Семинар -практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»
консультация
«Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации» ( этнопедагог, профессор, доктор педагогических наук Г.Н.Волков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_natsionalnaya_kultura.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1«РОСИНКА»
Семинар -практикум
«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»
Подготовила Яструбенко Виктория Николаевна
Воспитатель:
Яструбенко В.Н
с. Кочубеевское
«Народ в наиболее чистом
виде представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации»
( этнопедагог, профессор,
доктор педагогических наук Г.Н.Волков)
Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.
Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов; пополнять копилку народных игр, загадок, дидактических игр для воспитанников, воспитывать патриотические чувства, позитивные отношения к народному творчеству.
Ход семинара – практикума:
Воспитание патриотизма через приобщение дошкольников к национальной культуре всегда имело особое значение и актуальность, а в наше время тем более.
Детство-это когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Обратите внимание на слайд.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре относятся:
-народное творчество,
-декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
Сейчас мы свами об этом и поговорим.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
- Например, важным средством приобщения к этнической культуре народа является пословица. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
Задание 1. «Пословица недаром молвится» (ответить на вопрос пословицей)
1. Какую пословицу учитель скажет тому, кто первым сделал задание , но допустил ошибку? («Поспешишь – людей насмешишь»).
2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? («Язык до Киева доведет»).
3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? («Дело мастера боится»).
4. Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других? («Много будешь знать – скоро состаришься»).
5. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? («Один ум хорошо, а два – лучше»).
6. Если в какой – то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? («Друг познается в беде»).
7. Что скажут родители, если сын взялся за несколько дел сразу и ни одно не довел до конца? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»).
8. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? («Скучен день до вечера, коли делать нечего»).
- Народ всегда придавал огромное значение загадкам. И не зря ведь, загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.
"Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Задание 2Вспомните загадки которые вы знаете.
- В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т. п.
- В работе с детьми необходимоиспользовать народные музыкальные инструменты, что позволяет развить слуховое восприятие и формирует в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное музыкальное мышление.
Задание3Посмотрите на экран и назовите музыкальные народные инструменты. (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.)
- Особое место в процессе приобщения к этнической культуре занимают сказки. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. Вот он – «Русский дух», осознание которого приходит к подрастающему поколению именно через сказки.
Задание 4. «Сказка – ложь, да в ней намек…»
1)Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
2)В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)
4)Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)
5)В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)
6)В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)
Задание 5 «Умелые руки не знают скуки».
Говоря о традициях и обычаях русского народа, нельзя не вспомнить о великолепных произведениях декоративно-прикладного искусства наших предков. И сейчас нам предстоит отгадать, о каком художественном промысле пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)
1)Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)
3) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновские игрушки.)
4)Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)
5)Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. (Хохлома.)
6)Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)
7)Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, жёлтые, красные,
Удивительно прекрасные! (Жостовские подносы.)
- Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Задание 6
-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотыеворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народныйпраздник. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста.
(Звучит музыка «Ручеек»)
Игры любят все на свете-
В ручеек играем дети!
Встали в пары друг за дружкой,
Взялись за руки с подружкой-
Руки вверх подняли,
Ручейком все побежали!
Те, кто были впереди,
Оказались позади,
Ручеек бежит, журчит,
Следом песенка звенит!
Игра «Ручеек»
Вопросы по самоподготовке:
- Как проходит реализация регионального компонента в вашей группе?
- С какими трудностями вы столкнулись в работе над реализацией регионального компонента?
- Какие приемы и методы, по вашему мнению, оказались самыми эффективными при реализации регионального компонента?
Таким образом, система работыпо приобщению детей к национальной культуре должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях и обычаях. А начинать необходимо именно с раннего дошкольного возраста, ведь «чем раньше посеешь, тем раньше пожнешь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции.В. Чивилихин...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада»
Консультация для педагогов ДОУ...
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры в условиях детского сада».
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народн...
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к национальной культуре в условиях детского сада»
консультация для воспитателей по приобщению к национальной культуре дошкольников...
«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада»
«Приобщение дошкольников к национальной культуре в условиях детского сада» ...
Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относи...
презентация к семинару-практикуму «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.Задачи:Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педа...