Обобщение опыта по теме "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
методическая разработка

Корнилова Ирина Михайловна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch.op_.sensor.sposobn.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Колокольчик» п. Мирный»

Обобщение опыта по теме «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста».

                                             Воспитатель ясельной группы:      

                                              Корнилова Ирина Михайловна

Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. (Каюпова Р.Х. Игры для сенсорного развития детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2007 №3 С.46)

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет важную роль. Профессор  Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.( Ивакина Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С.105)

Восприятие ребёнка тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Малыш может достаточно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие маленького ребёнка может оказаться весьма расплывчатым, неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями, ребёнок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для его дальнейшего умственного развития.

Однако если предметы просто находятся перед глазами ребёнка, рассматриваются, но ему не надо специально выяснять его свойства, это не сформирует у ребёнка чёткие представления. Такие представления образуются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими тем или иным свойством.

Таким образом, для обогащения ребёнка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных вещей.

Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребёнок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первые представления о них. Затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребёнок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по- прежнему активным, начинает протекать внутренне, в основном только в сознании ребёнка, в результате превращаясь в умственное действие.

Если ребёнка не обучать специально, восприятие долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисования, конструирования, полноценного усвоения знаний в начальной школе). ( Развивающие игры с малышами до трёх лет. Под редакцией Т.В.Галанова. Я.: «Академия развития», 1997 С.5-6)

Наряду со зрительным восприятием в раннем возрасте интенсивно развивается и слуховое восприятие.

Основная деятельность детей в раннем возрасте, связана с восприятием звуков.

Как правило, к трём годам дети уже воспринимают все звуки родного языка.

Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух – восприятие соотношения звуков по высоте. Для того, чтобы развить эту способность, нужно восприятие высоких звуков включать в привлекающие ребёнка задания и показывать, как равные по высоте звуки связаны со знакомыми ребёнку предметами.

Дети легко обучаются воспринимать различие звуков по высоте, если более высокий из них высок- как «голос» маленького игрушечного животного, а более низкий – как «голос» большого.

Наряду с развитием восприятия в младшем возрасте активно идёт процесс совершенствования внимания.

Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дети в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда они будут называть то, что они должны удержать в поле своего внимания. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Они могут рассматривать привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а играть в одну и туже игру 30 минут.

В этом возрасте интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Память, как и внимание, в основном не произвольна. Ребёнок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было интересно. Дети лучше запоминают в игре. Разнообразные детские игры предоставляют ребёнку богатые возможности для развития памяти.

У детей раннего возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если были заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти быстро совершенствуется речь, умение пользоваться предметами домашнего обихода, ориентироваться в обстановке.

Возраст детей моей группы от 1,5до 2х лет. К концу учебного года дети должны уметь:

1) ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

2) ориентироваться в 3х и более контрастных величинах (собирать 3х местную матрёшку и другие вкладыши после показа);

3)собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец;

4)соотносить конфигурацию объёмной геометрической фигуры с плоскостным изображением, раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске;

5)начинать распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, холодный, твёрдый);

6) в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть нарисованное.

В начале года мною была проведена диагностика по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определению уровня подготовленности детей к обучению и сенсорные способности.

Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета, а размеры и форму лишь единицы.

Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме.

Целью моей работы стало: создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей в повседневной жизни.

Для достижения цели определила задачи:

1.Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта путем выделения формы, цвета и величины предметов.

2.Упражнение детей в установлении сходства и различия между предметами.

3. Формирование у детей умения называть свойства предметов.

4.Развивать у детей память, внимание, логическое мышление.

Данные задачи реализовывала через следующие формы работы:

- Создала условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности.

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно-развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта.

Для этого создала в группе предметно-развивающую среду, которая обеспечивает накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

Оценив, то, что предлагают психологи и методисты, я разделила сенсорный уголок на несколько зон:

-Зона для развития мелкой моторики;

- для восприятия формы и величины;
- для восприятия цвета;

- для восприятия звуков;
для тактильных ощущений;

Наш сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах, но я могу менять их местоположение в зависимости от темы непосредственно образовательной деятельности и запланированных дидактических игр.

- Разработала и использовала в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта детей: «Ладушки- ладошки», «В гости к зайчику», «В гостях у сказки «Курочка Ряба», «Снегопад», «Солнечный круг» и т.д.

-Для индивидуальной работы с детьми, так как дети в группе разного возраста, изготовила дидактические игры своими руками: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Круги большие и маленькие», «Крыло для бабочки», «Чудо-паровоз», «Разноцветный коврик» и т.д.

- Привлекла родителей для совместного сотрудничества по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Проводила консультации и родительское собрание по теме «Что такое сенсорика и почему так важно её развивать». Выставляла папки-передвижки с информацией: «Как развивать малыша 1-2 лет»? «Игры для детей 1-3лет» и т.д.

Оформляла выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Родители заинтересовались моей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Анализ проведенной работы в конце года показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь детей.

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача совершенного развития ребенка.

Литература.

1.  Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.

2.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.

3.Развивающие игры с малышами до трёх лет. Под редакцией Т.В.Галанова. Я.: «Академия развития», 1997.

4.Ивакина Г.А. Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2010г №1 С.105-111

5.Каюпова Р.Х. Игры для сенсорного развития детей раннего возраста//Воспитатель ДОУ 2007 №3 С.46-47

6.Грицай Г.В., Покровская Е.Ю. Представление о величине// Воспитатель ДОУ 2008 №9 С.28-30

7.Важова С.А. Сенсорное воспитание в младшей группе// Воспитатель ДОУ 2008 №11 С.51-58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Этот материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми 3-5 лет по сенсорному воспитанию....

Обобщенный опыт работы в сенсорном развитии детей раннего возраста

Данный материал работы содержит теоретическую и практическую части с дальнейшим описанием развивающих игр, а также различных дидактических игр. явесь практическийматериал может быть полезен педагогам ...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...

Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»

Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Существенную роль в проце...

Обобщенный опыт работы в сенсорном развитии детей раннего возраста

Данный опыт работы содержит теоретическую и практическую часть с различными дидактическими играми для младшего возраста...