Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница соль» в старшей группе.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом через опытно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sol.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница соль» в старшей группе.
Цель: расширить представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
-Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств и предметов, называть его свойства и особенности.
-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, сырые куриные яйца или сырой картофель, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, альбомные листы, цветные мелки, пластиковые бутылочки.
Ход занятия:
Ребята, здравствуйте! Сегодня я пришла к вам в гости и хочу познакомиться, и поделиться с вами своим теплом. Давайте мы поздороваемся при помощи рук, прикоснемся друг к другу ладошками. Теплые у нас ладошки? Мы с вами добрые и поделились друг с другом своим теплом.
Ребята, посмотрите, сколько на столах интересного. Мне, кажется, мы с вами попали в научную лабораторию. Что делают в научной лаборатории? (опыты, эксперименты, исследования) Кто работает в лабораториях? (лаборанты), в научных лабораториях – ученые. Вы когда-нибудь были в лаборатории? Если были, то где? А хотите стать учеными?
Мы сегодня будем учеными, которые проводят опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (на экране виды соли- мелкая, крупная, йодированная, соль для ванны).
Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью. Перед началом экспериментов нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории. Кто из вас их знает? (Картинки подсказки - соблюдать тишину, не толкать соседа, сначала посмотри – потом повтори, выполнил – на место положи)
Проходим к столам
Опыт № 1: «Внешний вид».
Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)
Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.
Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»
Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). Возьмите увеличительное стекло и через него посмотрите на соль. На что она похожа? (Кристаллы) А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Что еще хрустит как соль? (варианты детей) Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).
Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Опыт №3. «Соль растворяется в воде»
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить, что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).
Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.
Ребята, скажите, пожалуйста, вы знаете для чего нужна человеку соль в обычной жизни? (солят еду при приготовлении пищи, делают заготовки на зиму, полощут нос и горло, чтобы не болеть)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Солят – не солят». Если солят - хлопаем в ладоши, если не солят – топаем. Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, котлеты, огурцы, мороженое, помидоры.
Опыт №4 «Есть ли у соли запах и вкус»
Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)
Вывод: у соли есть вкус, но нет запаха.
Опыт №5. «Соленая вода помогает предметам держаться на поверхности»
Перед воспитателем в миске лежат 2 яйца и стоят 2 миски с водой.
Сейчас я попрошу вас по желанию подойти к любому столу. 1 стол. Насыпьте, пожалуйста, в одну миску с водой 3 столовые ложки соли и хорошо размешай. Дети за 2 столом соль в воду не добавляет. А теперь осторожно все опустим картошку (яйца) в миску и понаблюдаем. Что произошло? (в одной миске картофелина утонула, а в другой нет). Может эта картофелина волшебная? Предлагаю променять картошку местами (воспитатель вынимает из одной миски и кладет её в другую). Посмотрите, теперь она утонула. Как вы думаете почему в одной миске картофелина плавает, а в другой – тонет (дети делают вывод, что соль помогает держаться предметам на поверхности).
Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в речной. Морская вода держит нас на плаву. Значит, соленая вода что делает?
Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.
- Ребята, а вы знаете, какой волшебный праздник скоро будет? (Новый год)
Соль еще можно использовать для изготовления сувениров. Я предлагаю вам сделать подарок на Новый год. Хотите попробовать? Название для подарка вы придумаете сами. Проходите за столы.
- На столах приготовлены альбомные листы, мелкая соль, разноцветные мелки. Вам нужно насыпать немного соли на бумагу, любым мелком ее растирать, тем самым она поменяет цвет. Разноцветную соли высыпать в бутылочку и потом повторить тоже самое только с другим цветным мелком.
Покажите, что у вас получилось? Как можно назвать ваш сувенир?
Ребята, кем вы сегодня были? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль? Что вы узнали сегодня нового? А что вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" в старшей группе
Данное занятие рекомендуется для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница-соль"
Конспект занятия для детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности...
Проект по поисково-исследовательской деятельности "Волшебница- соль" для старшей группы
ВведениеАктуальность:Дети- пытливые иссл...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» в старшей группе
Роль детского экспериментирования достаточно велика, т.к. детское эспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности, познанию свойств объектов. Во время проведения опыта, дошкольники...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки ...
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Волшебница соль"
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Волшебница соль"...