«Организация конструктивной деятельности в ДОУ"
консультация (подготовительная группа)
«Организация конструктивной деятельности в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie-v-detskom-sadu.docx | 783.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация конструктивной
деятельности в ДОУ»
Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на
получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и
является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского
конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Значение конструирования в формировании личности ребёнка:
1. Развивает технические способности детей.
- Формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.
- Развивает пространственное воображение; гибкость мышления. 4.Формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся
испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.
- Готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству.
- Способствует формированию:
- обобщенных представлений о предметах, способности понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями;
- обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки;
- самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.
- Во время НОД формирует умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
- Сознание детей переключается с конечного результата на способы достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен
не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
- Способствует развитию речи.
- Помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы.
- Обогащает эстетические представления детей.
Выделяют два типа конструирования: техническое и творческое.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные
структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун»,
«худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из
природного материала.
Существование двух видов детского конструирования – творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует
дифференцированного подхода в руководстве ими.
Виды конструирования в детском саду:
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и
конструкции, различают:
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими
трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада:
настольных, для игр на полу, во дворе.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д. В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы
предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку
объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить; воду можно наливать в разную посуду, на холоде она замерзает и т. д. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.
Основной формой работы по обучению детей конструированию является
привлечение их к участию в НОД. В зависимости от поставленных задач и наличия строительного материала может быть использован как фронтальный,
так и подгрупповой способ организации детей.
Методы и приёмы работы с детьми:
Наблюдение натурального объекта | Все возрастные группы |
Показ и анализ образца | При недостаточном опыте конструирования или если впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы. |
Показ способов действий | При недостаточном опыте конструирования или если впервые сооружают подобную поделку и способы действий незнакомы. |
Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы | При наличии некоторого опыта. |
Постановка конструктивных задач по условиям, требующим усложнения знакомой конструкции | Младший и средний возраст. |
Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе | Все возрастные группы, в старшем возрасте - исходя из тематики и задач. |
Объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки | При сложных видах конструирования: из бумаги, природного материала и др. |
Пояснения, вопросы | Все возрастные группы. |
Постановка перед детьми проблемных задач | Старший возраст. |
Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции | Младший возраст - исключительно положительная оценка, старший- обращать внимание на эстетическую сторону, соответствие поставленным целям , характер работы, коллективизм и т.д. |
Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов. Последовательность обследования:
- целостное восприятие – рассматривание - предмета с общей
характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т. д.);
- определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основныхего частей, определение их формы и величины;
- выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга
(сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже);
- выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.);
- повторное восприятие (рассматривание ) предмета в целом с определением его общей характеристики («вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.);
Подбор и сочетание указанных выше методов и приёмов определяет форму организации продуктивно-конструктивной деятельности в процессе НОД.
Формы организации обучения конструированию
1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
1. Конструирование по образцу заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее
элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала . Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам.
- Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу
обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.
- Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
- Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного
каркаса.
При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что
основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.
При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.
Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательно - творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности.»
Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет ...
Мастер- класс "Организация конструктивной деятельности детей дошкольного возраста (лего-конструирование)
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. В нашем детском саду кроме занятий Лего, используется практически на всех занятий. Дети любят играть в ...
Особенности организации конструктивной деятельности с воспитанниками с нарушениями зрения
Консультация для воспитателей группы компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. рассмотрены вопросы: особенности конструктивной деятельности дошкольников; коррекционные задачи на занятиях по...
Консультация для родителей «Мы конструируем! Организация конструктивной деятельности с детьми в условиях семьи»
Консультация для родителей «Мы конструируем! Организация конструктивной деятельности с детьми в условиях семьи»...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок - конструктор, изобретатель, исследователь....
«Мы конструируем». Организация конструктивной деятельности с детьми 3–4 лет в условиях семьи
Многим родителям знакома такая ситуация, когда новая игрушка через несколько дней надоедает детям, превращается в кучу непонятных, сломанных деталей. А ведь так дети познают мир, им очень ин...
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Деловая игра для воспитателей на тему:«Формы организации конструктивной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольников»...