективным методом решения проблемы духовно-нравственного воспитания на наш взгляд является проектная деятельность.

Так как проектная деятельность позволяет вовлечь родителей и социальных партнеров в образовательный процесс ДОО, а это помогает обратить внимание на проблемы духовно-нравственного воспитания своих детей и дома, в условиях семейного воспитание, что в свою очередь, оказывает, огромный педагогический положительный эффект.

Актуальность применения метода проектов заключена и в том, чтобы донести до сознания родителей и детей важность данной проблемы, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.

Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании, через формирование любви к малой Родине, позволяет воспитателям достичь результатов.  Так как любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы в своей природе, людях и труде, замечательном народном творчестве.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания на современном этапе».

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Выступление на педсовете: «Об актуальности нравственно - патриотического воспитания на современном этапе».

Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. «Беречь все, что делает нас русскими» - эта тема для углубленной работы в дошк...

Презентация "Актуальность нравственно-патриотического воспитания на современном этапе"

Презентация к теме "Актуальность нравственно-патриотического воспитания на современном этапе" позволяет акцентироваться на основных моментах проблемы....

Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».

Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...