Проект "Разноцветная капель"
проект (старшая группа)

Серия опытов для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novitskaya_s.a._raznotsvetnaya_kapel.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Новицкая С.А., воспитатель  

МБДОУ «Детский сад г.п.Рощино»

Опытно-экспериментальная деятельность                                                                        с детьми                                                                                                                     старшего дошкольного возраста

Мастер – класс «Разноцветная капель»

Серия опытов для детей старшего дошкольного возраста

Каждому приходилось наблюдать, как кусок сахара, лежащий на блюдце, впитывает воду и она поднимается вверх по его порам. Почему это происходит? Если внимательно присмотреться к поверхности воды в стакане, можно увидеть, что у стенок стакана пленка воды принимает вогнутую форму. Силы притяжения, действующие между молекулами стекла и воды, заставляют ее подниматься вверх. Если вместо стакана взять тонкую трубку, этот подъем будет еще более заметным. В куске сахара поры очень тонкие, и вода, поднимаясь по ним, полностью пропитывает кусок.

На этом принципе можно сделать простейший капиллярный насос.

1. Опыт  «Капиллярный насос». Цель: познакомить детей с физическим явлением – смачиванием (капиллярное явление)

Взять кусочек ткани, скатать из нее жгут и поместить один конец в стакан с водой. Опустить другой конец  жгута так, чтобы он свисал ниже уровня стакана. Вода постепенно пропитает ткань и с нижнего конца под действием силы тяжести начнут капать вниз капли.

2. Опыт «Разноцветная капель». Цель: познакомить  с «физикой цвета», дать представления о «сообщающихся сосудах», закрепить понятие «капиллярное явление».

Для опыта понадобится: шесть прозрачных стаканов, шесть жгутов из ткани или бинта, красители для воды основных цветов (красный, желтый, синий).

Три стакана наполнить водой, окрашенной в основные цвета (красный, синий, желтый). Разместить их так, чтобы между тремя наполненными стаканами стояли три пустых. Опустить жгуты из ткани таким образом, чтобы один конец находился в стакане с раствором, а второй был опущен в пустой. Так в каждый пустой стакан должно быть опущено два жгута из соседних стаканов, наполненных водой разных цветов.

Вода, как и в предыдущем опыте, будет капать в пустой стакан. Разноцветные капли из двух соседних стаканов будут смешиваться, образуя дополнительные цвета. Между красным и синим, будет фиолетовый, между синим и желтым – зеленый, между желтым и красным – оранжевый.

Постепенно уровень разноцветной воды во всех шести стаканах станет одинаковым. Если мы добавим воду в один из стаканов (или отольем из него), то постепенно уровень воды опять выровняется.  

3. Опыт «Скрытые цвета». Цель: продолжать знакомить с «физикой цвета», расширять представления о «капиллярных явлениях».

Для опыта понадобится: 1 тарелка с водой на дне, фломастеры на водной основе, 1 фильтр для кофе-машины (или промокашка).

Нарисовать фломастерами на фильтре две большие точки каждого цвета: одну наверху и одну в 3 см от нижнего края. Поставить перевернутый  фильтр в тарелку. Цветные точки должны быть над водой.

Почему цвета поползли вверх по бумаге? Потому что вода поднимается вверх и подхватывает краску вместе с собой. Вода отделяет друг от друга цветные чернила, из которых был изготовлен фломастер. Теперь можно увидеть, что даже черный цвет состоит из многих цветов. Можно составить таблицу «скрытых цветов».

4. Опыт «Цветочная клумба». Цель: расширять представления о «капиллярных явлениях».

Бумага также является пористо-волокнистым материалом и с ней можно провести красивый опыт. Для этого вырезать из цветной бумаги цветы и свернуть при помощи карандаша лепестки «трубочкой». У бумаги не хватит упругости развернуть лепестки обратно. Но если цветки посадить на воду? Что произойдет? Цветы постепенно раскроются. Почему?

Вода начнет впитываться, волокна набухать и распрямляться и вскоре таз превратится в цветущую клумбу. Стоит отметить, чем пористее бумага, тем быстрее распустится цветок.

Вывод. В природе мы можем часто наблюдать капиллярные явления. Соки идут по стеблям растений вверх во многом благодаря капиллярности: стенки растительных клеток образуют в стебле тонкие трубки. В сухую погоду вода поднимается в верхние слои почвы по капиллярам, которые в ней  образуются. Оказавшись на поверхности, вода быстро испаряется и почва теряет влагу. Чтобы ее сохранить, надо разрушить капилляры. Для этого землю разрыхляют. А уплотнение почвы, наоборот, будет способствовать ее высыханию.

Строителям приходится бороться с капиллярностью. Чтобы вода не поднималась вверх по порам в кирпиче или бетоне, между фундаментом дома и стеной прокладывают материал, не имеющий пор.

Наконец, именно благодаря капиллярным явлениям, салфетка способна впитать воду со стола.

Литература: Дмитрий Григорьев «В гостях у физики», Санкт-Петербург «Амфора», 2015. «Большая книга опытов и экспериментов», ООО»Эксмо», 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Весенняя капель"

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста, посвященный празднику весны....

Капель презентация по музыкальной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Презентация "Капель" поможет детям 4 -5 лет с легкостью играть в оркестре пьесу "Колокольчики" Е. Железновой....

ООД. "КАПЕЛЬ, КАПЕЛЬ – ПРИШЕЛ АПРЕЛЬ!"

расширять  представление  детей  о  весне,  обогатить  их речь новыми словами, расширить и активировать словарный запас по теме «Весна»....

Прогулка КАПЕЛЬ, КАПЕЛЬ – ПРИШЕЛ АПРЕЛЬ!

расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах....

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...