Зимняя природа
материал (подготовительная группа)

Куштыева Диана Даяновна

Цель:  обобщать представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщать знания об образе жизни и поведения животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Замечать красоту природы и отражать ее в  рисунках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_priroda.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект непосредственно – образовательной деятельности

                       по экологии  «Зимняя природа»

Цель:  обобщать представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщать знания об образе жизни и поведения животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Замечать красоту природы и отражать ее в  рисунках.

Материалы и оборудование: картины на зимнюю  тематику; календарь природы; запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года. Январь»; Чтение стихотворений И. Никитина;  (С. Есенин «Берёза»)

         Содержание

Вводное слово воспитателя.  

Зашумела, разгулялась в поле непогода;

Принакрылась белым снегом гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу,

Поднялась и пыль, и вьюга,

Не видать и свету.

Воспитатель. О каком времени года  говорится этот отрывок из стихотворения?  

Дети. О зиме.

Слайд № 1 (Зима)

Воспитатель. По каким признакам вы узнали зиму?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите зимние месяцы. Как изменилась природа зимой?

Ответы детей. (декабрь, январь, февраль)

Воспитатель. Сравните с природой осенью. Какая была погода осенью, какая зимой? (Вместе с детьми рассматривают календарь погоды. Считают холодные и теплые дни, солнечные и пасмурные,  определяют характер погоды и осадков  зимой и осенью, сравнивают.)

Слайд № 2 (Осень и зима)

   Обобщаются знания о погоде зимой: зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи,  из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, то снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки, озера покрываются льдом. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Воспитатель. Как зимуют растения?

Слайд № 3 (Деревья)

   Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Почему?

Ответы детей. (Зимой мало влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) Под снегом зимуют семена трав, луковицы цветов.

Воспитатель. Почему мы не встречаем насекомых?

Дети. Они спят.

Слайд № 4 (Насекомые)

Воспитатель. Правильно. Они спят, запрятавшись в трещины коры, под листья и землю. Некоторые бабочки улетели в теплые края, как перелетные птицы.

Воспитатель. Почему мало птиц?

Ответы детей.  

Слайд № 5 (Птицы)

Воспитатель.  С похолоданием исчезли  насекомые, стало мало другого корма для птиц (семян, ягод), поэтому часть птиц улетела, а те, которые остались, перебрались поближе к жилью человека (здесь легче найти корм и теплее). Люди подкармливают птиц, помогают им выжить в холодное время года.

Физминутка «Зима».

Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим (пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы (имитация лепки снежков)

Гостью-зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Воспитатель. Как живут звери в лесу?

Слайд № 6 (Животные зимой)

Ответы детей.

Воспитатель. По-разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь, барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах, норах. Ёжик тоже спит.

Воспитатель. Как зимуют домашние животные?

Слайд № 7 (Домашние животные)

Дети. За ними ухаживает человек.

Воспитатель. Да, правильно, люди утепляют их зимовья, дают корм.

Воспитатель. Как изменился труд людей зимой?

Слайд № 8 (Труд людей зимой)

Дети. Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины.

Воспитатель. А на полях, ребята, делают снегозадержание.

Слайд № 9 (Снегозадержание)

Воспитатель. Ребята, вам нравится зима? Чем?

Слайд № 10 (Зимние забавы)

Дети. (Дети перечисляют зимние забавы.)

   Воспитатель предлагает детям придумать красивые слова – определения к слову «зима» (волшебница, кудесница, красавица, кружевница).

   Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов – сочинять музыку,  поэтов – стихи.

Слайд № 11 (Зимние пейзажи художников)

   Воспитатель предлагает посетить «выставку зимнего пейзажа». Вместе с детьми любуется красотой зимнего пейзажа, читает детям стихи о зиме. Затем предлагает ребятам на некоторое время самим стать художниками и изобразить в рисунке радостные зимние впечатления.  Звучит запись П. И. Чайковского «Времена года».

   Перед рисованием  - психологическая разгрузка. Воспитатель предлагает детям отдохнуть, закрыв глаза, послушать музыку. Читает стихотворение С.Есенина «Береза»:

«Береза»

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».

 Изучаем зимние явления природы;  знакомим детей со старинными названиями зимних месяцев; учим создавать в рисунке образ предмета. Закрепляем умения передавать красоту зимней природы....

Конспект НОД по коммуникативно-познавательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по коммуникативно-познавательной деятельности по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и ф...

Краткосрочный зимний проект «Красоты зимней природы»

Задачи проекта:Формировать знания и представления детей о русской поэзии и культуре;  Формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру;       ...

Краткосрочный зимний проект «Красоты зимней природы» (старшая группа)

Задачи проекта:Формировать знания и представления детей о русской поэзии и культуре;  Формировать творческую личность, эстетический вкус, эстетическое отношение к миру;       ...

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».

План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению &la...

Консультация "Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за зимней природой, погодой, явлениями, изменениями в природе."

Зима – благоприятное время для прогулок, игр и наблюдений. Какая красота кругом! Снег покрыл землю словно белым покрывалом и Вам хочется отправиться с ребенком на прогулку, где Вы вместе с ним с...

Интересные познавательные загадки о зиме, зимней природе, природных явлениях, зимних праздниках

Зимние загадки всегда немножко волшебные. Ведь зима - это и встреча Нового Года, и чудо появления подарков под ёлкой, и первый снег, и игрыв зимние забавы.Хоть сама - и снег, и лёдА уходит слёзы льёт....