Занятие "Вербное воскресенье"
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
Занятие в детском саду "вербное воскресенье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verbnoe_voskresene.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Вербное воскресенье
Цель: Расширять знания детей о русском народе, его обычаях, традициях, праздниках. Воспитывать любовь к родной природе. Вызвать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства, переживания. Создать веселое праздничное настроение у детей, связанное с прилётом птиц весной.
Планируемый результат: Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы и загадки о птицах, читают стихи и заклички, поют песни, участвуют в совместных играх и хороводах; проявляют эмоциональную отзывчивость; имеют представления о весенних изменениях в природе.
Методы и приёмы: Рассказ воспитателя, чтение стихов и закличек, беседа, пение песен, игра, показ.
Материал и оборудование: Зал празднично украшен: на зелёном ковре стоят березки, развешаны изображения птиц, солнца; приготовлены шапочки перелётных птиц.
Дети проходят в зал и выстраиваются у центральной стены.
Ведущая: В народе говорили так:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Что ж, ребята, запоем
Весну – красну зазовем.
Пусть скорее к нам придет
И веселье принесет!
Хоровод «Веснянка»
Дети (хором). Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью.
С радостью, с радостью,
Великой милостью.
(Входит весна).
Весна: Здравствуйте, ребята!Это я – Весна - красна,
Отворяйте ворота!
Месяц март прошёл – Белый снег сошёл,
А за ним и апрель
Отворил окна и дверь,
А уж как придёт май –
Солнце в терем приглашай!
А давайте дружно все
Споём песню о весне.
Песенка о весне.
Весна: Спасибо, ребята, что так приветливо встретили меня.
Ведущий: Весна, а что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам здоровье:
Первое – коровье, Второе – овечье,
Третье – человечье.
А ещё я вам принесла вот эти веточки. Посмотрите, ребята, на них и скажите: какое это дерево?
Дети: Это верба!
Весна: Правильно, это верба. Весной, когда начинает цвести верба, празднуется Вербное воскресенье. С давних времён существовало поверье, что это дерево приносит здоровье, силу, красоту тем, кто его коснётся, когда оно распускает почки. Поэтому в Вербное воскресенье почками вербы кормили скотину, чтоб не болела, а маленьких детей шутливо стегали веточками вербы и приговаривали: «Как верба растёт, так и ты расти», а кто болеет – «Верба – хлест, бей до слёз, бьём, чтобы были здоровы». Давайте и я вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.
Игра «Верба – вербочка»
(Дети вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы и приговаривает:
- Как верба растёт, так и ты расти
- Верба — хлест — бьет до слез.
- Верба бела — бьет за дело.
- Не я бью, верба бьет.
Весна: В Вербный день, ходила я,
Веточки святила,
Чтоб земля была тепла.
Чтобы жито уродило.
Я веточки ребятам дам:
Пускай несут по всем углам.
И сразу станут все добрей,
И сразу станет веселей!
Весна отдает веточки вербы ребятам.
Ведущий: У нас в России приход весны особенно дорог. Весной мы празднуем с вами великий церковный праздник – светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. А за семь дней до Пасхи мы праздновали Вербное Воскресение, когда Господь Иисус Христос вошёл в Иерусалим вместе со Своим учениками. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями в руках, как царя и чудотворца. Но Иисус Христос знал, что в Иерусалиме Он пострадает за людей, умрёт на кресте и воскреснет… У нас не растут пальмы, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы.
1 ребенок: Ветку вербы в вазочку поставлю,
У иконы я зажгу свечу.
Воскресенье Вербное прославлю
И молитовку тихонько прошепчу.
Научиться верить невозможно.
Верить постоянно – тяжкий труд.
Я молюсь за тех, кто в жизни сложной
Верят искренне и верою живут.
2 ребёнок: Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Ветка вербы золотой.
Верба ветки дарит нам-
Отнесём их в Божий храм
И под колокольный звон
Их поставим у икон.
3 ребёнок: Верба, верба, наша пальма,
Ты на вид совсем проста,
Но тобою мы встречаем
К нам идущего Христа.
Потому и отдаём мы
Каждый год весною вновь,
Белой вербе нашу нежность,
Нашу ласку и любовь.
Ведущий: С приходом весны весь Божий мир, вся природа пробуждается ото сна. Солнышко растопило белые одежды зимы, зажурчали ручейки. Бледные луга и поля покрываются свежей травкой, и скоро, куда ни взгляни, - увидишь первые душистые цветы. Берёзовые рощи зазеленеют, за ними и дремучие леса оденутся в свой чудесный весенний наряд. А в лесу хор птиц, вернувшихся в родные края, поёт весне свои звонкие песни и славит Бога-Творца.
Песня «Ласточка»
Весна: Птицы – это мои гонцы. Я их выслала вперед. А знаете ли вы птиц? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте
Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач) Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растенья, Его и песня и полет Вошли в стихотворенья. ( жаворонок) Я выступаю перед вами, Как молодой весны гонец, Я рад увидеться с друзьями! Ну, а зовут меня… (скворец) | Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из песка и глины… ( ласточка) |
Ведущая: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Игра «Прилетели птицы».
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Весна: Молодцы, знаете названия птиц. Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое.
Готовы скворечники, Можно селиться,
Готовы дома – терема! Летите – летите
Веселые птицы Скорей занимайте дома!
Игра «Займи домик»
Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — «птицы», их больше, чем «домиков». «Птицы» летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».
Весна: Пахнет мятою вокруг Ой, шумит гуляние,
Девочки выходят в круг Мальчики, внимание!
Веселитеся, подружки, К нам весна пришла опять!
Её славим, величаем И частушкою встречаем!
1- Мы веселые подружки, Дружно вместе мы живем. Ставьте ушки на макушки — Вам страдания споем. 2- Снег последний с нашей крыши Словно дождик, льётся, Под весенними лучами Веселей поется! 3- А на улице весна, Первые проталинки. До свидания, зима! До свиданья, валенки! 4- Жарко солнце припекает, Набухают почки, В длинной сказке о зиме Мы поставим точку! | 5- Полюбуйтесь на меня, Милые подружки! На щеках, как на полянках, расцвели веснушки! 6- Скоро лес наш молодой Вновь оденется листвой, Будет петь в нем соловей, Чтоб жилось нам веселей! 7- Как на речке ледоход, Солнышко сияет, У причала теплоход Весну поджидает. 8- Очень рады мы весне, Долго мы гуляем! Мамы вечером идут, Их не замечаем! 9- Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали. |
Ведущая: А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.
Игра «Плетень».
Весна: Ай, спасибо вам, добры молодцы да красны девицы, за то, что меня ждали, звали-позывали, весело пели да плясали. Принесла я вам свои подарки.
Солнышко ясное, птиц хоровод!
Травушка-муравушка в сад позовет.
На лужок, на простор да за праздничный стол!
Подарю я вам много радостных дней.
Пора мне в лес возвращаться. Много у меня ещё дел в лесу. До свидания!
Ведущая: Весну красную мы встретили,
Да как праздник наш прошел, не заметили.
Под веселый перепляс
Распрощаемся сейчас.
Танец «Кадриль».
Под музыку дети выходят из зала.
Ход занятия:
– За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?
Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город.
– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?
В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.
Вот так это было: Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.
«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим.
– Давайте рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике, учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.
– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?
Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом.
Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.
Евгений Санин
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?
В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть веточки вербы. Принесённый букетик после занятия можно будет поставить в православном уголке группы.
Татьяна Шорыгина
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.
А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами на занятии, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.
Светлана Высоцкая
Вербное воскресенье
Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.
Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.
Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.
В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим и о традициях его встречи.
Воспитатель уточняет и обобщает рассказы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пасха – Светлый праздник Христово Воскресения»
Проект средне-срочный познавательный...
Вербное воскресенье
На занятии по изо - деятельности "Вербное воскресенье" решаются задачи по расширению представления детей о православной культуре, развитию эмоционально - чувственной сферы, воспитанию духовно - нравст...
Сценарий праздника "Светлое Христово Воскресение"
сценарий Пасхального праздника, проведенного с детьми подготовительной группы в 2010 году, в рамках православного кружка "Родничок"...
"Пасха - Светлое Воскресение Христово"
Конспект занятия по познавательному развитию....
Консультация для родителей "Праздник Воскресения Христа - Пасха"
Праздник Воскресения Христа — Пасха, совпадающий с пробуждением природы, за прошедшие столетия слился с народными обычаями, семейными традициями, радовавшими человека в течение всей его жизни. Возроди...
Пасха - светлого христова воскресение.
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "...
Познавательное занятие "В воскресенье Вербное"
Знакомство с весенними пасхальными праздниками....