Программа « Веселый калейдоскоп» для детей с задержкой психического развития
рабочая программа

Хабарова Кристина Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_kaleydaskop.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  «Зернышко»

города Балашова Саратовской области»

        

Программа « Веселый калейдоскоп»

для детей с задержкой психического развития

                       Педагога – психолога

           Хабаровой  Кристины Анатольевны

                             

Балашов

Пояснительная записка

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить  эти задачи, является искусство.Дети с нарушениями развития,  являются особой категорией, в работе с которыми,  искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Цель работы – развитие художественно-творческих способностей детей 4-7 лет средствами нетрадиционного рисования.


Основные задачи:
        1.Художественно-эстетические: 

  • развивать художественное восприятие жизни;
  • уточнять представления об окружающем мире;
  • развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
  1. Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
  • развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
  • развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
  1. Задачи на формирование технических навыков:
  • упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
  • помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые  и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
  1. Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
  • вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
  • замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
  • знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
  • научить различать жанры живописи;
  • развивать художественно – эстетический вкус.
  1. Воспитательные:
  • развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  • учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
  • радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
  1. Речевые: развивать у детей планирующую функцию речи.

Программа  «Веселый калейдоскоп » составлена в соответствии с требованиями ФГОС  и примерной основной образовательной программы дошкольного образования, АООП ЗПР, и  программой Казаковой Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

    Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности

1. Принцип педагогического оптимизма.

2. Принцип единства диагностики и коррекции развития.

3. Принцип ранней педагогической помощи.

4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и воспитания.

5. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

6. Принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и обучении.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в условиях коллективного обучения.

8. Принцип учета возрастных особенностей ребенка.

При формулировке целей и задач коррекционно-педагогического процесса следует исходить из трех основных параметров психологического возраста, выделенных Д. Б. Элькониным:

— «социальная ситуация развития», т. е. совокупность законов, которыми определяются изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе;

— уровень сформированности психологических новообразований и их значение на данном этапе развития;

— уровень развития ведущей деятельности.

9. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

10. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

Возрастные особенности детей ЗПР

        У детей с задержкой психического развития основные нарушения наблюдаются в интеллектуальной, эмоциональной и  личностной сферах.

  Основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов:

- отмечаются нарушения всех сторон речевой деятельности;

-восприятие поверхностное,  дети часто упускают существенные характеристики вещей и предметов;

-недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала;

- внимание характеризуется неустойчивостью, что ведет к неравномерной работоспособности, детям с задержкой психического развития трудно собрать, сконцентрировать внимание;

-недостатки мышления проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных  операций анализа и синтеза.

- деятельность характеризуется низким уровнем самоконтроля, отсутствием целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

- в поведении  такие дети эмоционально неустойчивы, с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

- низкий уровень развития игровой деятельности.

-низкий уровень изобразительной деятельности.

Методы работы:

-Групповой.

-Наглядный.

Формы работы:

-Игровые упражнения и  задания.

-Беседы, работа с наглядным материалом.

-Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

-Рассматривание репродукций картин.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Для отслеживания динамики достижений детей 2 раза в год проводится диагностика направленная на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы-  методика «Дорисовывание фигур»автора О.М.Дьяченко и анкетирование для родителей «Как развита фантазия вашего ребенка?»

Работа по программе  «Веселый калейдоскоп» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа .

Схема методики проведения занятий:

1.Вступительная беседа , сообщение темы, нетрадиционных приёмов, с

которыми будут работать;

2. Показ образца, сенсорное обследование;

3. Показ приёмов создания образа или композиции. Выбор материалов;

4. Самостоятельная работа (составление композиции или образа);

5. Рассматривание готовой работы; Подведение итога .

6. Уборка рабочих мест.

Основные этапы работы:

1 этап

«Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап: «Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап: «Собственное творчество».

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию , экспериментировать с разными техниками и материалами.


Материал:

– акварельные краски, гуашь;

– восковые и масляные мелки, свеча;

– ватные палочки;

– поролоновые печатки;

– коктейльные трубочки;

– палочки или старые стержни для процарапывания;

– матерчатые салфетки;

– стаканы для воды;

– подставки под кисти;
-кисти.

Инструменты и материалы, необходимые в работе: бумага для черчения формата А4 и А3;гуашевые, акварельные, акриловые краски; пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь; цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые; салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки; соль, мука, клей ПВА; штампы фабричного производства, трафареты  из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты; поролоновые губки, пенопластовые трафареты

Ожидаемый результат работы кружка:

 зависит от:

-уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.)

-степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;

-развития у ребенка таких качеств как настойчивость, целеустремленность, внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Результатом работы кружка станет:

-Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

-Тематические выставки в ДОУ;


Тематический план.

п/п

Тема

Нетрадиционные техники

Цели занятий  

Мой любимый дождик

Рисование пальчиками.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий.

Веселые мухоморы

Рисование пальчиками.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.

Ягоды и яблочки

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля(круги разной формы).

Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном ,печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка.

Моя любимая чашка

Оттиск пробкой, печаткой из картофеля,

рисование пальчиками.

Закреплять умение украшать простые по форме предметы.

Разноцветные ладошки

Рисование в технике печатания ладошкой.

Учить детей рисовать ладошкой и дорисовывать недостающие элементы .

Мы рисуем, что хотим

Разные .

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?

Оттиск  печаткой из картофеля.

Упражнять в технике печатания. Закреплять понятия «лучик».

Листики

Отпечатки листьев

Учить наносить на листики краску равномерно, и прикладывать его к бумаге.

Ежик

Оттиск смятой бумагой

Учить сминать бумагу и  наносить оттиск на бумагу.

Рябинка

Рисование пальчиками.

Учить рисовать на ветке ягодки(пальчиками)листики (примакиванием).

Птички клюют ягоды

Рисование

пальчиками, оттиск пробкой.

Учить рисовать веточки, украшать в технике рисования пальчиками и печатания пробкой.

Маленькой елочке холодно зимой

Рисование пальчиками, оттиск печатками.

Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.

Елочка пушистая

Тычок жесткой, полусухой кистью.

Упражнять в технике рисования тычком, жесткой полусухой кистью.

Моя любимая кошка

Тычок жесткой полусухой кистью.

Учить технике «тычка».

Мои  рукавички

Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками.

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы.

Мы рисуем ,что хотим.

Разные .

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Фантазийная композиция «Рисунки кулечками»

Рисование разрезанным целлофановым кулечком.

Учить детей технике рисования целлофаном, создавать композицию.

Веселый снеговичок

Тычок жесткой полусухой кистью.

Упражнять в технике рисования тычком, жесткой полусухой кистью.

Цветочек для папы

Оттиск печатками из картофеля

(цветочек).

Упражнять в печатании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки.

Снежинки

Рисование свечой.

Учить рисовать снежинки, равномерно закрашивать фон белого листа.

Мимоза для мамы

Рисование пальчиками.

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток.

Солнышко

Рисование ладошкой.

Закреплять технику рисования ладошкой.

Мое любимое дерево

Рисование углем.

Закрепить умение рисовать деревья углем (сангиной).

Божьи коровки на лужайке

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике  рисовании  пальчиками.

Жили у бабуси два

веселых гуся

Рисование ладошкой.

Продолжать учить использовать ладошку как изобразительное средство.

Волшебные картинки(волшебный дождик)

Рисование свечой.

Закрепить умение рисовать свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской.

Мы рисуем, что хотим

Разные .

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Травка

Рисование ладошкой.

Упражнять в рисовании техникой  печатания ладошкой.

Цветочек радуется солнышку

Печатание печатками из картофеля.

Упражнять в технике печатания печатками.

Бабочка

Монотипия

Учить рисовать в технике монотипии, складывать аккуратно лист пополам.

Выставка рисунков детей данной группы

Учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания.

Литература:

1.Артпедагогикаи арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.)

 2.Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.

 3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и

 4.Казакова Р.Г., Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

 5.Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.– М.: ТЦ Сфера, 2004.

 6.Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2

 7. Хасанова М.Видт, И. Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры.// Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с.51-5

Интернет-источники:

  1. http://lib.znate.ru/docs/index-257674.html
  2. http://games-for-kids.ru/risovanie/netradicionnye-tekhniki-risovaniya.php
  3. sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou
  4. http://karapysik.ru/netraditsionny-e-tehniki-risovaniya/#ixzz2gOnARbdY

Приложение

Приемы работы: Нетрадиционные техники: Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках дошкольников и младших школьников, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность. В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний и т.д., они могут стать частью изобразительных техник (например, монотипии, которая будет описана ниже, или акватуши). Последняя техника — акватушь — проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его подсыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Результат мараний может иметь весьма привлекательный вид, либо наоборот, представлять собой бурое бесформенное пятно (рисунок 7). Иногда ребенок замазывает краской всю поверхность листа, тщательно уничтожая пробелы и щели возле кромки. При этом бумага под силой нажима может вытираться до образования катышков или даже протираться до дыр. Нельзя сказать, что ребенок действует спонтанно, так как он нацелено достигает результата – абсолютно закрашенной или деформированной поверхности. Временами в процессе мараний ребенок наливает из банки для полоскания кистей или выжимает из губки воду на поверхность листа, стекла. Вода так же, как и краски, служит материалом для мараний. Часто случается, что возникшее на листе изображение, которое можно назвать действительно красивым, интересным, экспрессивным, замазывается сверху безобразными, разрушающими зримый образ пятнами, шлепками, разводами. Результат создания зримого образа для автора имеет субъективную оценку, и она может не совпадать с оценкой других. Порой, начиная рисовать яркими красками, ребенок переходит на темные цвета, или смешивает собранные на листе краски в одно бурое пятно. Стремление к удовольствию от контакта с водой и грязью естественным образом раскрывается, когда ребенок испытывает психологическую безопасность и расслабляется.

Работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей.

Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:

  • заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности) ;
  • рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия) ;
  • изображение объектов и символов в ритмической манере.

Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира.

Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку!

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с дошкольниками и младшими школьниками может быть модифицирована.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Известная всем работникам детских садов «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Можно нанести краску непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как между двумя разными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа. Сложенный лист раскрывается, и перед взором оказывается ЧТО-ТО!

Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!

Можно получать разные оттиски:

  если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

  если на оригинал наносить много/мало краски;

  если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
— полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.
Часто бывает, что, проглаживая верхний лист, ребенок оставляет на его тыльной стороне следы испачканных краской рук. Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для психолога – организованное самим ребенком условие избавления от гиперсоциализации, подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности).

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих проблемы аффективно-личностного плана. Пространство активности ребенка расширяется за счет вытекания воды за пределы стекла. К тому же консистенция воды значительно отличается от краски. Меньшая плотность и текучесть увеличивают скорость манипуляций, убирают статику и конкретику изображений.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Рисование пальцами
Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индивидуальности описывается психологом Асей И. Кэйдис. В качестве сильных сторон метода перечисляются:

  свобода от двигательных ограничений;

  свобода от культурного влияния;

  свобода от социального давления;

  отсутствие проблем эквивалентных форм.
Все эти особенности значимы для успешного арт-терапевтического процесса.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья, высушиваю их на подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для вентиляции. Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.

Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В частности, если в кабинете психолога есть песочница, бывают случаи инициативного использования песка. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху. Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.

Когда занятие заканчивается и дети уходят из арт-комнаты, взору открывается помещение, закиданное ровным слоем мусора. Именно этот момент и есть та временная точка, в которой карета превращается в тыкву, а сыпучие материалы – в мусор. До него обстановка арт-помещения является креативным пространством, необходимым для творческого самораскрытия личности. Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами — в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства
На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!

Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может исходить и от психолога. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Трехмерные изображения из газет (фольги, слюды)
Бесплатные рекламные газеты (прошу прощения у издателей) – это популярный расходный материал, которого очень много у всех владельцев почтовых ящиков. В семьях его используют для бытовых нужд: обертывания и прокладывания вещей при хранении, укрывания поверхности стола во время рукоделия или ремесленничества. Рекламные газеты – это незаменимый помощник во время ремонта квартиры и хозяйственных дел на даче. Прямое назначение рекламных газет быстро обесценивается в виду их регулярного появления в почтовом ящике, вновь и вновь. И отношение к рекламным изданиям такое же, как к компьютерному спаму, – скорее обреченное, чем радостное.

Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», из Ничего создается Что-то, также как в процессе арт-терапии из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребенка возрождается Личность.

Дети легко абстрагируются от рекламно-информационного назначения газет, а в нашем случае воспринимают их, в крайнем случае, как бумагу, на которой можно поискать картинки. Как и при создании изображений на плоскости, дети не получают от взрослого готового образца, к которому надо стремиться в ходе изготовления творческого продукта, но перенимают способы действий, диктуемых свойствами материалов. В данном случае – свойствами газетной бумаги. Она легко мнется, рвется, режется, складывается, заматывается, скручивается. Она тонкая, но при необходимости удерживает форму. К ней надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь.

Внешний вид созданного продукта может получиться самым разным – от двумерных плоских силуэтов, до многоярусных пышно украшенных конструкций (рисунки 24, 25, 26). Это зависит от возраста детей, воплощаемой идеи (или идей), количества создателей, стратегии психологического руководства. Взрослый может принимать участие в изготовлении творческого продукта, но стратегия взаимодействия с детьми и степень оказываемой детям помощи должны быть определены задачами данной арт-сессией. Соответственно его роли по степени участия можно определить как «партнер», «ассистент», «наблюдатель».


Кроме описанных изобразительных техник и их вариаций, для эмоциональной тонизации детей 4-10 лет можно подбирать задания подобные тем, которые предложены в книгах «Веселое рождество» и «Веселые игры» Р. Гибсон и Д. Тайлер; «Игры на листе бумаги» М. Дрезниной; «Рисуем без кисточки» А.А. Фатеевой; «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжевой. Дети любят, когда прямо на их глазах происходит чудо – только что исчирканный, замаранный лист легким движением руки и степлера превращается в предмет: шапочку, коробочку, домик, игрушку. На закрашенный разными цветами ватман приклеиваются кусочки зеленой бумаги в виде листьев кувшинок – и взору предстает сказочное болото, и где-то на нем обязательно появится Царевна-Лягушка. Мелкие кусочки разорванной бумаги приклеиваются рядом, и теперь они напоминают лохматое существо. На смоченный мокрой губкой лист бумаги прилетают капли краски – росинки, и от каждой росинки рождается цветок. Блеклый невыразительный рисунок вставляется в веселую рамку, сразу становится «картиной». Таких приемов можно придумать множество, важно знать, какие коррекционные задачи вы хотите решить, и в соответствии с ними подбирать или изобретать задания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и подходы к формированию и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.

В материале представлены и раскрыты принципы и подходы к формированию и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР 5-7 лет....

Тематическое планирование по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Эта программа поможет педагогам построить свою воспитательскую деятельность в зависимости от особенностей развития детей с задержкой психо-эмоционального развития. При разработке планирования исп...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА . Дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.

ВВЕДЕНИЕ Согласно приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Настоящий документ представляет...

3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.

Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...

Алгоритм формирования индивидуальных целевых ориентиров по коррекции и развитию мыслительной деятельности в рамках индивидуальных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. 2023г.

Представление опыта работы участников методического объединения учителей-дефектологов и воспитателей дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с особыми возможностями здоровья по создан...