Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Новое поколение"
рабочая программа (средняя группа)
кружок, проводимый в группе среднего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «Город Йошкар-Ола»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Йошкар-Олы «Облачко»
Рекомендовано: Утверждаю:
Педагогическим советом И.О. заведующего
От _____2023 г. МБДОУ «Детский сад № 2
Протокол № 1. «Облачко»
Приказ №____от_______2023 г.
Согласовано:
Главный специалист отдела
Дошкольного образования
Управления образования
Администрации городского округа
«Город Йошкар-Ола»
__________Ю.Н. Соловьева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Новое поколение»
Направленность программы: социально-гуманитарный
Уровень программы: ознакомительный
Категория и возраст обучающихся: дети 4-5 лет
Объем часов: 34 часа
Сроки освоения программы: 1 год
Разработчик программы: Актуганова Екатерина Николаевна, воспитатель высшей кв.категории МБДОУ «Детский сад № 2 «Облачко»
Йошкар-Ола, 2023
Содержание
Раздел 1. | Комплекс основных характеристик образования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» | 3 | |
1.2. | Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» | 7 | |
1.3. | Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» | 8 | |
1.4. | Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» | 8 | |
1.5 | Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» | 8 | |
Раздел 2. | Содержательный раздел | ||
2.1. | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | 10 | |
2.2. | ОО «Познавательное развитие» | 10 | |
2.3. | ОО «Речевое развитие» | 13 | |
2.4. | Модели организации образовательного процесса | 14 | |
Раздел 3. | Практическая часть | ||
3.1 | Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 15 | |
3.2 | Содержан6ие общеобразовательной общеразвивающей программы | 16 | |
3.3 | Календарно-тематическое планирование | 17 | |
3.4. | Учебно-тематический план | 19 | |
3.5. | Используемая литература | 21 |
- Комплекс основных характеристик образования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Новое поколение»
Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего у детей умения самостоятельно мыслить, использовать приобретённые знания в изменившихся условиях, быть готовыми к поиску вариативного решения логических задач. Чаще всего это задачи нестандартные, заставляющие думать, свободно вступать в диалог со взрослым, аргументированно отстаивать своё мнение, помогающие почувствовать вкус к умственной работе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» имеет социально-гуманитарную направленность.
- Общая характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Новое поколение»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новое поколение» составлена на основе законов:
∙ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);
∙ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
∙ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
∙ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
∙ Устав МБДОУ «Детский сад № 2 г. Йошкар-Олы «Облачко»
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Новое поколение»
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы у детей среднего дошкольного возраста «Новое поколение» (далее Программа) определена усложнением требований современного общества и системы образования, в частности, к обучающемуся. На передний план выходят не предметные знания, а метапредметные, коммуникативные и личностные характеристики, функциональная грамотность, способность ребенка обучаться и развиваться в соответствии со своими интересами и осознаваемыми приоритетами. Следовательно, актуальным становится введение в образовательный процесс дополнительных общеразвивающих программ, результатами которых будут являться именно такие компоненты, которые создают условия для развития детского инженерно-технического творчества, а также математического мышления.
Программа «Новое поколение» ориентирована на приобщение дошкольников к творческой деятельности по конструированию и моделированию, умению находить правильное решение и превращать его в конструкцию, моделировать объекты окружающего мира. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить:
- на что похож предмет и чем он отличается от других;
- овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов;
- начинают решать конструктивные задачи «на глаз»;
- развивают образное мышление;
- учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Программа «Новое поколение» создает условия для интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в интегрированной деятельности с применением конструктора Фанкластик и обладание на этой основе инженерно-конструкторским мышлением, становление предпосылок технической наклонности учащихся.
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дошкольники учатся работать с предложенными инструкциями, видео инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Новизна данной программы.
Фанкластик – принципиально новый, изобретенный и производимый в России конструктор, имеющий уникальные характеристики и не имеющий аналогов в мире по типу соединения деталей. Конструктор позволяет включить ребенка, как в индивидуальное, так и групповое моделирование с заданиями на конструирование моделей с возрастающим уровнем сложности. Программа включает детей в использование различных способов конструирования (по схеме, видеозанятию, фото, модели, заданной теме и собственному замыслу), помогает развивать разные типы мышления, инженерно-технические навыки, которые впоследствии помогут ребенку реализовать себя в инженерно-технических сферах деятельности
Характерные особенности программы:
∙Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
∙Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
∙Комплексный подход, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в решении развивающих задач.
∙Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
∙Применение здоровьесберегающих технологий.
∙Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
∙Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
∙Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем. Таким образом, данная работа способствует развитию интеллектуальных способностей, познавательной активности, интересу детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.
Адресат дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – воспитанники средней группы «Радуга», ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ.
Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Новое поколение»
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 34 часа, продолжительностью 20 минут в средней группе.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Программа предназначена для реализации в учреждении как дополнительное образование и рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
реализуется в очной, групповой форме, также проводится дополнительная индивидуальная работа. Занятия проводятся в интегрированной форме, в совместной деятельности, индивидуальной работе.
Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - Ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Новое поколение»
В ДОУ созданы благоприятные условия для организации дополнительной общеразвивающей программы .В рамках данной программы предусмотрены следующие формы занятий:
− занятие «открытия» нового знания;
− тренировочное занятие;
− итоговое занятие.
Принципы формирования программы:
∙ Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
∙ Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
∙ Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
∙ Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть 7 учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
∙ Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
∙ Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты сложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл игр сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
Режим занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю продолжительностью 20 минут в средней группе (4-5 лет).
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Основная цель программы «Новое поколение» - развитие творческих и инженерно-технических способностей обучающихся посредством формирования их интереса к конструктору «Фанкластик».
Задачи данной программы:
обучающие:
• повысить интерес к учебным предметам посредством работы с конструктором «Фанкластик»;
• обучить приемам и правилам работы с конструктором;
• развить интерес к созданию новых моделей конструктора;
• развить стремление к углублению знаний;
• развить познавательные способности;
•сформировать интерес к технике и устройству простейших технических объектов;
• развить смекалку, находчивость, изобретательность у детей.
воспитательные:
• сформировать чувство коллективизма;
• воспитать уважение к трудовой деятельности;
• воспитать нравственные качества обучающихся: взаимопомощь, добросовестность, ответственность, дисциплинированность.
развивающие:
• создать условия для развития личности каждого ребенка;
• развить коммуникативные способности;
• развить творческие способности;
• развить психические процессы (внимание, память, мышление).
- Объем дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Новое поколение»
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения дошкольников.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в соответствие с расписанием.
Всего 34 занятия.
Основная форма занятий – подгрупповая.
Для успешной реализации программы формируется группа не более 15 человек.
- Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Новое поколение».
Программа по развитию творческих и инженерно-технических способностей реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризный момент. Занятия строятся как путешествия, экскурсии. Для снятия напряжения проводятся физкультминутки и малоподвижные игры.
1.5. Формы контроля и аттестации обучающихся.
Уровень освоения обучающимися программы «Новое поколение» определяется путем отслеживания не только практических и теоретических результатов деятельности обучающегося, но и динамики личностного развития. Отслеживание результативности выполнения данной программы проходит в несколько этапов:
1. входной контроль (проводится в начале учебного года). Определяется общий уровень подготовки каждого обучающегося (нормативный, компетентный) в форме наблюдений, собеседований с родителями. Определяется уровень сложности программы для группы обучающихся;
2. итоговая аттестация обучающихся проводится в формах, определенных данной программой, и в порядке, установленном МБДОУ ЦРР детский сад №86 «Колокольчик». В структуру программы «Планета Фанкластик» включены в виде приложений оценочные материалы, которые отражают перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.
В течение учебного периода проводится текущий контроль успеваемости с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем учебных занятий, прочности формируемых знаний, умений и навыков.
Результатом обучения по программе «Планета Фанкластик» является развитие у детей технической грамотности, умения воплощать в модели инженерно-технические идеи и фантазии. Воспитанники детского сада на конкретных примерах познакомятся с техническими терминами, что позволит им свободно ориентироваться в окружающем мире техники и технических средств.
Планируемые результаты формируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые воспитанниками в процессе изучения программы.
Личностные результаты освоения программы «Планета Фанкластик».
У обучающихся будут сформированы:
• готовность и способность к саморазвитию, осознанному выбору занятий конструированием и моделированием;
• чувство сопричастности и гордости за свой творческий коллектив;
• навыки общения на основе доброжелательности, доверия и внимания, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность для развития:
• творческих способностей;
• самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
•коммуникативности, а также расширения кругозора и информированности детей.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
- конкурс детских построек на базе детского сада
- совместная проектная деятельность детей и родителей
- совместная проектная деятельность детей и воспитателей
Программа «Новое поколение» разработана с учетом программы «Мастерская конструирования Фанкластик» Ловягина Сергея Александровича.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Конструктивно-модельная деятельность».
Познакомить детей с особенностями конструктора «Фанкластик», типами деталей, основными способами соединения деталей: «плоскость-плоскость», «торец-плоскость», «торец-торец» и дополнительными.
Формировать у детей интерес к конструктивно-модельной деятельности из конструктора «Фанкластик».
Формировать у детей умение осуществлять соединение деталей конструктора тремя способами: «плоскость-плоскость», «торец-плоскость», «торец-торец», техникой безопасности при работе с данным конструктором; находить эффективный способ соединения деталей; осуществлять подбор необходимых деталей.
Формировать у детей умение работать с различными видами инструкций: видеоинструкции, схемы модели.
Закреплять у детей навыки видения конструкции объекта, исследования её, анализа её основных частей, их функционального назначения; корректирования модели исходя из результатов общего анализа модели,из необходимости, собственного желания.
Формировать у детей умение создавать различные модели из конструктора «Фанкластик» по инструкции (видеоинструкции), по собственному замыслу; объединять две модели в одну.
Формировать у детей умение создавать конструкции (модели), объединенные общей темой (детская площадка, город и др.).
Формировать у детей умение разбирать модели при помощи скобы и киянки.
Закреплять у детей навыки коллективной (создание моделей объектов) работы (создание общих моделей): умение распределять обязанности, планировать командную работу, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, осуществлять взаимопомощь.
Закреплять у детей навыки самооценки (взаимооценки) собранных моделей; презентации своей модели сверстникам, взрослым.
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности» («моделирования» как разновидности познавательно-исследовательской деятельности). Совершенствовать умение детей анализировать техническое задание, рассматривать, анализировать инструкции моделей.
Совершенствовать умение детей использовать обобщенные способы исследования моделей с помощью перцептивных действий.
Формировать у детей умение в процессе моделирования выделять основные, главные признаки, свойства предметов, объектов, раскрывать основные связи в объектах, получать информацию о моделируемом объекте.
Способствовать пониманию детьми в процессе моделирования основных характеристик свойств и функций предмета, объекта.
Совершенствовать у детей умение самостоятельно устанавливать связи и отношения между свойствами созданных моделей и способами соединения деталей конструктора.
Совершенствовать у детей характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств моделей.
Формировать у детей умение работать с моделью: преобразовывать модель (достраивание, включение в модель новых элементов); видоизменять модели (перегруппировка элементов модели, установление связей и отношений между элементами модели).
Совершенствовать у детей умение определять способ получения необходимой информации в соответствии полученным техническим заданием, условиями и целями конструктивно-модельной, познавательно-исследовательской деятельности.
Формировать у детей умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; умение ставить цель, составлять собственный алгоритм деятельности, планировать этапы своей работы; умение обнаруживать несоответствие результата и цели; умение корректировать свою деятельность.
Формировать у детей умение организовывать игровую деятельность с использованием созданных моделей; умение презентовать созданные модели сверстникам, взрослым.
«Ознакомление с предметным окружением». Продолжать расширять и уточнять представления детей о различных видах транспорта, природных, архитектурных, технических, космических объектах (простых и сложных) в соответствии с темами совместной образовательной деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание». Закреплять у детей умение осуществлять коммуникативное сотрудничество в процессе конструктивно-модельной, познавательно-исследовательской деятельности.
Развивать такие личностные качества детей как: организованность, самостоятельность, инициативность, коллективизм.
Развивать у детей способность участвовать: в коммуникации-обсуждении (как сделать, чтобы…), коммуникации - «мозговом штурме» (совместное, общее обсуждение), коммуникации-«словесной презентации» (устное представление своей модели), коммуникации-«инценировке» (совместное разыгрывание сюжетов со своими моделями).
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание». Закреплять умение детей самостоятельно организовывать свое рабочее место для конструирования, следить за порядком во время конструирования.
Формировать у детей умение старательно, аккуратно выполнять поручения по уборке своего рабочего места, сбора деталей конструктора в коробки.
Воспитывать бережное отношение детей к конструктору «Фанкластик».
«Формирование основ безопасности». Познакомить детей с техникой безопасности при работе с конструктором «Фанкластик». Формировать у детей навыки безопасного использования различных соединений (разъединения) деталей в процессе создания моделей.
2.3. Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи». Обогащать словарь детей формами словесной вежливости, словами-понятиями, обозначающими объекты (элементы объектов), выбранных для конструирования (шасси, фюзеляж и др.).
Совершенствовать у детей умение строить сложноподчиненные предложения при презентации созданных объектов (моделей), используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объекты, модели объектов, ситуацию; совершенствовать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать у детей умение отстаивать свою точку зрения, приучать детей к самостоятельности суждений. Актуализировать желание детей содержательно, эмоционально рассказывать детям и взрослым о своей модели, способе её сборки и т.д.
2.4. Модели организации образовательного процесса
Основными моделями организации образовательного процесса по реализации содержания Программы являются:
– «совместная деятельность педагога и детей»,
– «самостоятельная деятельность детей»,
– «взаимодействие с семьями воспитанников».
«Совместная деятельность педагога и детей» – основная модель организации образовательной деятельности с детьми по освоению содержания программы; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в и одно и то же время. Предполагает подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Формы работы детей проектируются таким образом, чтобы последовательно организовывать сотрудничество и работу в подгруппах, что формирует бесценный опыт совместной работы.
«Самостоятельная деятельность детей» – дополнительная модель организации образовательной деятельности с детьми по освоению содержания программы; свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком темы для создания модели, партнера для конструктивно-модельной деятельности. Предполагает индивидуальную и подгрупповую формы организации работы воспитанников.
«Взаимодействие с семьями воспитанников» – дополнительная модель организации образовательной деятельности с детьми по освоению содержания программы; в данной модели находятся содержание, формы и методы сотрудничества ДОО и семьи в процессе формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий посредством конструирования из конструктора «Фанкластик».
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Методы обучения – при реализации программы используются как традиционные методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический, так и нетрадиционные: частично-поисковый, проблемный, игровой, проектный.
Формы организации образовательного процесса – занятия организуются с учетом разного уровня подготовки детей, возрастных и гендерных особенностей контингента объединения; предусматривают коллективную, групповую и индивидуальную формы работы.
Формы организации учебного процесса, учебного материала, подготовки обучающихся и результата, который должен быть получен по итогам изучения того или иного материала. Диапазон форм, которые могут быть использованы для организации учебного занятия в дополнительном образовании, широк
- учебное занятие - основная традиционная форма учебного процесса, используется педагогом при изучении нового учебного материала, закреплении знаний и способов деятельности, а также при проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности (если нецелесообразно использовать нетрадиционные формы);
- техническая лаборатория – нетрадиционная форма организации учебного процесса; используется педагогом для того, чтобы обучающиеся овладели новой учебной информацией, знаниями опытным, экспериментальным путём или в ходе исследования технического материала;
- творческая мастерская – нетрадиционная форма организации учебного процесса, в рамках которой обучающиеся выполняют практические задания: создают по схемам различные технические объекты, разрабатывают схемы и инструкции для конструирования технических объектов;
- дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
- проектная игра – нетрадиционная форма организации учебного процесса, в ходе которой обучающиеся индивидуально или в группах представляют решения той или иной проблемы (социальной, технической, творческой) в виде проектов; или совместно (группой) разрабатывают проект, направленный на решение той или иной проблемы (социальной, технической, творческой) или совершенствование модели, ее отдельной части и т.д.
- соревнование - форма учебной деятельности, при которой обучающиеся демонстрируют свои личные достижения, и на основании заранее определённых критериев выбирается обучающийся, который лучше других выполнил установленные критерии.
3.2. Содержание образовательной деятельности
Вводное занятие.
Технические возможности конструктора «Фанкластик». Трехмерный способ соединения элементов. Разбор простейшей схемы.
Знакомство с блочным конструктором «Фанкластик».
Теория. Детали и элементы блочного конструктора «Фанкластик», их назначение, их конструкторские возможности. Способы соединения элементов конструктора. Принципы устойчивости моделей. Практика. Соединение элементов в простейшие конструкции тремя способами сборки: «плоскость-плоскость», «торец-плоскость», «торец-торец». Использование дополнительных деталей: защелок и переходников. Конструирование по схемам элементов обладающих гибкостью, сложных и простых строений, переносных и т.д.
Моделирование технических и природных объектов.
Сборка простых моделей. Полоска. Практика. Освоение трех основных способов соединения деталей набора. Знакомство с названиями деталей и соединительных элементов деталей. Создание рабочего словаря. Информация о имеющихся конструкторах. Первая конструкция на основе первого типа соединения «плоскость-плоскость» - «Переностик». Сгибание Переностика (Полоски) в Колесо. Башенка. Практика. Повторение типов соединений и названий. Вторая конструкция – второй тип соединения деталей «торец-плоскость». Соединение всех проектов в одну большую башню. Пружинка. Практика. Третья конструкция – третий тип соединения «торец-торец». «Квадракл» (пружинка). Анализ конструкции. Согласование действий в группе. Исследование полученной пружины.
Животные
Практика. Моделирование животных, работа по видеоинструкциям. Создание простых моделей – «Бабочка», «Бражник», «Махаон».
Проект «Животные». «Китенок», «Утенок», «Змейка». Практика. Моделирование животных, работа по видеоинструкциям. Создание моделей черепахи и страуса.
Проект «Животные». Олененок. Панда. Собачка. Овечка. Проектирование зоопарка. Практика. Создание моделей различных животных из инструкций набора: Олененок, панда, собачка и другие животные. Дополнительное задание: создание других видов животных или изменение созданных по инструкции.
Игра в зоопарк: виртуальная экскурсия по зоопарку с рассказом о своем животном. Проект «Животные». Коллективная работа. Жираф Гулливер. Практика. Создание большой модели животного усилиями всей группы. Обучающиеся конструируют по инструкции модель «Жираф Гулливер». Распределенная работа по созданию отдельных частей жирафа в мини-группах и последующая сборка.
Архитектура.
Башни. Теория. Исследование и изобретение технологий придания прочности, их фиксация и презентация. Сравнение результатов работы разных групп. Практика. Строительство моделей архитектурных конструкций.
Мосты. Теория. Принципы создания прочной конструкции. Обучающиеся решают задачу проектирования моста через реку. Проектирование конструкции моста, испытание ее и изобретение способов придания прочности. Только после этого вводится понятие фермы и рассматривается принцип ее конструирования. Практика. Конструирование моста, выдерживающего большую нагрузку.
Детские качели и карусели. Теория. Исследование качелей и каруселей. Практика. Проектирование и конструирование качелей и каруселей.
Замки. Коллективная работа. Теория. Исследование замков и крепостей. Практика. Спроектировать сообща один большой замок или крепость. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания замка дети рассказывают о том, что сделала каждая группа, обращая внимание на интересные инженерные решения и находки.
Военная техника. Теория. Изучение военной техники разных времен. Практика. Конструирование моделей военной техники: вертолет, танк, истребитель, подводная лодка и другая военная техника (создание моделей по видео инструкции). Дополнительное задание: проектирование других моделей военной техники. Проектирование игры и игра.
3.3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
Знакомство с конструктором «Фанкластик»(7 часов) | ||||
1 | Вводное занятие. | Изучение программы «Фанкластик» Просмотр пошаговых инструкций по сборке моделей «Фанкластик» и проектирование собственных моделей. Освоение трех основных способов соединения деталей набора. Знакомство с названиями деталей и соединительных элементов деталей. Создание рабочего словаря. Первая конструкция на основе первого типа соединения «плоскость-плоскость» - «Переностик». Сгибание Переностика (Полоски) в Колесо. Повторение типов соединений и названий. Вторая конструкция – второй тип соединения деталей «торец-плоскость». Соединение всех проектов в одну большую башню. Пружинка. Практика. Третья конструкция – третий тип соединения «торец-торец». «Квадракл» (пружинка). Анализ конструкции. Согласование действий в группе. Исследование полученной пружины. | ||
2 | Знакомство с блочным конструктором «Фанкластик». | |||
3-7 | Сборка простых моделей. | |||
Животные (9 часов) | ||||
8-9 | Бабочки | Практика. Моделирование животных, работа по видео инструкциям. Создание простых моделей – «Бабочка», «Бражник», «Махаон». | ||
10-13 | Проект «Животные» | Создание моделей различных животных из инструкций набора: олененок, панда, собачка и другие животные. Дополнительное задание: создание других видов животных или изменение созданных по инструкции. Игра в зоопарк: виртуальная экскурсия по зоопарку с рассказом о своем животном. | ||
14-16 | Жираф Гулливер | Создание большой модели животного усилиями всей группы. Обучающиеся конструируют по инструкции модель «Жираф Гулливер». Распределенная работа по созданию отдельных частей жирафа в мини-группах и последующая сборка. Защита проекта. | ||
Архитектура (10 часов) | ||||
17-18 | Башни | Создание моделей башен по видео инструкциям. Конструкции «Башня», «Башенка», «Башня-стрела», «Башня –вектор». Моделирование собственных видов башен. | ||
19-21 | Мосты | Принципы создания прочной конструкции. Обучающиеся решают задачу проектирования моста через реку. Проектирование конструкции моста, испытание ее и изобретение способов придания прочности. Только после этого вводится понятие формы и рассматривается принцип ее конструирования. | ||
22-24 | Качели | Проектирование и конструирование качелей и каруселей. Модели «Качели», «Горка», «Подвесные качели». Пооектирование собственных моделей. | ||
25-26 | Проект «Замок» | Исследование замков и крепостей. Модели «Королевский форт», «Королевский замок». Практика. Спроектировать сообща один большой средневековый (или античный) город или крепость. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания города дети рассказывают о том, что сделала каждая группа, обращая внимание на интересные инженерные решения и находки. | ||
Техника (8 часов) | ||||
27-29 | Авиатехника | Изучение различных моделей воздушной техники. Создание моделей «Самолет», «Вертолет», «Истребитель Вулкан», «Геликоптик» и др. | ||
30-32 | Морская техника | Изучение различных видов морской техники. Конструирование моделей «Парусник», «Катамаран», «Подводная лодка». Дополнительное задание: создание других видов водного транспорта или изменение созданных конструкций. | ||
33-34 | Военная техника | Изучение наземной военной техники разных времен. Создание моделей «Тяжелый танк», «Катюша», «Минибластер». |
3.4. Учебно-тематический план совместной образовательной деятельности педагога и детей (на примере детей 4-5 года)
Месяц | № п-п | Тема по программе «Планета Фанкластик» |
Сентябрь | 1 занятие | Вот какие у нас разные дорожки |
2 занятие | Как узкая дорожка стала широкой | |
3 занятие | Как дорожка превратилась в лабиринт | |
4 занятие | Как обычная дорожка превратилась в сказочную | |
Октябрь | 5 занятие | Как мы строили и ремонтировали дорожки |
6 занятие | Как мы вместе строили лабиринт | |
7 занятие | Вот какой у нас огород | |
8 занятие | Как мы соорудили забор возле огорода с грядками | |
Ноябрь | 9 занятие | Как мы построили загородку для животных |
10 занятие | Как мы построили колодец | |
11 занятие | Как мелкий колодец стал глубоким | |
12 занятие | Как мы построили домик для кукол | |
Декабрь | 13 занятие | Вот какая у нас елочка |
14 занятие | Вот какие разные елочки | |
15 занятие | Как мы вместе сконструировали елочную гирлянду | |
16 занятие | Вот какие у нас елочные игрушки | |
Январь | 17 занятие | Вот это стул, на нем сидят |
18 занятие | Приходите к нам в гости | |
19 занятие | Как мы построили кроватки для трех медведей | |
20 занятие | Как кресло превратилось в диван | |
Февраль | 21 занятие | Как опасная горка стала безопасной |
22 занятие | Как короткий тоннель стал длинным | |
23 занятие | Как и почему мы перестроили гараж | |
24 занятие | Самолет построим сами и помчимся над лесами | |
Март | 25 занятие | Вот какой у нас букет |
26 занятие | Красивый букет для мамочки | |
27 занятие | Солнышко | |
28 занятие | Птички прилетели | |
Апрель | 29 занятие | Строим мостик |
30 занятие | Как низкий мостик стал высоким | |
31 занятие | Как опасный мостик стал безопасным | |
32 занятие | Как лодочка превратилась в кораблик | |
Май | 33 занятие | Вот какие у нас клумбы |
34 занятие | Как гусеница превратилась в бабочку | |
35 занятие | Как загородка превратилась в сад | |
36 занятие | Вот какие домики у нас в деревне |
За этой технологией – большое будущее. Конструктор «Фанкластик» прекрасно развивает инженерно-техническое мышление, и техническую изобретательность у детей. «Фанкластик» показал высокую эффективность в воспиаттельном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
3.5. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
3. Сидоров О. В., Кондратович И. А. Особенности обучения учащихся проектноконструкторской деятельности на уроках технологии // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 88-93.
4. Никитин Е.С. Конструктор фанкластик. Учебный курс Технология игрового конструирования – С. 36 7. Magformers Книга идей. – С. 30
5. Вариант планов – конспектов занятий по конструированию на базе авторской программы д.п.н. Лыковой И.А. «Фанкластик: Весь мир в твоих руках. Средняя группа 4-5 лет.
Интернет-источники
1. Учебно-методический материал содержится на сайте производителя наборов Фанкластик http://fanclastic.ru: видео-инструкции, материалы для рассказывания, комплект необходимых деталей для сборки каждой конструкции
2. https://fanclastic.ru/3d-designer.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Поколение ЭКО»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...