Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Горьковец Инна Александровна

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдения в природе для детей старшего дошкольного возраста

НАБЛЮДЕНИЯ В СЕНТЯБРЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Закрепить знания о солнце.

2. Обратить внимание детей на то, где всходит и заходит солнце.

3. Предложить детям найти солнечные места.

4. В пасмурный день обратить внимание детей на то, что солнца на небе не видно: его закрыли тучи.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на небо. Какое оно? Предложить сравнить небо с фотографиями в альбоме и найти похожую картинку.

2. Загадать детям загадку «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

Осадки. Дождь. Снег. 1. Дать детям понятие об осеннем дожде, указать на его отличие от летнего, объяснить с чем это связано.

2. Объяснить детям, что дождь бывает разным. Понаблюдать за кратковременным дождём. Сначала он падает редкими каплями, потом постепенно усиливается.

3. Понаблюдать за долговременным и сильным дождём. Послушать как он стучит по крыше.

Одежда людей. 1. Осенью люди часто меняют одежду в зависимости от состояния погоды (тепло — холодно, тихо — ветрено, пасмурно — ясно). В чем же мы сегодня пойдем гулять? Нужны нам сапожки, куртки, варежки, или панамки от солнца?

Ветер. 1. Сделать с детьми вертушки. Предложить детям постоять с вертушками в разных местах участка (на крыльце, на открытой местности, за верандой). Где вертушка быстрее крутится? В каком месте вообще неподвижна? Почему? вывод: ветер не везде дует с одинаковой силой, от него можно спрятаться.

2. Обратить внимание детей на то, что вертушка вертится быстрее, если бежать навстречу ветру, а не по направлению ветра.

Труд людей. 1. На улицах города осенью много работы по благоустройству: нужно вовремя убрать мусор, опавшие листья, подрезать деревья и кустарники, посадить новые деревья вдоль дорог, выкопать старые корни растений, перекопать грядки и клумбы. с растениями.

Деревья. 1. Познакомить детей с названиями и внешним видом деревьев, с особенностями их развития в осенний период.

2. Учить различать их по форме и окраске листьев.

3. Обогащать и активизировать словарь за счет слов берёза, осина, рябина, ствол, кора, крона, желтые, красные, листопад, шуршит. Словообразование: клен — кленовый, дуб — дубовый и т. д.

Погода и климат. Вспомнить с детьми, какая погода была летом. Что же сейчас происходит с погодой, ведь солнце светит так же, как и летом? (Светит, но не так греет, ночи стоят холодные. Днем воздух от солнца не успевает прогреться, поэтому земля постепенно остывает.)

Домашние животные. 1. Осенью кошки часто прячутся под крышей от дождя. Кошки не любят гулять в сырую погоду, под дождем, они обязательно куда-нибудь прячутся.

2. Вышла кошка гулять: забралась ловко на дерево. Кошке не хочется мочить свои лапки в воде, поэтому она ловко перепрыгивает лужу и быстро прячется на веранде.

Птицы. 1. Обратите внимание малышей на внешний вид голубей. Голуби — птицы крупные, их хорошо можно рассмотреть: они не так пугливы, как другие.

2. Предложите покормить голубей крошками хлеба и семечками. Разучить потешку.

НАБЛЮДЕНИЯ В ОКТЯБРЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Красиво блестят капельки после дождя освещённые солнцем. Что же будет с ними?

2. Солнце сушит (опыт с игрушками) .

3. Выяснить, что солнце светит, но не греет.

4. Учимся отгадывать загадки и подбирать прилагательные.

Небо. Облака. 1. Небо оживает при движении облаков. Облака бывают разного цвета. Предложить найти белые, серые, тёмные облака.

2. В пасмурные дни облака стают серыми, почти чёрными тяжёлыми, низкими. Их называют тучами, из них идёт дождь или снег.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Обратить внимание детей на то, что дожди становятся частыми и долгими. Сейчас осень, поэтому дожди идут часто.

2. Понаблюдать за осенним дождём. Как он идёт (медленно, не спеша, моросит?

3. После всех наблюдений уточнить: холодный дождь или тёплый? Вспомнить, каким дождь был летом?

Одежда людей. 2. Отметить, какие изменения произошли в одежде людей во время дождя (резиновая обувь, плащи, все берут с собой зонтики. Люди дождя не боятся). Трудно осенью одеться по погоде, она часто меняется в течение дня.

Ветер. 1. По каким явлениям можно узнать о наличии и силе ветра? (Дети вспоминают, осматривая все вокруг.) А еще можно определить, если внимательно посмотреть на воду в лужах, на реке. И силу ветра также можно определить по воде (вода спокойная; на реке рябь, волны).

2. Закреплять знания детей о ветре, его силе, пользе, вреде.

Труд людей. 1.. Спросить у дворника, зачем кругом горят (тлеют) кучи с мусором, опавшими листьями. Взрослые на улицах наводят порядок, чистоту, чтобы всем людям в городе было удобно ходить по улицам Всю работу взрослые делают старательно, осторожно.

Деревья. 1. Обратите внимание детей на то, что на деревьях среди зелени появились и разноцветные листочки. Это березы и осины почувствовали приближение осени.

2. Предложите детям побегать по опавшим листьям (в начале месяца они сырые, а в конце месяца — сухие, шуршат) .

Погода и климат. Предложить детям во время прогулки вдохнуть осенний воздух. Чем пахнет вокруг? (Землей, грибами, листьями, дождем и т. д.) . Воздух свежий, прохладный, оздоровительный, чистый, полезный для здоровья.

Домашние животные. 1. Загадать детям загадку про кошку: «Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки». Вспомнить поведение кошки на участке: как она лазала по деревьям, ловко перепрыгивала через лужи.

2. Обратить внимание детей на проходящих мимо собак. Нельзя подходить близко к незнакомой собаке, гладить — это опасно. Нельзя бросать в собак палкой, дразнить их.

Птицы. 1. Рассмотрите воробья. Воробей меньше голубя; он прыгает. Воробей чирикает. Тело воробья покрыто перьями.

2. Прочитайте и разучите стихотворение

Про воробья.

НАБЛЮДЕНИЯ В НОЯБРЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Обратить внимание детей на то, что солнце всё реже появляется на небе.

2. Солнце меньше греет, а воздух становится холоднее.

3. Обратить внимание детей а то, какие места участка освещены вечером.

Небо. Облака. 1. Отметить, что облака бывают разными. Одни называются кучевыми, потому что они «дружат» и держатся кучками.

2. Другие облака называются тучами, и из них часто идёт дождь или снег.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Отметить, что в ноябре холодные дожди усиливаются, и вскоре из туч будут падать снежинки. Осень подходит к концу. Скоро её сменит зима.

2. Поздней осенью и в начале зимы снег может идти каждый день (то ложится на землю тихо, то летит с неба с холодным ветром, то падает отдельными снежинками или хлопьями). И вот вся земля покрыта снегом — теплым одеялом.

Одежда людей. 1. Учить детей видеть и различать изменения в одежде в зависимости от погоды и времени года.

Люди надели теплые меховые пальто, куртки с капюшонами, варежки, утепленную обувь.

Ветер. 1. Рассмотреть с детьми, как ветер раскачивает ветки деревьев. Почему с одной стороны здания ветки раскачиваются (шевелятся) сильнее, чем с другой стороны? Вспомнить, что ветер не везде одинаково дует, за зданием его может и не быть. Чем сильнее дует ветер, тем ветки качаются чаще (сильнее, быстрее) .

2. Подставить ветру лицо. Вспомнить, какой был ветер летом. А сегодня какой? (Холодный, колючий, резкий, можно даже услышать, как ветер воет, завывает, гудит

Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за уборкой снега с дорожек, построек, с участка, предложить оказать посильную помощь взрослым.

Деревья. 1. Рассмотрите вместе с детьми опавшие листья. Обратите внимание на их цвет, величину, форму. Предложите найти зеленый, красный, желтый, большой, маленький, круглый, овальный, удлиненный и др.

2. Проведите дидактические игры «Найди самый красивый лист», «Найди такой же (по цвету, величине) лист».

Погода и климат. Обойти весь участок. Отметить изменения, которые произошли с растениями (на березе, осине, рябине нет листьев, на кустарниках тоже все листья завяли и облетели). Завяла и трава. На дворе поздняя осень, пролетают в воздухе снежинки.

Домашние животные. 1. Собаки. Какие они? Что есть у собаки? Тело собаки покрыто шерстью. Шерсть у нее густая, теплая, длинная или короткая, мягкая, гладкая. Шерсть у собаки бывает разной окраски. Какой окраски шерсть была у собаки, которая прибегала на наш участок?

2. Закрепить строение собаки.

Птицы. 1. Сравните воробья с голубем. Чем

похожи и отличаются эти птицы. Голуби

летят медленно, широко машут крыльями, важно ходят; воробьи быстро машут крыльями, клюют, прыгают.

2. Обратите внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку.

НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕКАБРЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Дать детям знания об изменениях светового дня в зависимости от времени года.

2. В солнечный день обратите внимание детей на красоту зимнего пейзажа.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, что небо бывает разное. Какое оно?

2. Обратить внимание на то, много ли сегодня облаков на небе. С чем их можно сравнить, на что они похожи?

Осадки. Дождь. Снег. 1. Снег скрипит под ногами, когда мы ходим. Когда мороз, снег скрипит, он снег сухой. Предложить детям по очереди походить по снегу и послушать, как он скрипит. Он скрипит то тише, то громче (если ходить по нему осторожно, не спеша, то скрип слышен еле-еле; если быстро, бегом, то скрип громче) .

2. Предложить детям взять снег в руки и попробовать слепить снежок. Но снег рассыпается, снежка не получилось. Сегодня снег сухой, потому что на дворе стоит сильный мороз.

Одежда людей. 1. Обратите внимание детей на то, как одеты люди зимой. Предложите взять на прогулку куклу Наташу. Спросите ребят, как она должна быть одета.

Ветер. 1. В ветреную погоду понаблюдайте за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросите ребят, откуда дует ветер.

2. Наблюдайте на прогулке в ветреный день за силой

и направлением ветра. Учите детей определять направление ветра по движению облаков, гнущимся деревьям.

Труд людей. 1. Понаблюдать за созданием построек на участках детского сада, помогаем взрослым.

Деревья. 1. Учить детей называть и узнавать деревья по кроне, плодам, ветвям, стволу.

2. Обратите внимание малышей на то, что деревья зимой стоят без листьев, и хорошо видно ствол и ветки: у берёзы—белый, у осины— коричневый.

3. Обратите внимание детей и на то, что все деревья разные по высоте, есть низкие, есть высокие. Проведите игру «Раз, два, три — к дереву беги».

Погода и климат. Стало совсем холодно. Все чаще с неба падают снежинки. Они уже не тают, попадая на землю, а ложатся, укрывая ее. Земля мерзлая. Ходить по такой земле неудобно, так как под ногами мерзлые комья.

Домашние животные. 1. У кого в квартире живет собака? Где она спит, отдыхает, есть ли у нее свой угол? Чем ее кормят, что она любит больше? Что собаки делают? (Бегают, шагают, роют лапами, копают, нюхают, едят, отдыхают.)

2. Закрепить строение кошки и особенности её поведения.

Птицы. 1. Уточнить названия зимующих птиц; учить отличать их по 2—3-м характерным признакам (воробьи маленькие, серые летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупные, больше воробьев, серо-голубые, кормятся стаей) .

НАБЛЮДЕНИЯ В ЯНВАРЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Обратить внимание детей на то, в каком месте солнце поднимается утром и где оно прячется вечером.

2. Обратить внимание детей на то, что солнце появляется реже, оно совсем не греет, стало холодно.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, движутся ли облака или они неподвижны? Почему они движутся?

2. Всегда ли облака движутся с одинаковой скоростью? Почему нет? Вывод: облака плывут в ту сторону, куда дует ветер. Чем сильнее дует ветер, тем быстрее плывут облака.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Рассмотреть с детьми снежинки (поймать на варежку, на рукав пальто). Какая она — снежинка? (Маленькая, резная, беленькая, пушистая, легкая.) Предложить детям сравнить снежинки. Одинаковые ли они, похожи лучиками? Можно ли увидеть совершенно одинаковые снежинки? Как можно сказать про снежинку? (Звездочка, пух, снежиночка.)

Одежда людей. 1. Отметьте, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Все стали одеваться теплее.

Он к бровям моим прирос,

Он залез мне в валенки,

Говорит, он — Дед Мороз,

А шалит, как маленький.

Ветер. 1. Понаблюдайте, как ветер поднимает, метет с земли снег. Объясните детям, что это метель.

2. Наблюдайте за метелью, за тем, как ветер поднимает с земли массы снега. Предложите детям послушать, как завывает ветер.

После метели обойдите участок, найдите сугробы, попросите детей ответить на вопрос, кто их намел?

Труд людей. 1. Много работы у дворников, они каждый день разбрасывают снег, посыпают скользкие дорожки песком.

Деревья. 1. Объясните детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.

2. Обратите внимание ребят на деревья, которые кажутся стеклянными, а их ветки будто бы покрыты ледяной коркой.

Погода и климат. Какая сегодня на улице погода? Что можно сказать о погоде? (Холодно, морозно, ветрено.) А нам во время прогулки весело, радостно, жарко, интересно, забавно. Когда может быть весело и радостно? А жарко?

Домашние животные. 1. Собака — умное, доброе животное. Когда она злится? (Если к ней лезут, когда она отдыхает, грызет кость, ест или пьет.) К какой собаке можно смело (не боясь) подойти? (К той, которая живет вместе с нами, которую хорошо знаешь, часто видишь) .

Птицы. 1. Учить замечать характерные особенности птиц (величину, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела и т. д.) .

2. Познакомить с названиями птиц, прилетающих к кормушке.

НАБЛЮДЕНИЯ В ФЕВРАЛЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Обратить внимание детей а то, какие места участка освещены днём.

2. Обратить внимание детей а то, какие места участка освещены вечером. Есть ли вообще солнце на небе? Почему?

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, что зимой небо почти всегда серое, тёмное, всё в тучах.

2. Ещё облака бывают перистыми, т. е. они похожи на пёрышки.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Предложить детям снять варежки, протянуть руки и поймать снежинки. Всем ли детям удается рассмотреть снежинки? Почему у одних они тают (исчезают) на руках, а у других нет? (Снежинки, попавшие на руки в варежках, не тают, а снежинки, попавшие на теплые ладошки, тают.)

2. Снежинка тает, превращается, согревается, капелька воды.

Одежда людей. 1. Обратите внимание ребят на то, что люди прячут носы в воротник пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе послушайте, как скрипит снег под ногами.

Ветер. 1. Каким бывает ветер в зимние дни? (Злым, колючим, северным, холодным, снежным, сильным.) По каким приметам, признакам мы можем из окна детского сада определить наличие ветра на улице? (По направлению дыма из трубы, по верхушкам деревьев, по белью на веревках и т. д.) 2. Что мы возьмем с собой на участок для игры с ветром?

Закреплять у детей умение определять силу, направление ветра.

Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за работой снего - уборочных машин.

Деревья. 1. Предложите детям узнать деревья по стволу и веткам. Уточните их знания о деревьях.

2. Обратите внимание ребят на то, что деревья стоят голые — они отдыхают, не растут и не цветут, но они живые, и играть около них нельзя — можно поломать ветки. Принесите в группу ветку, срезанную секатором; наблюдайте, как она будет оживать.

Погода и климат. Отметить состояние погоды: небо — серое, темное, все в тучах, ветер — злой, холодный, жгучий (жжет лицо, солнце не проглядывает сквозь темные, густые тучи (пасмурно, холодно, ветрено) .

Домашние животные. 1. Чем любит кошка заниматься дома в холодную погоду (Лежать.) Кошка лежит, греется, щурится, мурлычет. Какая у кошки шерстка? (Мягкая, гладкая, густая, красивая.) Как кошка ходит? Где ее можно увидеть? (На заборе, на веранде, на дорожке на дереве.) Почему кошка не падает, когда лезет по забору, по стволу дерева? (Она цепляется острыми коготками за доски забора.

Птицы. 1. Рассмотреть ворону. Обратите внимание детей на то, что у вороны есть глаза — они видят корм, когда им его насыпают; есть клюв — они клюют крошки; у них есть ноги — они ходят; есть хвост. У вороны все это большое.

2. Сравнить воробья и ворону.

НАБЛЮДЕНИЯ В МАРТЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Выглянуло солнышко – и заискрились снежные сугробы, стало веселее, а спряталось солнышко – грустно.

2. Учим потешки о солнышке.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то какие облака плывут по небу весной? Вспомнить, какие бывают облака?

2. Обогащение словаря за счёт подбора глаголов (плывут, летят, бегут,

качаются, мчатся, несутся) .

Осадки. Дождь. Снег. 1. Снег сравнивают с подушкой, одеялом, с пухом, ватой. Значит, он легкий, мягкий.

2. Как красиво снег блестит на солнце! В солнечный день на солнце снег розовый, весь искрится, переливается, и кажется, что мы попали во дворец Снежной Королевы или в царство Деда Мороза. Продолжать учить детей видеть изменения, происходящие в природе в разные периоды года.

Одежда людей. 1. Учить детей видеть и различать изменения в одежде в зависимости от погоды и времени года.

Ветер. 1. Ветер бывает самым разным. Если дует сильно, поднимает вверх снег. Иногда ветер колючий, злой — это метель, вьюга, Но бывает, что дует несильно, а снег все равно метет вдоль дорог, тропинок, по земле, — это поземка.

2. Объяснить, что, если снег пролетает, передвигается по земле, — это поземка, а если поднялся снег вверх, летит в глаза, кружит — то на дворе метель.

Труд людей. 1. Понаблюдать за созданием «Огорода на окне». Учимся оказывать посильную помощь взрослым.

Деревья. 1. Уточнить представление об основных частях дерева: ствол, ветви, почки, листья, корни.

2. Формировать представление о том, что дерево живое, оно растет, о том, что набухли почки, проклевываются листочки.

3. Словарь: почки, листочки, корни, крона. Практическое овладение навыками словообразования (клен — кленовый, дуб — дубовый и др.) .

Погода и климат. Почему в народе говорят: «Февраль силен метелью, а март капелью»? Вспомнить, как в конце февраля дули ветры, была вьюга, метель. Где мы видели капель? (Возле домов, когда таяли сосульки и снег на крыше.) Какая капель?

Домашние животные. 1. Формировать представление о внешних признаках кошки (большая, серая, с мягкой пушистой шерстью; есть голова, глаза — чтобы смотреть; уши — чтобы слышать: рот с зубами — чтобы есть; ноги — чтобы ходить, лазать, бегать; лапки с ноготочками — чтобы царапаться, рыть ямки, лазать по деревьям) .

2. Особенности поведения кошки (кошка мяукает, мурлычет, поет песни, «разговаривает», лакает молоко, любит мясо, рыбу, ловит мышей) .

Птицы. 1. Учить замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни подолгу клюют корм, никого не опасаясь; другие, схватив корм, быстро улетают; третьи собирают остатки под кормушкой; четвертые лишь наблюдают за тем, что происходит).

2. Научить ребят сравнивать птиц, выделяя отличия.

НАБЛЮДЕНИЯ В АПРЕЛЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Солнышко поднимается выше, греет сильнее.

2. От весеннего солнышка тает снег. Образуются сосульки.

Небо. Облака. 1. «Солнышко разбудило всех после зимнего сна. Все радуются наступлению весны. По небу плывут облака. Какие они»?

2. Обогащение лексики за счёт подбора прилагательных: кучевые, перистые, белые, серые, чёрные, пушистые, лёгкие, воздушные, лохматые.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Предложить послушать: что за странные звуки раздаются? Что это за звон? Это весенняя песенка — капель звенит. А если под капель подставить металлические ведерки (тазики, то трезвон будет еще громче. В конце прогулки посмотреть, сколько воды накапало (нападало) в посуду.

2. Снег весной бывает мягким и липким. Можно слепить снеговика, поиграть в снежки.

3. Изменяется ли от теплых лучей солнца цвет снега? (грязь, пыль, мусор забрал в себя снег).

Одежда людей. 1. Отметить какие изменения произошли в одежде людей весной.

Ветер. 1. Формировать представление о силе ветра, его направлении, температуре (холодный или теплый) .

2. Предложить определить силу и направление ветра. Теплый или холодный? Легкий или резкий? »

3. Раздайте детям игрушки для воспитания целенаправленной воздушной струи.

Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за «разрушением ледяного городка». Помогаем взрослым.

Деревья. 1. Учите узнавать деревья (березу, иву, ель, сосну, и др.) по внешнему виду (стволу, кроне, листьям, плодам).

2. Рассмотрите дерево. Закрепите название частей. Ствол — толстый, тонкий; высокий, низкий; ровный, кривой. Дерево — молодое, старое; высокое, низкое, стройное, раскидистое и т. д. Ветка — длинная, короткая; толстая,

Погода и климат. Где можно увидеть первые проталины? С каждым днем снег вокруг деревьев все больше и больше подтаивает, земля прогревается под лучами солнца. Кругом свежо и тихо, только кое-где пролетит или прокричит птица.

Домашние животные. 1. Кошка привыкла жить у хозяина в доме. Посмотрите, как кошка знакомится с жильем (ходит осторожно, нюхает, вздрагивает.)

2. Предложите детям погладить кошку, пройтись по паласу на четвереньках, как кошка, помяукать, помурлыкать, пофырчать, пошипеть, повилять хвостом, выпустить когти.

Птицы. 1. Учить замечать характерные особенности внешнего вида сороки (она вся серая, голова и крылья черные, белые бока, характер передвижения (прыгает, любит сало и кусочки мяса).

2. Научить детей составлять описательный рассказ.

НАБЛЮДЕНИЯ В МАЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Сформировать представление о том, что весеннее солнышко светит ярче и дольше.

2. День становится длиннее.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то какое небо. Обогащение словаря за счёт подбора прилагательных (серое, голубое; пасмурное, чистое; высокое, низкое) .

2. Встать с детьми под деревья. Предложить осмотреть через кружевную сеть веток на весеннее небо. Какое небо весной? А облака?

Осадки. Дождь. Снег. С каждым днем солнце пригревает все сильнее и сильнее, и сосульки стали днем таять быстрее, капель звенит громче, снега на крышах становится меньше.

От теплых лучей солнца снег начинает покрываться настом: днем снег подтаивает, а ночью его сковывают морозы и он снова замерзает (подмораживается). Снег становится таким крепким, что по нему можно ходить и никто не провалится в сугроб, не наберет снега в обувь, как это случалось зимой.

Одежда людей. Обратите внимание детей на то, как одеты люди в мае. Предложите взять на прогулку куклу Наташу. Спросите ребят, как она должна быть одета.

Ветер. 1. Практическое овладение способами словообразования — ветер, ветерок, ветрище, ветрено, ветреный, безветренно.

2. Подбор прилагательных: ветер теплый, холодный, сильный, слабый, резкий, порывистый.

3. Подбор глаголов: ветер клонит, гнет, качает деревья, гонит по небу тучи или облака, шуршит листвой, травой.

Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за высадкой рассады в открытый грунт.

Деревья. 1. Подойдите к березкам. Предложите отгадать загадки:

Белый сарафанчик, Черные застежки. У какого дерева?

(У березки.)

Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке, Свесив сережки.

2. Рассматривая березу, спросите: «Что есть у дерева березы? » (Ствол, ветви, веточки, корни, почки, сережки.)

3. Сравнить осину с берёзой. В чём сходство, в чём различие.

Погода и климат. Посмотреть вокруг, где видны «следы весны»? Закреплять знания, полученные во время общения с природой, развивать умение замечать изменения, происходящие весной.

Домашние животные. 1. Обратить внимание на то, как отдыхает собака. Где она лежит? Почему она спряталась в тень, ведь так хорошо играть, бегать там, где светит солнышко? (У собаки густая шерсть, ей жарко летом, поэтому она и ищет прохладное место.)

2. Понаблюдать, как собака дышит в жару. Почему она высунула язык? (Ей очень жарко, хочет пить.)

Птицы. 1. Отыщите воробья (на деревьях, земле). Уточните у детей: Какого цвета его перышки? (Серые, коричневые.) Рассмотрите на картинке воробья.

2. Закрепите части тела. (Голова, глаза, клюв, тельце, крылья, хвост, ноги с лапками и коготками) .

НАБЛЮДЕНИЯ В ИЮНЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Формировать представления детей о том, что летом солнце греет сильнее, чем в другие времена года.

2. Все радуются солнышку, на улице тепло.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на то, куда ветер гонит облака, в какую сторону? Предложить заметить под каким предметом находится облако, за которым наблюдают, – тогда будет видно, в какую сторону от этого предмета оно движется – направо или налево.

2. Упражнять детей в определении направления ветра по перемещению облаков.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Формировать представление детей об особенностях летнего дождя.

2. Загадать загадку. Что за душ идёт на улице? Какой он летний дождь?

3. Что может случится, если будет жарко, и долго не будет дождя (завянет трава, опустят свои листочки растения, потрескается земля. Наступит засуха. Поэтому людям и необходим дождь?

Одежда людей. 1. Про лето говорят — доброе, светлое, солнечное. А еще говорят — лето-босоножка. Что это значит? (Теплое, можно бегать по траве, земле босиком, загорать, купаться.)

2. Лето-босоножка, теплое, доброе, ласковое, босиком, бегаем, загораем, закаляемся.

Ветер. 1. Формировать представление о том, что летом ветер бывает теплый, прохладный.

2. Ветер помогает солнцу высушить землю после дождя, гонит тучи или облака по небу, качает, гнет деревья, шуршит листвой, травой.

Труд людей. 1. Предложить детям подумать, зачем дворник каждое утро, когда нет дождя, поливает наш участок водой из шланга. Поливает не только растения, зеленую траву, но и почву (песок, дорожки) .

Деревья. 1. Формировать представление об изменениях, происходящих с деревьями в летний период (появляются молодые веточки, листья становятся больше, темнее) .

2. Закрепить названия деревьев и их частей. Практическое овладение предложно-падежными конструкциями.

Погода и климат. Ледоход. На реке стало тихо. Медленно проплывают отдельные льдины. Река стала широкой, вода в ней темная, холодная. Обратить внимание детей на то, что вода в реке двигается в одном направлении и все, что попадает в реку, плывет по ее течению.

Домашние животные. 1. Летом в жару кошка лежала в тени, дремала, вытянувшись, на лавочке веранды.

2. Кошка умеет незаметно подбираться (подкрадываться) и тихо прыгать, отталкиваясь задними ногами (лапами). Кошки — ловкие, умные животные. Но большую часть времени они проводят в домах, рядом с человеком, в тепле.

Птицы. 1. Попросите детей показать, как передвигается воробей по земле. (Прыгает.)

2. Расскажите, почему эту птицу назвали «воробьем». (Он лазал в амбары, воровал зерно. Крестьяне кричали: «Вора бей! Вора бей! »). Воробей вьет гнездо, откладывает яйца, высиживает птенцов. Питает-ся насекомыми.

НАБЛЮДЕНИЯ В ИЮЛЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Что такое «солнечный зайчик»?

2. Вспоминаем потешки, стихи и загадки о солнышке.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание детей на небо. Какое оно? Предложить сравнить небо с фотографиями в альбоме и найти похожую картинку.

2. Вспоминаем потешки, стихи, загадки и песенки о небе и облаках.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Объяснить детям, что летний дождь бывает разный. Понаблюдать за кратковременным дождём.

2. Понаблюдать за ливнем и выяснить его отличия от кратковременного дождя.

3. Бывает так, что светит солнце и идёт дождь, – это грибной дождь.

Одежда людей. 1. А когда мы можем бегать босиком? (Когда земля теплая, теплый песок, камешки, нет нигде мусора и битых стекол.) А сегодня мы можем побегать босиком? Что чувствуют наши ножки?

2. Где удобнее пробежать, пройти: по траве, по песку или по камням?

Ветер. 1. Раздайте детям вертушки, флажки, султанчики, палочки с листочками. Пронаблюдайте, что происходит с ними под порывами ветра. (Шевелятся, крутятся, взлетают вверх.) Почему? (Потому что дует ветер.)

2. Загадать загадки, вспомнить стихи о ветре.

Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за работой дворника. Учимся подметать, собирать мусор в вёдра, сметать песок с построек.

Деревья. 1. Игра «Закончи фразу»: «Это (что) дерево; стоит (около чего) около дерева; бежим (к чему) к дереву; можно влезть (на что) на дерево; спрятались (где) за деревом; разговариваем (о чем) о дереве»

2. Обогащение словаря за счет слов ствол, ветви, листья, крона. Словообразование: липа — липовые; согласование в роде: дерево липовое, ствол липовый, крона липовая; в числе — ветки липовые.

Погода и климат. Обратить внимание детей на то, что в жаркую погоду (засуху) вверх, в воздух, поднимается пыль — мелкие частицы песка, которые вредны для растений, здоровья чело-зека, всех животных, которые находятся около дороги.

Домашние животные. 1. Рассмотреть с детьми следы кошки на земле (песке). Мы уже знаем, что на лапках у кошки есть мягкие подушечки, а на пальцах коготки (маленькие ямки и черточки на песке).

2. Если следы идут рядом один за другим, значит, кошка шла спокойно. А если следы далеко друг от друга, значит, кошка передвигалась прыжками.

Птицы. 1. Обратите внимание детей на внешний вид синичек с черной шапочкой на голове, с белыми щечками. Понаблюдайте, как они, раскачиваясь на веревке, будут клевать сало.

2. Закрепите особенности внешнего вида всех обитателей кормушки: величину, окраску, поведение, повадки.

НАБЛЮДЕНИЯ В АВГУСТЕ.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЬ НАБЛЮДЕНИЯ.

Солнце. 1. Посмотрите на солнышко через разноцветные стекляшки. Какое солнце?

2. Солнце греет и сушит. Опыт с игрушками.

Небо. Облака. 1. Обратить внимание на то, много ли сегодня облаков на небе. С чем их можно сравнить, на что они похожи?

2. Обогащение лексики за счёт подбора прилагательных глаголов и существительных: облака, облако, облачко; тучи, туча, тучка; белое, серое; лёгкое, воздушное; летит, бежит плывёт, качается, уплывет, удаляется, приближается.

Осадки. Дождь. Снег. 1. Летом после дождя на небе часто появляется радуга. Её называют коромыслом, воротами, мостом, дугой. Какие цвета есть на радуге? Радуга становится красивее, ярче, когда светит солнце.

2. Пройти вокруг здания детского сада, попробовать сосчитать лужи после дождя. Откуда берутся лужи?

3. Куда исчезает вода из луж? (Уходит в землю, убегает по ручейкам, поднимается от тёплого солнца вверх) .

Одежда людей. 1. Летом ярко светит солнце, стало теплее, жарче (тепло, жарко). Люди ходят в легкой одежде, в босоножках; быстрее растут травы, деревья, овощи. В домах раскрыли окна, чтобы тепло проходило в квартиры; во дворах, на балконах сушится зимняя одежда, ковры; на речке купаются, загорают.

Ветер. 1. Предложите ребятам определить, силу ветра, его направление по движению облаков, деревьям, одежде. Предложите посмотреть на небо, деревья. Спросите ребят: «Что еще делает ветер? » (Качает деревья, гнет их. Гонит по небу облака и т. п.)

2. Обогащение словаря за счет слов ветрено, ветреный день, ветер теплый, холодный, ласковый, резкий, порывистый

Труд людей. 1. Понаблюдать с детьми за работой взрослых на огороде.

Деревья. 1. Внимательно рассмотрите ствол. Попросите детей описать его. (Около земли он толстый, чем выше, тем тоньше. Ствол шершавый, покрыт корой.)

2. Вместе рассмотрите листья, наклонив веточку. Объясните детям:

Листья разные по величине и по цвету. Есть светло- и темно-зеленые. Листья — это «одежда» деревьев. Всю листву дерева с ветками называют кроной.

Погода и климат. В солнечный день укрыться с детьми в затененном месте. Обратить внимание на кружевной узор теней от деревьев. В тени прохладно, свежо, хорошо, нежарко. Почему так прохладно под деревьями в зной?

Домашние животные. 1. Сравнить кошку и собаку. Чем собака отличается от кошки? Собака хорошо бегает, но лазать по деревьям, как кошка, не может. Собаки бывают разного размера (большие, маленькие, а кошки — в основном одинакового. Следы собаки похожи на следы кошки, потому что на лапках у собаки тоже есть мягкие подушечки. Чем крупнее собака, тем больше у нее следы.

2. Почему кошка и собака – домашние животные?

Птицы. 1. Какие звуки издают птицы? (Ворона каркает, сорока трещит, воробьи чирикают, голуби воркуют.)

Понаблюдайте за поведением птиц и объясните, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

2. Уточните представления детей о количестве ног у птицы и их функциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие воображения через наблюдения в природе у детей младшего дошкольного возраста".

Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов.Воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет со...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

Картотека наблюдений в природе для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений в природе для детейстаршего дошкольного возраста....

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ДОО

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие  пункты Федерального государственного...

Технологическая карта занятия «Наблюдение за деревьями. Труд в природе» для детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время необходимо воспитывать бережное отношение к деревьям, как живому объекту, и к окружающей среде, в общем, на что нацелено данное занятие и предоставляемый материал....