"Особенности психических процессов у детей 5-6 лет жизни"
методическая разработка (старшая группа)

Семинар - практикум направлен на повышение родительской компитентности об особеностях психических процессов детей 5-6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

на тему: «Особенности психических процессов у детей 5-6 лет жизни»

Цель: Повышение родительской компетентности об особенностях психических процессов у детей 5-6 лет.

Добрый день, уважаемые родители! И сегодняшнюю нашу встречу мы бы хотели посвятить такому вопросу как, особенности психических процессов у детей 5-6 лет жизни.

Что же происходит с ребенком в пяти-шестилетнем возрасте? Как меняется его психика, его интересы, его потребности? Как помочь ребенку развиваться гармонично и соответственно его возрасту?

Ребенок 5-6 лет продолжает развиваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. Именно с этого возраста дошкольника необходимо готовить к будущему школьному обучению, постепенно приобретающему систематический характер, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. Но по-прежнему, обучение  должно носить игровой характер.

Психические процессы ребенка включают в себя: внимание, восприятие, мышление, память, воображение.

В этом возрасте дошкольнику еще сложно управлять своим вниманием, поэтому руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

НА ЭКРАН Игра «Найди отличия» - развитие произвольного внимания, переключение и распределение и внимания.

Также можно проводить игру «Какого животного не стало?» или «Что поменялось?», «Чего не стало?», «Назови правильную последовательность». Основная цель таких игр - это развитие произвольного внимания, связь внимания и зрительной памяти. Давайте с вами попробуем проиграть одну из них.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К 5-6 годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов, ориентируется в пространстве. Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, вчера, сегодня, завтра).

В нашей группе многие ребята с легкостью называют месяц, день недели, время года. У некоторых ребят это вызывает трудности, поэтому требуется ежедневная совместная работа педагогов и родителей.

В этом году мы работали над ориентацией во временных промежутках (месяц, время года, день недели), закрепляли понятия «сегодня, завтра, вчера». В подготовительной группе мы начнем раздел, связанный с ориентировкой во времени – часы, минуты. Он включает в себя - знакомство с циферблатом, точное определение времени на механических часах. Основная задача – сформировать представления об определении времени по часам, соотнесение временных промежутков с частями суток (утро – с 7:00 до 12:00 и т.д.). Уважаемые родители, вы можете уже начинать знакомить ребенка с часами, обращать внимание на стрелки циферблата в тот или иной период времени, чтобы создать условия для более продуктивного изучения данной темы.

Существует несколько видов восприятия у дошкольников – слуховое, тактильное, зрительное, пространственное. Одним из важных видов восприятия – является слуховое восприятие. В связи с этим мы проводим с детьми упражнение «Графический диктант». Основная цель – развитие слухового и пространственного восприятий у ребенка, а также развитие ориентировки на листе бумаги в клетку. Давайте с вами попробуем выполнить графический диктант.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Для развития мышления мы проводим различные вариации игр «Продолжи последовательность», «Раскрась по образцу», «Подбери фигуру по смыслу», «Раздели предметы на три группы».

С вами мы хотели бы провести игру «Математические действия с геометрическими фигурами». Цель - развитие логического мышление, закрепление названий геометрических фигур и функций математических знаков.

У ребенка этого возраста память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

НА СЛАЙД Игра «Магазин» - развитие слуховой/зрительной памяти

«Сходи в магазин и купи …».

Мы проиграли с вами игру на развитие зрительной памяти, где вы своими глазами могли посмотреть и запомнить список, а сейчас поиграем в ту же игру, только на развитие слуховой памяти. Я буду диктовать список продуктов, а вы на память должны купить все необходимое.

Список продуктов:

Лук, 2 огурца, 2 яблока, апельсин, 3 пирожных.

Воображение формируется и развивается в  различных видах деятельности ребенка  под влиянием условий его жизни  и воспитания.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

Ранее у нас проходил открытый показ сюжетно-ролевых игр, где ребята брали на себя различные роли и обыгрывали сюжетную ситуацию, где дети проявили творческую фантазию и с легкостью справились со своими ролями.

 

Важно также обратить внимание на развитие детской речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д.

В свою очередь мы предлагаем вам памятки с играми на закрепление определенных звуков.

В течение года мы с ребятами знакомились со звуками и давали характеристику звуку. Гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Для закрепления дома с детьми мы вам предлагаем памятку, которая послужит помощью в характеристике звука. В этой памятке также есть информация о том, как составляется структура предложения. Со следующего года необходимо будет подготовить кармашки для каждого ребенка с набором схем для удобства работы на занятии.

Для успешного развития ребенка в любом возрасте необходим истинный интерес и внимание к нему со стороны взрослых. Если вы всегда готовы ответить на многочисленные вопросы своего ребенка, можете без труда включиться в игру, доступно объяснить предъявляемые к нему требования и обосновать необходимость выполнения определенной работы, ваш малыш будет развиваться и расти успешным и счастливым.

Заключение и подведение итогов встречи

В заключении мы хотим прочитать Вам цитату Л. Н. Толстого о воспитании наших детей.

«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией

У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые сл...

Консультация для родителей. Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.

Развитие речи детей с общим недоразвитием речи является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы в ДОУ. Недостатки речи у детей проявляются в бедности словаря, неправильно...

Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР.

Параллельно с недоразвитием речи у детей с ТНР происходит нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, класс...

Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития психических процессов у детей  с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...

Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста

В консултации раскрывается тема психических процессов у детей дошкольного возраста.   Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет нали...

"Особенности психических процессов у детей 5-6 лет жизни"

Семинар - практикум направлен повышение родительской компитентности об особенностях психических процессов у детей 5-6 лет....