Сообщение из опыта работы "Использование приемов ТРИЗ-технологии в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)

А.В.Иванова

Сообщение отражает практический опыт использования элементов ТРИЗ-технологии в организации прогулок старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov_triz.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на педагогическом совете:

«Использование приемов ТРИЗ- технологии в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста».
Сообщение подготовила воспитатель Иванова А.В.

Согласно концепции ТРИЗ-технологии ребенок с раннего возраста находится в среде развивающего обучения: наблюдает, сравнивает, додумывает, придумывает, т.е. при специально созданных взрослым условиях включается в деятельность поиска и творчества.
На прогулках ребенок непосредственно общается с природой, а природные явления столь многообразны, неоднозначны, противоречивы в своих проявлениях (день- ночь, зима- лето, жара- холод, солнце- дождь), что умение
замечать эти противоречия, находить способы их разрешения, принимать решения позволит ребенку сделать уверенный шаг к диалектике мышления. Совместно с педагогом ребенок обретает способ познания тайн природы в ходе наблюдений, исследований, опытов и экспериментов.
Вначале мы с детьми анализируем объект, т.е. собираем о нем информацию: рассматриваем, наблюдаем, отмечаем,
выделяем признаки. На данном этапе используем следующие приемы.
*Отгадываем загадки о явлениях неживой природы(воде, ветре, дожде, солнце). Например: «Что можно увидеть, услышать, ощутить, а это невидимое и прозрачное? (Ветер). Далее задаем вопросы: «Как мы ощущаем ветер? Как находясь в комнате увидеть ветер на улице?». (Дети могут дать такие ответы: «Деревья качаются, листья кружатся (осенью), люди идут наклонившись, придерживают шляпы, у людей развеваются шарфы и волосы».
*Играем в игру «Волшебный сундучок», в ходе которой дети с помощью тактильных ощущений исследуют объект.
* В игре «Вопрошайка» дети задают вопросы и с помощью ответов «да» «нет» узнают, какой предмет загадан.
*Придумываем с детьми загадок по схеме: «Твердое, а не…, жидкое, а не…Что это?». Или: «Когда тепло, я…, когда холодно, то…». Например: « Когда тепло, я плачу, когда холодно, то я сверкаю. Кто я?» (Сосулька).
Следующий шаг- это
сравнение противоположных понятий (дождь-солнце, жара- холод, твердый- мягкий и т.д.).
Затем находим противоречия в одном природном явлении. Например, «Хорошие и плохие дела ветра». Размышляем: «Ветер разгоняет тучи, спасает человека от жары, наполняет паруса, но ветер поднимает пыль, становится трудно дышать, ураганы разрушают города, постройки). Здесь же рассматриваем с детьми иллюстрации с изобретениями, в которых используют силу ветра, и задаем вопрос: «Как человек приручил ветер?». Таким образом
исследуем опыт изобретений человека. («Человек придумал воздушные шары, воздушного змея, вентилятор, веер, пылесос, фен, коктельные трубочки, трубочки для пускания мыльных пузырей»). Пробуем повторить опыт изобретений: складываем веер из бумаги, пускаем мыльные пузыри, складываем вертушки. Опытным путем проверяем: как нужно дуть, чтобы получился большой пузырь, много пузырей, как поставить вертушку, чтобы она крутилась?
Следующий этап- это
задание на развитие воображения по заданной теме. Например, «Как сделать ветерок для себя?». («Можно сделать веер, вертушку, султанчик из нарезанных целлофановых полосок»). Размышляем, как при помощи ветра отправиться в далекое путешествие, сочиняем сказки о путешествии ветерка или как ветерок поссорился с солнцем. В дальнейшем приобретенные знания используем в непосредственно образовательной деятельности.
Осенью во время дождливой погоды прогулки часто проходят на веранде. Здесь мы играем с детьми в «Игры с капельками». Задаю вопросы:
-На что похожа капелька?(кулончик, глазик, маленький мешочек, пуговку)
-Какого цвета капелька?
-Чем и для кого может стать капелька?(Вода для муравья).
-Кто мама капельки? (Туча, вода, лужа).
-Где домик капельки?(В тучке, на небе).
- Как сделать капельки разноцветными?( Добавить в них краску, положить на цветную полоску, посмотреть через разноцветное стекло).
Используя оператор РВС (размер- время- стоимость), обсуждаем с детьми: «Чем станет капелька, если начнет стремительно расти?» («Лужей, морем океаном). А если станет уменьшаться? ( «Невидимкой, исчезнет совсем»).
Когда идет дождь, дети приносят с собой зонтики. Рассматриваем их, как они устроены и решаем проблемные вопросы:
-На что похож зонтик?(На гриб, на большую шляпу на крышу).
-Что общего у зонтика и лопуха?
-Придумай, как быть, чтобы не носить с собой зонтик и не промокнуть во время дождя.
Осень- пора фруктов и овощей. В непосредственно образовательной деятельности отгадываем загадки о них и играем в игры «Вершки и корешки», «Угадай по описанию», «Определи на вкус». В художественно- эстетической деятельности рассматриваем натюрморты, делаем зарисовки овощей и фруктов. На прогулке решаем проблемные вопросы:
-Фрукты часто бьются друг о друга при погрузке. Что бы ты сделал, чтобы сохранить фрукты?
-Как сохранить фрукты свежими длительное время?
-Вспомни сказки, в которых героями были фрукты и овощи.
Совершая прогулки по территории детского сада, спрашиваю: «Были ли в лесу? Что там видели? Как найти дорогу домой, если заблудился?». («Влезть на дерево; когда идешь, то надо загибаешь веточки; бросать на тропинку камешки». Некоторые вспоминают сказку о мальчике-с-пальчике).
Появление первого снега вызывает восторг и радость детей. Рассматривая
снежинки, обсуждаем:
-Какого цвета снежинка? Большая или маленькая? Положи на ладошку, теплая или холодная? Попробуй найти две одинаковые снежинки.
-Что происходит со снежинкой в тепле? Сними варежку, положи снежинку на ладошку, что произошло? Что появилось вместо снежинки?
-Пофантазируйте, что произойдет, если снежинка станет огромной?
-Что произойдет, если снежинки будут падать не медленно, а быстро-быстро?
-Поднеси снежинку к ушку, что она тебе прошептала?
Далее проводим наблюдение за снежным покровом.
-Какой снег? (Пушистый, рыхлый, серебристый, рассыпчатый, белый, а может быть мягким, липким, серым).
-Какой снег утром? Бывает ли черный снег? Какого цвета снег днем, вечером при свете фонарей?
-Можно ли рисовать на снегу? Чем можно рисовать?( Палочкой, ладошками, лопаткой, можно печатать формочками).
Далее задаю вопрос : «Можно ли снег есть?». Большинство ответов-«Нет, потому что снег холодный, грязный». Возражаю: «Снег можно растопить, согреть, а воду выпить. Снег белый, значит чистый». Для проверки утверждения проводим опыт: накладываем в баночку снега и приносим в группу, оставляем на некоторое время, проверяем, что с ним произошло, чистая ли водичка? Рассматриваем осадок через увеличительное стекло, делаем вывод, что в растаявшей воде есть и маленькие соломинки, и травинки, и кусочки почвы. Делаем вывод, что снег имеет примеси.Задаю вопрос: « Как можно очистить воду?».( Процедить, прокипятить, очистить с помощью фильтра).
Как продолжение изучения свойств воды, выносим на прогулку ветку, предварительно опустив ее в воду. Спрашиваю:
-Что произойдет с веткой?(Замерзнет, .высохнет, заледенеет). Оставляем ветку до вечерней прогулки, она покрывается инеем. Рассматриваем иней, на что похож? Что произойдет с инеем, если внесем ветку в группу? Результаты наблюдений используем на занятиях по рисованию.
С появлением льда на участке спрашиваю: « Какой он ( Скользкий, твердый, блестящий, хрупкий, серый, прозрачный). «На что похож лед?»( На стекло, зеркало, прозрачный камень).
Предлагаю порисовать на льду палочками также, как рисовали на снегу. «Почему не получилось? Чем можно рисовать на льду?» (Гуашью, острой палочкой, проволокой, гвоздиком). Для наблюдения вносим лед в группу и наблюдаем, как лед превращается в воду. А как воду превратить в лед?
Использую прием
моделирования маленькими человечками. Придумайте, что могут делать «человечки воды и человечки льда».
Также решали задачу на использование
вепольного анализа. Спрашиваю у детей «Сейчас на улице лед. Он твердый, мы скользим, падаем. Как быть?» (Посыпать песком, можно сделать шипы на обуви). «Что придумаем, чтобы лед стал не таким скользким?» (Засыпаем песком, мраморной крошкой, подогреем, засыплем пухом).
Как обобщение решаем задачи на использование изменения агрегатного состояния вещества( воды). «Как спрятать воду в группе?». (Выпить, полить цветы, собрать воду губкой, вода в кране и не включать его). «Как сделать снежное тесто?»( Поставить снег в теплое место, добавить в снег немного воды).
Использую задача на использование
принципа матрешки. «Как галке напиться воды, если кувшин глубок, а вода в нем только чуть на донышке?».
Ожидание детьми новогоднего праздника всегда связано с ожиданием детьми чуда, волшебства, превращений. Именно активное вовлечение в общее интересное дело, искренняя эмоциональная заинтересованность детей в решении познавательных задач способствует развитию творческого воображения, делает образовательный процесс увлекательным для ребенка. Серию бесед о традициях новогоднего праздника сопровождаю заданиями поискового характера на прогулке. Например, на участке обнаруживаем огромные следы. Спрашиваю: «Кому они могут принадлежать? (Медведю, волку). Уточняю: «Это следы похожи на лапы животных или могут принадлежать еще кому- либо ? Почему они такие огромные? Почему следы ведут к елке?» (Это ходил Дед Мороз, выбирал елочку для праздника). Предлагаю пофантазировать: «Как Дед Мороз попал на участок?» (Пришел из леса, приехал на оленях, на поезде, прыгнул с облака). «А где может жить Дед Мороз?» (На севере, в городе Великий Устюг). «Из чего построен его дом?» (Из дерева, из льда, из снега, из снежных кирпичей). «Если дом его деревянный, как сделать, чтобы Дед Мороз не растаял?». ( Открыть все двери и окна, поставить большой холодильник, поставить большой кондиционер). «Какие приключения могли произойти с Дедом Морозом, когда он спешил на праздник?»( Была метель, он сбился с дороги, по дороге потерял мешок с подаркими, потерял Снегурочку, попал к Бабе Яге, попал в волшебное царство). После предположений детей читаем в группе сказку В. Сутеева «Елка».
Весной ищем следы весны на участке. Спрашиваю: «Что изменилось с приходом весны? Чем весна отличается от зимы? Что у них общего? Что надо сделать, чтобы в группе мы быстрее почувствовали приход весны?»( Поставить веточки, посадить рассаду, составить словарь весенних слов).С появлением первых перелетных птиц, задаю вопрос: «Почему птицы не прилетают все одновременно? Что могли бы рассказать птицы о своих приключениях в дальних странах?».
На занятиях по ручному труду создаем коллективное панно «Фантазии весны» ( по принципу КТД- коллективное творческое дело), а на прогулке играем с детьми в превращения: «Что изобразили в нашей картине? Какие герои у на с встречались? Давайте превратимся в героев весны( грача, подснежника, солнечного лучика, ручейка). Далее составляем рассказ по следующему плану: кто вы, откуда появились, какая у вас мечта.
Летом дети большую часть времени проводят на свежем воздухе, это способствует сближению с окружающей действительностью, погружению в мир естественных наблюдений т опытов.
Готовим с детьми «Чудесный мешочек» для интересных необычных находок на участке( камушек, песчинка, веточка необычной формы, лепесток), потом рассматриваем их, играем в игры «На что похоже?», «Что общего у лепестка и бабочки, у лейки и слона?»). Когда зацветают цветы на клумбах, каждое утро рассматриваем, появился ли новый цветок, на что он похож, чем пахнет. Придумаваем название аромату, размышляем, какой цветок выбрала бы себе Дюймовочка? У какого цветка попросил бы ночлега заблудившийся муравей?( У одуванчика, он мягкий. У тюльпана у него есть стульчик).
В наблюдениях за насекомыми используем игры «Хорошо- плохо». Насекомых на земле много или мало? Что было бы, если насекомых не стало? Много разных насекомых- это хорошо или плохо? Вред или пользу приносят комары? (Игра «Вредный- полезный»). Многие дети бояться дождевых червей, чтобы компенсировать боязнь, использую
метод эмпатии. «Представь себя на месте дождевого червя, чтобы ты сказал детям?».
Летние прогулки предполагают игры с песком и водой, поэтому провожу опыты по изучению этих веществ «Сыпучий песок», «Песок может двигаться», «Свойства рассеянного песка», «Свойства мокрого песка». Фантазируем на темы «Как из мокрого песка сделать брошку, чтобы приколоть к одежде» (Добавить в песок клей, засыпать песок в специальную формочку, чтобы не высыпался). «Как сделать изображение, вылепленное из песка, цветным?».
Видеть противоречия учу не только в природных явлениях, но и в сравнении природных объектов и рукотворных. Например, строят детский сад. «Человек живет дома, а где живут животные, какие у них дома? Из чего их строят? Что общего у домов человека и птичьими гнездами?».
В ходе обсуждения этих вопросов, учим не только видеть «тайну двойного», но и отвечать на вопросы этического плана: «Как сделать?», «Чем помочь?» . Приобщаем детей к активному поиску ответов.
Авторами ТРИЗ- технологии предусматривается в старшем возрасте рассматривание объектов с исторической точки зрения, использование системного оператора для изучения тем «История одежды и моды», «Едем, плаваем, летаем, идем», «Животный и растительный мир». Данные приемы планирую использовать в подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с деть­ми. Традиционно прогулка включает в себя органи­зацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (расти...

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...

Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...

Консультация для воспитателей по теме «ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателейпо теме«ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...