«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
методическая разработка (младшая группа)
Цель мастер - класса :
Показать приёмы работы с «Дарами Фребеля» для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета, пространственного мышления; развития мелкой моторики, координации движений, коммуникативных и речевых навыков.
Задачи мастер - класса :
1. Познакомить участников мастер-класса с системой работы с «Дарами Фребеля».
2. Вызвать желание применять дидактическое пособие «Дары Фребеля» в работе с детьми раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»
Подготовил:
Троценко Т.М., воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию я хочу предложить мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля».
Я работаю с детьми раннего возраста. Мои воспитанники любопытные, весёлые, активные, общительные, готовые узнавать каждый день что-то новое. Но, в силу возраста, у детей ещё плохо сформированы внимание, память, мелкая моторика, ориентация в пространстве, усидчивость. Помогает мне в развитии данных навыков дидактическое пособие «Дары Фребеля» (конкретно, первый дар Ф. Фрёбеля «Текстильные мячики», который соответствует данному возрасту. Также я использую развивающий игровой набор по методике Ф. Фребеля «Цвета и формы»).
Цель мастер - класса :
Показать приёмы работы с «Дарами Фребеля» для формирования у детей раннего возраста первичного представления понимания формы, цвета предмета, пространственного мышления; развития мелкой моторики, координации движений, коммуникативных и речевых навыков.
Задачи мастер - класса :
- Познакомить участников мастер-класса с системой работы с «Дарами Фребеля».
2. Вызвать желание применять дидактическое пособие «Дары Фребеля» в работе с детьми раннего возраста.
Актуальность.
Подготовка детей к изучению технических наук - это одновременно и обучение, и техническое творчество. Очень важно на ранних шагах выяснить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственности обучения для всех возрастов - от воспитанников детского сада до школьника.
В процессе использования игрового пособия «Дары Фребеля» важно создать условия, при которых ребёнок от любопытства перейдёт к любознательности и в дальнейшем преобразует её в познавательную потребность. Наиболее важным фактором для создания таких условий является положительный пример взрослого, его искренняя заинтересованность в деятельности ребенка.
Фридрих Фребель (1782-1852) – немецкий педагог 19 века, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте. Он первым рассмотрел игру и ручной труд как важное средство для развития природных задатков ребёнка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащённая практическими пособиями из простых и доступных материалов( так называемые «Дары Фребеля»). Основой «Даров Фребеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.
Во время педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», а в настоящее время игровой набор состоит из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребёнка развивающим потенциалом.
Модуль № 1 «Текстильные мячики»
12 штук – 6 пар мячиков, одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги). Почему именно мяч? Ф.Фребель обосновывал это тем, что он наиболее удобен ребёнку, так как его нежной неразвитой руке ещё трудно держать угловатый предмет (например , кубик). Кроме того, мяч используется как предмет-заместитель большого количества объектов окружающей среды (фрукты, овощи, животные и т. д.)
С помощью данного модуля:
- тренируется мелкая моторика рук;
- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;
- дети изучают цвета и формы;
- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т.д.);
- с помощью мячиков, подвешенных на нитях, ребёнок обучается направлению движения предмета в различные стороны;
- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирования у ребёнка пространственной ориентации.
Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
Рассматривание мячиков
Давайте поздороваемся с мячиками и поиграем с ними.
Здравствуй, мой любимый мячик,
Скажет утром каждый пальчик.
Я круги с мячом катаю.
Из рук его не выпускаю.
Назад — вперёд его качу,
Вправо — влево, как хочу.
Потрогайте мячик, какой он на ощупь? (мягкий). Сожмите мячик, смотрите, он сжался, стал маленьким, а теперь разожмите руку – мячик снова стал большим и круглым. Какого цвета мячик? (спрашивает у каждого ребёнка цвет мячика). Какой ещё мячик? (круглый).
Наш мячик такой же непоседа, как и маленькие дети, не любит сидеть без дела.
Мяч за верёвочку возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в ладошку мяч
И опять пустился вскачь!
ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ
Цель: формирование сенсорного эталона – цвет. Знакомство с основными цветами.
Упражнение 1: «Найди мяч нужного цвета, цветной мячик»
Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей
1. Воспитатель показывает ребенку мяч и предлагает найти мяч такого же цвета (найти дружочка, братика);
2. Воспитатель называет цвет и предлагает показать мяч такого же цвета.
Упражнение 2: «Какого мяча нет»
Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей.
Воспитатель выкладывает 6 мячей разного цвета. Поочередно с детьми называют все цвета мячей, затем предлагает детям закрыть глаза и убирает один мяч. Предлагает открыть глаза и сказать, мяча какого цвета не стало. Если дети не разговаривают, то им предлагается принести или показать в ряду оставшихся мячей, мяча какого цвета не стало.
Упражнение 3: «Путешествие цветных мячиков»
Упражнение можно проводить индивидуально и с подгруппой детей.
1. Воспитатель берет мячик и говорит детям, что он очень любит путешествовать (гулять) и находить себе «дружочков» такого же цвета. Предлагает погулять вместе с ним, взяв один из мячиков.
2. Воспитатель предлагает детям выбрать себе мячик любого цвета и самостоятельно погулять с ним по группе и найти мячику «дружочков» (игрушки такого же цвета).
В процессе выбора мячика и нахождения игрушек закрепляется знание цвета.
ЗНАКОМСТВО С НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ
Цель: ознакомление детей с некоторыми параметрами направления движения: вперед-назад, вверх-вниз, вокруг себя, плавательные движения, летательные движения.
Упражнение 1: «Пила» (движения вперёд-назад)
Воспитатель берет мячик, кладет его на горизонтальную поверхность и начинает катать вперед-назад, проговаривая стихотворение:
«Я пила, пила, пила,
Всё пилю, пилю, пилю, перепиливаю!
Вперёд-назад, вперёд-назад».
Далее упражнение предлагается повторить детям.
Упражнение 2: «Скачут мячики» (движения вверх-вниз)
Воспитатель берет мячик и бросает его на любую горизонтальную поверхность. Мячик отскакивает. Можно действия сопровождать словами: «Мячик скачет: прыг-скок».
Далее повторить упражнение предлагается детям.
Упражнение 3: «Часики» (маятниковые движения, используется мячик на верёвочке)
Воспитатель берет мячик за верёвочку, опускает вниз и начинает раскачивать в воздухе из стороны в сторону, приговаривая: «Часики идут: тик-так, тик-так».
Далее повторить упражнение предлагается детям.
Упражнение 4: «Я-веселая лиса» (круговые движения вокруг себя , используется мячик на верёвочке)
Воспитатель берет мячик за верёвочку, опускает вниз и начинает раскручивать в воздухе, приговаривая:
«Я весёлая лиса, мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась, что на части разлетелась…».
Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
Упражнение 5: «Рыбка» (плавательные движения , используется мячик на верёвочке)
Воспитатель берет мячик за верёвочку, кладёт на вертикальную поверхность и тащит: сначала по прямой, потом зигзагообразно, приговаривая:
«Рыбка плавает в пруду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Рыбка плавает всегда.
Да-да-да, да-да-да!».
Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
Упражнение 6: «Голуби» (летательные движения , используется мячик на верёвочке)
Воспитатель берет мячик за верёвочку, и подбрасывает вверх. Верёвочку не отпускает! Мячик летит.
Дети могут выполнять упражнение одновременно с воспитателем, после его показа или самостоятельно.
ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ
Цель: закрепление в игровой форме знания детьми своего имени и имен сверстников; ознакомление со словесным обозначением местонахождение предмета; развивать координацию движений.
Упражнение 1: «Как меня зовут?»
имя собственное ребёнка (используется мяч без веревочки)
Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель поочередно бросает ребенку мячик, спрашивая при этом: «Как тебя зовут?». Ребенок бросает мяч обратно, называя свое имя.
Упражнение 2: «Как тебя зовут?»
имя сверстников (используется мяч без веревочки)
Дети стоят или сидят полукругом/в кругу. Воспитатель берет мяч, дает в руки одному из детей и говорит: «Дай мяч (например) Саше». Ребенок с мячом подходит к Саше и отдает ему мяч. Воспитатель при этом спрашивает: «Как зовут мальчика, которому ты отдал мячик?». Ребенок называет имя Саша. Далее предлагается Саше передать мяч другому ребенку. Упражнение повторяется.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического и эстетического воспитания детей.
В заключение я хочу рассказать вам сказку «Колобок» с помощью первого «Дара Фребеля».
Жили-были дед и баба на поляне у реки.
И любили очень-очень на сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила,
Ну, а маленькая внучка колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий,
Несолёный и несладкий,
Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его нам грустно!
Мышка серая бежала, колобочек увидала.
Ах! Как пахнет колобок! Дайте мышке хоть кусок!
Наборы «Дары Фребеля» можно определённо назвать тем самым хорошим и полезным средством, благодаря которому можно разнообразить не только образовательную деятельность, но и любой режимный момент с детьми. Их вполне можно использовать как в совместной деятельности с детьми, индивидуальной работе, так и в самостоятельной игровой деятельности.
Сейчас я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие в мир «Даров Фребеля». Если мастер-класс был для вас полезен, поднимите, пожалуйста, зеленую ладошку. Если вам было неинтересно, поднимите красную ладошку.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запа...
Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире.Осно...
Проект «Сенсорное развитие детей среднего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»»
Проект«Сенсорное развитие детей среднего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»»...
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»...
Консультация для педагогов Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами. Основны...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Методы и приёмы работы с детьми первой младшей группы с дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша палочками Кюизенера»...