Особенности воображения как психического процесса у детей
статья по теме
Предварительный просмотр:
Особенности воображения как психического процесса у детей.
Воображение является важнейшим компонентом любой формы творческой деятельности. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед обществом встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблема развития воображения детей актуальна тем,что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.Все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения нового материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность обучения и воспитания.
Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания.Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо определить качественное своеобразие и специфику, свйственную воображению. С помощью воображения человек всегда стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации
Одним из важных моментов в исследованиях,посвященных воображению, является выяснение роли данного процесса в познании. Будучи тесно связано как с чувственным, так и с опосредованным познанием воображение практически вплетается во все познавательные процессы, выступая в качестве интегративной функции. Вопрос о соотношении воображения и мышления является стержневым во всей психологии воображения. А.В. Петровский и М.Б. Беркинблит считают, что если лишить мышление воображения. оно становится творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. В тоже время, если иолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным. С точки зрения Л.С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разганичить; и тот , и другой процессы участвуют в любом творческом акте. Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. В определенном смысле воображение ыступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно "достроить" промежуточные ступени с помощью мышления. Образно говоря, в ряде случаев воображение создает как бы "зону ближайшего развития" мышления. Вот почему воображение следует рассматривать в теснейшей связи с мышлением. Воспитание воображения - это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально- волевой процесс.
Обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка неоходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности.Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения.
Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Она освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, чтоне совпадает с точными сочетаниями реальных предметов или соответствующих представлений. Это даетему возможность свободно обращаться сфере предметных отношений и придавать им личностный смысл и обобщенный характер. Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.
Таким образом воображение сочетает в себе признаки чувственного и логического познания, оно вплетается во все познавательные процессы, выступая как интегративная функция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией
У детей дошкольного возраста с дизартрией имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые сл...
Воображение как психический процесс
Ознакомление с передовым педагогическим опытом и методическими рекомендациями по развитию воображения у дошкольников.Изучение состояния проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста...
Воображение как психический процесс
Ознакомление с передовым педагогическим опытом и методическими рекомендациями по развитию воображения у дошкольников.Изучение состояния проблемы развития воображения у детей дошкольного возраста...
Воображение как психический процесс и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – пре...
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста
Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Воображение как психический процесс и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы ск...
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...