Тематическое планирование по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
рабочая программа на тему
Эта программа поможет педагогам построить свою воспитательскую деятельность в зависимости от особенностей развития детей с задержкой психо-эмоционального развития. При разработке планирования использована программа С.Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionka_zhenya.docx | 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО детский дом №3
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор ГКОУ РО д/д №1
Элибекова Р.Х. Бродовская В.О.
Тематическое планирование по программе
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
Воспитатель:
Крупина Е.Ю.
2015-2016 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При разработке планирования использована программа С.Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития". Содержание материала построено в соответствии с индивидуальными возможностями детей, с учетом их психологических особенностей.
Планирование разработано в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста 7 лет.
Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности. При этом ставятся общие задачи:
- создать ребенку с ЗПР возможность осуществлять содержательную деятельность в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
- обеспечить охрану и укрепление его здоровья;
- осуществить коррекцию (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
- провести профилактику (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Единство указанных направлений обеспечивает эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР.
Время освоения содержания очень индивидуально. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно быстрее других, проводится индивидуальная коррекционно-образовательная работа, которая может выходить за рамки предлагаемого содержания.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
По программе выделены следующие разделы в планировании:
- Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный курс)
- Подготовка к грамоте
- Ознакомление с художественной литературой
- Развитие элементарных математических представлений
Цель: повысить уровень и качество интеллектуальных возможностей детей с отставанием в развитии;
Задачи:
1. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития.
2. Коррекция негативных тенденций развития.
3. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности.
4. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Для достижения наилучшего результата рекомендуется использовать следующие приемы: игра, индивидуальные занятия, наблюдение, приемы на основе системы М. Монтессори, упражнения с пальчиками, артикуляционную гимнастику.
Программа рассчитана на 1 год. Продолжительность занятия -20-30 минут.
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Формирование звукового анализа и синтеза (2 занятия в неделю)
Цели и задачи:
- дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и
отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание; согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию; условное обозначение гласных, твердых и мягких согласных звуков;
- ознакомление с печатными буквами; соотнесение звука и буквы;
- последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с открытыми и закрытыми слогами; в односложных и многосложных словах со стечением согласных в слоге; условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтения» проанализированных измененных и вновь образованных слов; создание детьми условно-графических моделей звукового состава слов под руководством педагога и самостоятельно; последовательное выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками;
- ударение; практические упражнения в выделении ударного гласного звука; постановка знака ударения в модели звукового состава слов;
- практическое деление слов на слоги;
- предложение, слово; выделение предложения из текста, состоящего из трех-четырех предложений; понижение голоса, пауза в конце предложения, правильное и отчетливое произнесение целого предложения; условно-графическое обозначение предложения;
- вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условно-графических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической схеме; термины слово, предложение;
- уточнение и расширение словарного запаса детей, составление предложений, в которых используются предлоги под, над, за, между, перед. Использование в предложениях и словосочетаниях существительных родительного падежа множественного числа и существительных творительного падежа единственного числа.
1 | 2 | 3 | 4 | |
сентябрь | 1.Гласные звуки [а], [о], [у], [ы]. Отличительные признаки гласных звуков. Последовательное выделение звуков в односложных словах типа да, ус. Условно-графическая схема звукового состава слова. 2. Звуки [м], [т'], [н], [н]. Буквы М, м, Н, н. Отличительные признаки согласных. Последовательное выделение звуков в односложных словах без стечения согласных типа рак с опорой на условно-графическую схему. | 1. Звук [и]. Звучание, артикуляция, отнесение к гласным, выделение из слов. Буквы И, и. Практическое преобразование формы единственного числа в форму множественного числа имен существительных . Звуковой анализ слова ура с опорой на схему. 2. Различение твердых и мягких согласных. Звуки [в], [в'], [п], [а']. Буквы В, в, П, п. Условное обозначение мягких согласных фишками зеленого цвета. Составление предложений . Условно-графическое обозначение предложения. | 1. Звуки [с], [с']. Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных с опорой на схему и без нее. Слова, имеющие общую часть и сходные по смыслу: сахар, сахарок, сахарница, сахарный (песок). 2. Последовательное выделение звуков в двусложных словах типа усы с опорой на условно-графическую схему и без нее. Звуки [с], [с']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным. Буквы С, с. Составление предложений по картинкам. Выделение слов из предложения. Составление условно-графических схем предложений и предложений по условно-графическим схемам. Практическое ознакомление с однокоренными словами: снег, снеговик, снегурочка. | 1. Последовательное выделение звуков в двусложных словах типа усы с опорой на условно-графическую схему и без нее. Звуки [с], [с']. Звучание, артикуляция, отнесение к согласным. Буквы С, с. Составление предложений по картинкам. Выделение слов из предложения. Составление условно-графических схем предложений и предложений по условно-графическим схемам. Практическое ознакомление с однокоренными словами: снег, снеговик, снегурочка. 2. Последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытым слогом (типа луна) с опорой на условно графическую схему. В словах типа мир — без схемы. «Чтение» проанализированных слов после замены гласных звуков буквами. Звуки [л], [л']. Обозначение в схемах твердых и мягких согласных фишками синего и зеленого цветов. Буквы Л, л. Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу: лиса, лисичка, лисенок, лисий (хвост). |
октябрь | 1. Последовательное выделение звуков в двусложных словах с открытым слогом (типа луна) с опорой на условно графическую схему. В словах типа мир — без схемы. «Чтение» проанализированных слов после замены гласных звуков буквами. Звуки [л], [л']. Обозначение в схемах твердых и мягких согласных фишками синего и зеленого цветов. Буквы Л, л. Пропедевтика. Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу: лиса, лисичка, лисенок, лисий (хвост). 2. Звуковой анализ двусложных слов с открытыми слогами с опорой на схему. Повторение изученных букв. Обучающий «звуковой диктант». Пропедевти- ка. Составление и распространение предложений. Выделение слов из предложения. | 1. Различение твердых и мягких звуков [л] — [л'], [и] - [л'], 1с] -[с']. Повторение изученных звуков и букв. Самостоятельный звуковой анализ и синтез одно- и двухсложных слов изученных структур. 2. Звуки [т], [т']. Различение твердых и мягких согласных. Буквы Т, т. Звуковой анализ слов с открытыми слогами без опоры на готовую схему. Составление предложений и условно-графических схем. Составление предложений по условно-графическим схемам. | 1. Самостоятельная работа: звуковой диктант. 2. Звуковой анализ слов с закрытым и открытым слогами (типа утка, паук) с опорой на схему. Звуки [р], [р']. Пропедевтика. Слова, имеющие общую часть и значение: школа, школьница. | 1. Звуковой анализ слов из открытых слогов с опорой и без опоры на готовую схему. Звуки [р\, \р'~\. Буквы Р, р. Практическое ознакомление с однокоренными словами: игра, играть, игрушка, игрушечная (машина). 2. Звуковой диктант: воин, ива, Рома, ушки, Рита, ваза. |
ноябрь | 1. Звуковой анализ слов изученных структур с вычерчиванием условно-графической схемы в тетради. Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. 2. Звуковой анализ слов, состоящих из закрытого и открытого слогов (типа кукла), с опорой на схему. Сопоставление звуков [г] - [к]. | 1. Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из трех открытых слогов (типа голуби), с опорой на схему. Звук [ш] — твердый согласный звук. 2. Звуковой анализ слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, с опорой на схему. Звук [ш]. Буквы Ш, ш. Дифференциация звуков [с] — [ш]. | 1. Повторение изученных звуков и букв. Звуковой анализ односложных и двусложных слов с открытыми слогами без опоры на внешние действия, слов с закрытым и открытым слогами; вычерчивание схемы в тетрадях. 2. Звуковой диктант: сумка, кони, сыр, тыква, дыни, парта. | 1. Последовательное выделение звуков в словах со стечением согласных в слоге с опорой на схему (типа лист, волк). Повторение изученных звуков и букв. 2. Звуковой анализ слов без стечения согласных без готовой схемы. Ударение. Звуки [б], [6'] — согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Буквы Б, б. Составление предложений. Вычерчивание схем звукового состава слов изученных структур. Ударение. |
декабрь | 1. Звуковой анализ слов без стечения согласных без готовой схемы. Ударение. Звуки [б], [6'] — согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Буквы Б, б. Составление предложений. Вычерчивание схем звукового состава слов изученных структур. Ударение. 2. Дифференциация звуков [л] — [б]. Соотнесение слов и заданных схем. Нахождение слов с данным ударным звуком. | 1. Звуковой диктант: кукла, лица, зонт, марка, бык, бумага. 2. Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. Дополнение предложения до заданного количества слов. Практическое знакомство с делением слов на слоги. Звуковой анализ слов из трех-четырех звуков без опоры. Дифференциация терминов слог — слово. Деление на слоги. Звуковой анализ и постановка ударения. | 1 Звуки [д], [д']. Буквы Д, д. Дополнение предложения до заданного количества слов. Практическое знакомство с делением слов на слоги. Звуковой анализ слов из трех-четырех звуков без опоры. Дифференциация терминов слог — слово. Деление на слоги. Звуковой анализ и постановка ударения. 2. Дифференциация звуков [т] — [д]. Самостоятельное определение ударного звука в словах. Деление слов на слоги. | 1. Звуковой анализ слов изученных структур. Выделение из слов любого заданного звука. Пространственные предлоги. 2. Соотнесение слов и заданных схем. Звуковой анализ слов со стечением согласных в начале слова. Звук [ч]. Буквы Ч, ч. Звук [ч] — мягкий согласный звук. |
январь | 1,2. Последовательное выделение звуков из слов со стечением согласных типа кран, палка по готовой схеме. Самостоятельное создание моделей звукового состава слов типа галка, игла, кони. Обозначение буквами гласных звуков. Словоизменение. Выделение ударного гласного. Постановка знака ударения. «Чтение» слов. Деление слова на слоги. «Секрет» русского языка: в слове столько слогов, сколько гласных. Звук [ж] — твердый согласный. Буквы Ж, ж. Подбор предложений к заданной схеме. Буквы А, а; О, о; И, и; У, у; Ы, ы. | 1,2. Звуковой анализ слов без опоры на готовую схему типа урок и по готовой схеме типа журчит. Замена буквами фишек, обозначающих гласные звуки. Выделение и обозначение ударного гласного. «Чтение» проанализированного слова. Деление слов на слоги. Дифференциация звуков [ш] — [ж]. | 1,2. Последовательное выделение звуков в словах типа кофта по готовой схеме. Словоизменение кофта — кофты. Выделение ударного гласного, постановка ударения. «Чтение слов» по слогам. Звуки [ф], 1ф'] — согласные звуки, артикуляция, звучание, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Условное обозначение. Буквы Ф, ф. Выделение заданного звука в словах, обозначающих цвета и их оттенки. Составление и распространение предложений. | 1. Последовательное выделение звуков в словах типа шкафы, вишни. Замена фишек, обозначающих гласные звуки, буквами. Постановка ударений. «Чтение» проанализированных слов по слогам. Дифференциация звуков [в], [в'] — [ф]. 2. Звуковой анализ слов изученных структур. Умение слышать и правильно обозначать мягкие согласные в словах типа краски, курица. Обозначение буквами гласных звуков. Постановка знака ударения над моделью звукового состава слова. Словоизменение. «Чтение» проанализированных слов. Деление на слоги. |
февраль | 1. Звуковой диктант: крот, груша, клумба, кран, зонт, книга. 2. Звуковой анализ слов. Выделение ударного гласного, его обозначение. «Чтение» проанализированных слов по слогам. Звук [ц]: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Звук [if 1 — всегда твердый. Условное обозначение звука [ц] фишкой синего цвета. Буквы Ц, ц. Выделение слов из предложений . | 1. Последовательное выделение звуков из слов без опоры на внешние действия. Выделение ударного звука. Дифференциация звуков [ц] — [ч]. Практическое словоизменение имен существительных : яйцо — яйца — яиц; блюдце — блюдца — блюдец и т.д. 2. Звуковой анализ слов типа спинка, фартук по схемам и без них. Самопроверка правильности обозначения мягких согласных звуков. Обозначение буквами гласных звуков. Постановка ударения. «Чтение» проанализированных слов по слогам. Звук [щ']: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Звук [щ'] — всегда мягкий согласный звук. Условное обозначение фишкой зеленого цвета. Буквы Щ, щ. Составление предложений по заданным схемам и схем по предложениям. | 1. Звуковой анализ слов типа спинка, фартук по схемам и без них. Самопроверка правильности обозначения мягких согласных звуков. Обозначение буквами гласных звуков. Постановка ударения. «Чтение» проанализированных слов по слогам. Звук [щ']: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Звук [щ'] — всегда мягкий согласный звук. Условное обозначение фишкой зеленого цвета. Буквы Щ, щ. Составление предложений по заданным схемам и схем по предложениям. 2. Последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа щит, нитки без готовой схемы, слов типа грабли, кнопки по готовой схеме. Ударение. Словоизменение. «Чтение» слов по слогам. Ознакомление со словами, имеющими общую часть. Сравнение и различение звуков [щ] — [щ']. Уменьшительно-ласкательная форма существительных, прилагательных. Изменение глаголов по образцу типа писать — пишу, искать — ищу . Слова противоположного значения. | 1. Ознакомление со словами, имеющими общую часть. Последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа щит, нитки без готовой схемы, слов типа грабли, кнопки по готовой схеме. Ударение. Словоизменение. «Чтение» слов по слогам. Сравнение и различение звуков [щ] — [щ']. Уменьшительно-ласкательная форма существительных, прилагательных. Изменение глаголов по образцу типа писать — пишу, искать — ищу . Слова противоположного значения. 2. Устный звуковой анализ слов типа ваза, стол, зонт. Составление схемы слов типа сундук, Золушка. Обозначение буквами гласных звуков. Ударение. Деление на слоги. «Чтение» проанализированных слов. Звуки [з] и [з']: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Звуки [з] и [з'] — согласные. Буквы 3, з. |
март | 1. Устный звуковой анализ слов типа ваза, стол, зонт. Составление схемы слов типа сундук, Золушка. Обозначение буквами гласных звуков. Ударение. Деление на слоги. «Чтение» проанализированных слов. Звуки [з] и [з']: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Звуки [з] и [з'] — согласные. Буквы 3, з. 2.Выделение звуков. Последовательное выделение звуков из слов изученных структур. Соотнесение названий с условно-графическими схемами звукового состава слов (2-4 схемы и модели, 5-6 предметных картинок на каждого ребенка). Различение звуков [з] и [с]; [з'] и [с']. Преобразование слогов (са — за, су — зу; ста — зда; сту — ...) и слов (коза — ...,роза — ...,Лиза - ...). | 1. Последовательное выделение звуков из слов изученных структур. Соотнесение названий с условно-графическими схемами звукового состава слов (2-4 схемы и модели, 5-6 предметных картинок на каждого ребенка). Различение звуков [з] и [с]; [з'] и [с']. Преобразование слогов (са — за, су — зу; ста — зда; сту — ...) и слов (коза — ...,роза — ...,Лиза - ...). 2. Устный звуковой анализ слов типа коза, флот, лист. Звуковые диктанты. Составление моделей звукового состава слов по готовой схеме типа клубника — брусника. Выделение и обозначение мягких согласных. Обозначение буквами гласных звуков. Ударение. Деление на слоги. «Чтение» слов. Дифференциация звуков [щ] — [ч]. | 1. Звуковой диктант: козы, тигры, дыни, астры. Самостоятельное составление условно-графических схем предложений. 2. Последовательное выделение звуков из слов с опорой и без опоры на условно-графическую схему звукового состава слова. Дифференциация звуков [с] — [iif]. Воспроизведение слоговых рядов. | 1,2. Выделение звуков. Последовательное выделение звуков по условно-графической схеме из слов типа хвост, шорты. Обозначение гласных звуков буквами. Выделение ударного звука, постановка знака ударения. Деление на слоги. «Чтение» проанализированных слов. Звуковые диктанты. Звуки [х], [ж']: звучание, произношение, умение слышать в слове и выделять. Согласные звуки. Буквы X, х. |
апрель | 1. Звуковой диктант (усы, фары, шапка, волк, гудок, шар, мишка, ручка, кони). 2.Повторение изученного. Разнообразные задания по последовательному выделению звуков из слов. Выделение ударных гласных. «Чтение» проанализированных слов. Отнесение звуков к гласным или согласным. Повторение изученного материала. | 1,2. Модели звукового состава. Последовательное выделение звуков из слов со стечением согласных типа кран, палка по готовой схеме. Самостоятельное создание моделей звукового состава слов типа галка, игла, кони. Обозначение буквами гласных звуков. Словоизменение. Выделение ударного гласного. Постановка знака ударения. «Чтение» слов. Деление слова на слоги. «Секрет» русского языка: в слове столько слогов, сколько гласных. Звук [ж] — твердый согласный. Буквы Ж, ж. Подбор предложений к заданной схеме. Буквы А, а; О, о; И, и; У, у; Ы, ы. | 1. Повторение изученных звуков и букв. Звуковой анализ односложных и двусложных слов с открытыми слогами без опоры на внешние действия, слов с закрытым и открытым слогами; вычерчивание схемы в тетрадях. 2. Звуковой диктант: сумка, кони, сыр, тыква, дыни, парта. | 1. Самостоятельная работа: звуковой диктант. 2. Звуковой анализ слов с закрытым и открытым слогами (типа утка, паук) с опорой на схему. Звуки [р], [р']. Пропедевтика. Слова, имеющие общую часть и значение: школа, школьница. |
май | 1.Анализ слов. Звуковой анализ слов изученных структур с вычерчиванием условно-графической схемы в тетради. Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. 2.Сопоставление звуков. Звуковой анализ слов, состоящих из закрытого и открытого слогов (типа кукла), с опорой на схему. Сопоставление звуков [г] - [к]. | 1.Однокоренные слова. Звуковой анализ слов из открытых слогов с опорой и без опоры на готовую схему. Звуки [р\, \р'~\. Буквы Р, р. Практическое ознакомление с однокоренными словами: игра, играть, игрушка, игрушечная (машина). 2. Звуковой диктант (воин, ива, Рома, ушки, Рита, ваз). | 1. Звуковой диктант (крот, груша, клумба, кран, зонт, книга). 2. Звуковой анализ слов. Выделение ударного гласного, его обозначение. «Чтение» проанализированных слов по слогам. Звук [ц]: звучание, произношение, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Звук [if 1 — всегда твердый. Условное обозначение звука [ц] фишкой синего цвета. Буквы Ц, ц. Выделение слов из предложений . | 1,2. Выделение звуков. Последовательное выделение звуков в словах типа кофта по готовой схеме. Словоизменение кофта — кофты. Выделение ударного гласного, постановка ударения. «Чтение слов» по слогам. Звуки [ф], 1ф'] — согласные звуки, артикуляция, звучание, умение слышать в слове, выделять и называть звук. Условное обозначение. Буквы Ф, ф. Выделение заданного звука в словах, обозначающих цвета и их оттенки. Составление и распространение предложений. |
Методическая литература
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.,1991.
2. Бугрименко ЕЛ., Цукерман ГЛ. Чтение без принуждения. — М.,1987.
- Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 1995.
- Ветер ЛЛ., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.
- Занимательное азбуковедение (сост. В.Волина). — М., 1991.
- Коваленко В.В., Коваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. — Краснодар, 1994.
- Лопухина И.С. Логопедия. — М., 1995.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.,1985.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — С.-П., 1995.
10. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. — М., 1995.
11. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе (сост.: В.Ф.Мачихина, Н.А.Цыпина) — М., 1987.
- Скажи по-другому. /Под ред. О.С.Ушаковой. — Самара, 1994.
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения —что это? Части I, II, III. — Смоленск, 1998.
- Тумакова ГЛ. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1991.
- Урунтаева ГЛ.,Афонькина ЮЛ. Помоги принцу найти Золушку. — М., 1994.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. —М., 1988.
17.Шмаков СЛ. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (2 занятия в неделю)
Цели и задачи:
- Развивать элементарные представления о признаках предметов (цвет, форма, величина).
- Формировать способы измерения.
- Развивать представления о количестве предметов и числе, обозначающем это количество.
- Формировать пространственные и временные понятия.
5.Развивать познавательные интересы, мыслительные операции и речь.
1 | 2 | 3 | 4 | |
сентябрь | 1,2. Геометрические фигуры. Изучать одно из свойств предметов — цвет, учить детей сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые и разные по цвету предметы на основе практических действий, составлять группы предметов, одинаковых по цвету. Понимать значения слов: каждый, все, остальные, кроме. | 1,2. Геометрические фигуры. Закрепить умение детей различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Изучать одно из свойств предметов — форму, учить сравнивать предметы по форме, соотносить одинаковые и разные по форме предметы на основе практических действий, учить составлять группы предметов, одинаковых по форме и различных по другим признакам. | 1,2. Свойства предметов. Сформировать представление детей о размере предметов как об одном из их свойств. Учить детей сравнивать предметы по размеру, соотносить одинаковые и разные по размеру предметы на основе практических действий; развивать умение группировать предметы, одинаковые по размеру. Учить выявлять общий признак в расположении ряда фигур и продолжать ряд по заданному признаку. | 1,2. Свойства предме-тов. Закрепить и обобщить представления детей о свойствах предметов: цвете, форме, размере; закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить признаки сходства и различия и выражать их в речи. |
октябрь | 1,2. Анализ и сравнение совокупности предметов. Формировать умение анализировать и сравнивать совокупности предметов методом взаимно однозначного соотнесения (наложения, приложения); раскрыть понятия равенства и неравенства совокупностей предметов, используя понятия много, столько же, мало, несколько, одинаково, поровну, больше, меньше. | 1,2. Анализ и сравнение совокупности предметов. Закрепить понятия равенства и неравенства совокупностей предметов: учить способу уравнивания совокупностей предметов путем увеличения предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе; учить сопровождать практические действия словами (прибавил, убавил, стало больше, стало поровну, стало меньше). | 1,2. Понятия большой — маленький. Учить детей сравнению нескольких предметов по величине способами приложения, наложения, определять эти признаки предметов словами большие — маленькие, одинаковые по величине, больше — меньше, самый большой — самый маленький. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. | 1,2. Понятия высоко-низко. Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по высоте способами приложения, наложения. Определять указанные признаки предметов словами высокие — низкие, одинаковые по высоте, выше — ниже, самый высокий — самый низкий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. |
ноябрь | 1,2. Анализ и сравнение совокупности предметов. Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по длине способами приложения, наложения; определять эти признаки словами длинный — короткий, одинаковые по длине, длиннее — короче, самый длинный — самый короткий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. | 1,2. Анализ и сравнение совокупности предметов. Упражнять детей в сравнении нескольких предметов по ширине способами приложения, наложения; определять указанные признаки словами широкий — узкий, одинаковые по ширине, шире — уже, самый широкий — самый узкий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. | 1,2. Анализ и сравнение совокупности предметов. Упражнять детей в сравнении предметов по толщине; определять толщину предметов словами толстый — тонкий, одинаковые по толщине, толще — тоньше, самый толстый — самый тонкий. Формировать умение группировать предметы по указанным признакам. | 1. Сходство и различие. Закрепить и обобщить представление детей о размерах предметов; закрепить умение детей сравнивать предметы по размеру; учить подбирать и упорядочивать предметы с учетом размера; выражать признаки сходства и различия в речи. 2. Количественные отношения. Уточнить и закрепить количественные отношения один — много, столько же на основе визуального сравнения и пересчета; учить соотносить число 1 с количеством и цифрой; работать над согласованием числительного один и наречия много с существительными в роде и падеже. |
декабрь | 1,2. Образование числа 2. Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа 2 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить число 2 с количеством и цифрой; закрепить понятие пара', учить согласовывать числительное 2 с существительным в роде и падеже. | 1,2. Образование числа 3. Уточнить и закрепить знания детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 3 в прямом и обратном порядке; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до трех; учить согласовывать числительное 3 с существительным в роде и падеже. | 1,2. Образование числа 4. Уточнить и закрепить образование числа 4 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить число 4 с количеством и цифрой; устанавливать последо- вательность чисел в пределах четырех в прямом и обратном порядке; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до четырех; учить согласовывать числительное 4 с существительным в роде и падеже. | 1,2. Образование числа 5. Уточнить и закрепить образование числа 5 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой 5, соотносить число 5 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах пяти в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до пяти; учить согласовывать числительное 5 с существительным в роде и падеже; познакомить с новым видом многоугольников — пятиугольником. |
январь | 1.2. Образование числа 6. Количество и счет. Уточнить и закрепить образование числа 6 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить число 6 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах шести в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до шести; учить согласовывать числительное 6 с существительным в роде и падеже. | 1,2. Образование числа 7. Количество и счет. Уточнить и закрепить образование числа 7 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить число 7 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах семи в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до семи; учить согласовывать числительное 7 с существительным в роде и падеже. | 1,2. Образование числа 8. Количество и счет. Уточнить и закрепить образование числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить число 8 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах восьми в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до восьми; учить согласовывать числительное 8 с существительным в роде и падеже. | 1,2. Образование числа 9. Количество и счет. Уточнить и закрепить образование числа 9 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить число 9 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах девяти в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до девяти; учить согласовывать числительное 9 с существительным в роде и падеже. |
февраль | 1,2. Образование числа 10. Количество и счет. Уточнить и закрепить образование числа 10 на основе сравнения двух совокупностей; называть, обозначать цифрой, соотносить число 10 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах десяти в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; отсчитывать любое количество в пределах десяти по слову, на слух, на ощупь, считать движения в пределах 10; упражнять детей в согласовании числительного 10 с существительным в роде и падеже. | 1,2. Цифра, число и количество в пределах 10.Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах десяти; показать, что для определения порядкового места предмета имеет значение направление счета; учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения: между, перед, за. | 1.Пространственные отношения. Уточнить и закрепить понятия слева — справа — посередине в действиях с конкретными предметами и на плоскости. 2. Пространственные отношения. Уточнить и закрепить пространственные представления впереди — сзади, на — над — под в действиях с конкретными предметами и на плоскости. | 1.Составные части суток. Уточнить представления о сутках и составных частях суток, их последовательности; систематизировать конкретные представления о том, что происходит в разное время суток, кто и как работает, учить соотносить с цветом. 2.Временные понятия. Закрепить представление о настоящем, прошедшем, будущем времени (сегодня, завтра, вчера), учить использовать в речи соответствующие слова, обозначающие временные понятия. |
март | 1.Последовательность. Закрепить понятия о последовательности дней в неделе, месяцев в году; показать, что эта последовательность всегда одна и та же; закрепить знания о последующих и предыдущих днях недели, месяцах в году. 2. Называть и обозначать числа от 1 до 10; устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; учить понимать выражения до, после, между, перед. | 1. Цифра, число и количество в пределах 10. Называть и обозначать числа от 1 до 10; устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; учить понимать выражения до, после, между, перед. 2. Цифра, число и количество в пределах 10. Продолжать соотносить цифру, число и количество в пределах десяти, сравнивать смежные числа, увеличивая или уменьшая на 1, 2 единицы; познакомить со знаками =, #; познакомить с числом 0 и его обозначением. | 1. Количество и счет. Продолжать соотносить цифру, число и количество в пределах десяти, сравнивать смежные числа, увеличивая или уменьшая на 1, 2 единицы; познакомить со знаками =, #; познакомить с числом 0 и его обозначением. 2.Состав чисел 2 и 3. Познакомить с составом чисел 2, 3; учить раскладывать числа 2 и 3 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно на конкретных предметах и на числовых карточках; познакомить детей с переместительным свойством сложения. | 1. Состав чисел 2 и 3. Познакомить с составом чисел 2, 3; учить раскладывать числа 2 и 3 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно на конкретных предметах и на числовых карточках; познакомить детей с переместитель-ным свойством сложения. 2. Состав числа 4. Познакомить с составом числа 4, учить раскладывать число 4 на два меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число (на конкретных предметах и на числовых карточках). |
апрель | 1.Состав числа 4. Познакомить с составом числа 4, учить раскладывать число 4 на два меньших числа, а из двух меньших составлять одно целое число (на конкретных предметах и на числовых карточках). 2. Состав числа 5. Познакомить с составом числа 5, учить раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших составлять целое число (на конкретных предметах и на числовых карточках); продолжать формировать понятие о переместительном свойстве сложения. | 1. Состав числа 5. Количество и счет. Познакомить с составом числа 5, учить раскладывать число 5 на два меньших числа, а из двух меньших составлять целое число (на конкретных предметах и на числовых карточках); продолжать формировать понятие о переместительном свойстве сложения. 2.Состав числа 6. Познакомить с составом числа 6, учить раскладывать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 6 (на конкретных предметах и числовых карточках); учить считать по два. | 1,2. Состав числа 6. Количество и счет. Познакомить с составом числа 6, учить раскладывать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять число 6 (на конкретных предметах и числовых карточках); учить считать по два. | 1,2. Состав числа 7. Количество и счет. Познакомить с составом числа 7; учить раскладывать число 7 на два меньших числа, а из двух меньших — составлять число 7 (на конкретных предметах и на числовых карточках). |
май | 1,2. Состав числа 8. Количество и счет. Познакомить с составом числа 8; учить раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших — составлять число 8 (на конкретных предметах и на числовых карточках). | 1,2. Состав числа 9. Количество и счет. Познакомить с составом числа 9, учить раскладывать число 9 на два меньших числа, а из двух меньших — составлять число 9 (на конкретных предметах и на числовых карточках). | 1,2. Состав числа 10. Количество и счет. Познакомить с составом числа 10; учить раскладывать число 10 на два меньших числа, а из двух меньших — составлять число 10 (на конкретных предметах и на числовых карточках). | 1,2. Повторение по усмотрению. |
Методическая литература:
I. Перова МЛ. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. — М., Просвещение. 1976.
2.АлыпхаузД.,Дум Э. Цвет, форма, количество. — М., Просвещение, 1984.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Методические рекомендации к учебнику «Раз — ступенька, два — ступенька». — М., 1985.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. — М.,Просвещение, 1992.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. — М., Просвещение,1992.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. — М., 1995.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька.
Изд-во Всероссийской школы математики и физики «Авангард»,1993. - Волина В. Задачи в стихах. — М., Знание, 1993.
- Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века. — С.-П., АО «Сфера», 1992.
10. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М., Просвещение, 1992.
II. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М., Просвещение, 1982.
- Тихомирова А.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления у детей. — Ярославль, 1995.
- Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. — М., 1993.
Примечание. Для письменных работ использовался материал из учебного пособия: Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз — ступенька, два — ступенька. М., 1993 («Чудеса познания». «Приготовишка», «Проверь себя»).
Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС
К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок
- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Светлана Гавриловна Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга 1
Пособие разработано по заказу Министерства образования РФ.В первой книге раскрываются вопросы организации коррекционно-развиваюшего воспитания и обучения старших дошкольников с ЗПР, представлены...
Конспекты по ознакомлению с окружающим и развитию речи у детей с ЗПР 6-7 лет . (К программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г.)
Задания способствуют восполнению словаря, грамматического строяи связной речи ребенка....
Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)
Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель...
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г.Шевченко.
Вторая часть пособия содержит примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, разви...
ПРОГРАММЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Методическое пособие автор Шивченоко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», разработанное по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках научной отраслево...
Календарно-тематическое планирование для воспитанников подготовительного к школе возраста с задержкой психического развития
методическая разработка...
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (СТАРШАЯ ГРУППА)
При подготовке детей к школе важное место занимают специальные занятия «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Основными целями этих занятий являются уточнение, расширение и сис...