Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты

Толмачева Екатерина Николаевна

Развивать экологическое сознание у детей, учить их экспериментировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт 1. «Свойства воды: вкус, запах, цвет».

Цель: уточнение свойств воды.

Задачи: дать возможность детям самостоятельно применить на практике знания о свойствах воды, доказать опытным путём, что вода  не имеет цвета, запаха, вкуса; развивать экологическое сознание путём доказательств, что воду надо беречь, она – источник жизни на Земле; 

Ход.

  • «Вода прозрачная»

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вода прозрачная, а молоко - нет.

  • «У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

  •  «У воды нет запаха»

Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Итог: Вода не имеет вкуса, запаха и цвета.

Опыт №2 «Вода нужна всем растениям», «Растения «пьют» воду», «У растения внутри есть вода»

Цель: показать роль воды в развитии растений.

Задачи: доказать, что вода нужна всем растениям на примере букета цветов в вазе с водой;

доказать, что у растений внутри вода, т.к. они её «пьют» на примере цветка в воде и без воды;

воспитывать любознательность, желание быть полезным природе. Материал: 2 фасолинки, блюдце с намоченной ваткой, сухое блюдце.

Ход.

Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

Итог: растения «пьют» воду.

Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.

Опыт №3 «Глина и камень» - Можно ли менять форму камня и глины?

Цель: закрепить знания о свойствах глины и камня.

Задачи: дать возможность детям опытническим путём выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части);

развивать интерес к исследовательской деятельности;

воспитывать осознанное отношение к природе. 

Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Ход.

По модели обследования предмета предлагается детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого нажать пальцем на глину, камень.  Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны.  (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части.  (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Итог. Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части. Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.

Опыт №4  «Какие они разные - песок и глина!»

Цель: закрепить знания детей о свойствах песка и глины.

Задачи: дать возможность детям самостоятельно опытническим путём убедиться в правильности своих знаний о песке и глине: песок – сыпучее вещество, глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой, она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду, а песок хорошо пропускает воду;

дать возможность детям при помощи взрослого ещё раз понять, что в природе всё создано целесообразно, лишних объектов не бывает;

развивать интерес к исследовательской деятельности;

воспитывать осознанное отношение к природе.

Материал. Две одинаковые воронки и под ними стоят стаканы.

Ход.

В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину.

Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.

Итог. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...