Музыкальный проект «Чудо - ложки»
проект (подготовительная группа)

Проховцева Елена Владимировна

                                         

Музыкальный проект

 «Чудо - ложки»

в подготовительной группе

Составила:

музыкальный руководитель

Проховцева Елена Владимировна

 

2023 – 2024гг.

 

                        «Музыкальная народная культура

                                является тем чистым источником,

                             из которого подрастающее поколение,   

                    взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее»

 

Проект «Чудо - ложки»

С раннего детства детей привлекают различные звуки, они сами пробуют создавать их, используя бытовые предметы. Это доставляет детям удовольствие. По мере взросления, дети продолжают экспериментировать со звуками различных предметов.

Приобретая необходимые навыки игры на ложках, дети могут уже задействовать практически любую часть своего тела (а также сидящего рядом товарища) для воспроизведения звучания ложек.

Русские народные инструменты служат также источником информации, так как слушая звучание того или иного народного инструмента, дети знакомятся с историей их создания.

Цель:

 Формирование у детей умения озвучивать  музыкальные произведения с помощью различных приемов игры на деревянных ложках.

 

Задачи:

  • Закреплять различные приемы игры на деревянных ложках
  • Сформировать навык использования моделей мыслительной деятельности для записи музыкального произведения.
  • Развивать у детей творческое воображение средствами элементарного музицирования, знакомство с традициями и историей русской культуры.
  • Развивать чувство ритма через оркестровую деятельность.
  • Развивать моторику руки, как условие успешного обучения в школе;
  • Воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыкой;
  • Развивать творческие способности.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и народной культуре, предлагается проведение экскурсий, посещение выставок народного творчества, организация фотовыставок и просмотр видеоматериала, о народной музыкальной культуре и искусству.

 

 

Принципы построения педагогического процесса:

♦ Творческой направленности;

♦ Игрового познания;

♦ Максимальной самореализации.

Методы и приемы обучения:

♦  Наглядные: (показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении);

♦  Словесные: (убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок);

♦  Практические: (разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).

Этапы работы:

Весь образовательный цикл делится на три этапа:

1 этап – подготовительный

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

Решение программных задач происходит на музыкальных занятиях.

Задачи:

♦ Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

♦ Учить правильным способам звукоизвлечения на ложках и русских народных инструментах.

♦ Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.

♦ Побуждать ритмично, передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.

♦ Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.

2 этап Закрепление

Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Задачи:

♦ Приобщать детей к русской национальной культуре:

- знакомить с народными промыслами «золотая хохлома», народной песенной культурой, с традициями проведения народных праздников.

♦ Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных  инструментах.

♦ Учить исполнительской деятельности на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах:

- учить приемам игры на двух ложках (держа ложки в одной руке);

- совершенствовать способы звукоизвлечения на знакомых народных инструментах (барабан, бубен, треугольник, шумелки и т.д…);

-  побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;

- учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.

♦ Учить детей выразительному пению народных песен, побуждать к выразительной передаче характера, настроения, а также интонации и эмоций в песне.

♦ Побуждать эмоционально изображать в движении свое отношение к музыкальному образу в танце, народной игре, игре на народных музыкальных инструментах.

3 этапИсполнять

Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.

Задачи:

♦ Продолжать знакомство с традициями народной культуры:

- русскими календарными праздниками;

- художественно-прикладными промыслами;

- народным песенным искусством.

♦ Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

- совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

-  познакомить с приемами игры на трех ложках.

♦ Играть ансамблем: ложкарей, ударных народных инструментов, самодельных музыкальных инструментов.

♦ Учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.

♦ Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

- создавать творческие композиции, танцевальные импровизации на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

- находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;

- побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.

♦ Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.

Взаимодействие с педагогами и родителями

Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию народных музыкальных инструментов в самостоятельно-игровой деятельности и музыкальном уголке, изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки раскладушки, информационные стенды, мастер - классы музыкального развития детей.

Предполагаемый результат:

1этап

♦ уметь ритмично передавать заданный ритм;

♦ владеть простейшими приемами игры на ложках и народных инструментах;

♦ сопровождать пение игрой на народных музыкальных инструментах;

♦ изображать в движении свое отношение к музыкальному образу, используя средства музыкальной выразительности: темп, ритм, а также выразительную мимику, осанку.

2 этап

♦ играть в ансамбле соблюдая ритм;

♦ владеть приемами игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

♦ легко петь и двигаться под народную музыку, выразительно передавая в движении характер, настроение песни;

♦ своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;

♦ проявлять творческую инициативу в создании инсценировок, сюжетно-игровых импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.

3 этап

♦ играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;

♦ владеть приемами игры на двух, трех ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

♦ выразительно и эмоционально петь и двигаться соблюдая колорит и удаль русской души;

♦ понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;

♦ создавать творческие музыкально-инструментальные композиции и танцевальные миниатюры;

♦ находить новые приемы игры на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах.

Формой подведения итогов реализации данного проекта являются: выступление детей на праздниках (8-е марта, новогодние утренники, встреча весны), фольклорных развлечения и досугах (Осенние праздники, Посиделки ).

Практическая значимость: данный проект развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах, может применяться в дошкольном учреждении.

Стратегия реализации проекта

I этап – Подготовительный

 

Программное содержание

Примерный репертуар

 

Слушание музыки

 

Способствовать развитию музыкальных способностей, формированию музыкально-эстетического восприятия

 

«Ах, вы сени»

«Две тетери»

«Лиса по лесу ходила»

«Ладушки»

«Зайка»

 

Ритмическая тренировка

Осваивать ритмический рисунок. Пропевать, простукивать фразы, определять сильные доли. Играть ритм, исполняемый педагогом

 

«Дождик»

Баю-бай»

«Андрей-воробей»

«Огуречик»

«Скок-скок поскок»

 

Пение

Выразительно исполнять попевки, песенки под инструментальное сопровождение и без него

«Скок-скок поскок»

«Жили у бабуси»

«Матрешки»

 

Игра на музыкальных инструментах

Осваивать элементарные приемы звукоизвлечения на ложках (ложка о ложку) и других народных инструментах: бубен, шумелки, погремушки, бубенцы

 

«Из-под дуба» р.н.п.

«Ладушки» р.н.п.

«Жили у бабуси» р.н.п.

«Матрешки» р.н.м.

 

Музыкально-ритмические движения

Побуждать к выразительному исполнению движений в музыкальной  игре, танце, хороводе.

Побуждать творчески передавать характерные движения музыкально-игрового образа (веселый, грустный, злой, хитрый…) в соответствии с характером музыки.

Побуждать выражать свои впечатления и свое отношение к исполняемому репертуару (пляске, танцу, игре, песне, инсценировке) через игру на народных инструментах.

С использованием народных музыкальных инструментов: (танец «Матрешки» р.н.п., хоровод «Как у наших у ворот» р.н.п., «Пляска с ложками» р.н.м., песня «У дедушки Егора» р.н.п., песня «Жили у бабуси» р.н.м., хоровод «Мы на луг ходили» р.н.м.)

Игра «Мыши водят хоровод».

Игра «У медведя во бору» р.н.м.

 

II этап – Закрепление

 

Программное содержание

Примерный репертуар

 

 

 

Слушание

Приобщать детей к национальной культуре на основе произведений народного музыкального искусства.

Побуждать к сопереживанию в музыке: характеру, чувствам, переданным в ней, развитию музыкального образа.

 

«Я на горку шла» р.н.п. (в исполнении Л. Рюминой), «Во поле береза стояла» р.н.п. (ансамбль «Березка»

 

 

Пение

Закреплять и совершенствовать имеющиеся певческие навыки:

- точность интонирования мелодии;

- непринужденность, эмоциональность исполнения.

«Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Коровушка» р.н.п., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п.

 

Ритмическая тренировка

 

 

Упражнять детей в точной передаче ритма

Русские народные песни, потешки: «Андрей-воробей», «Тили бом», «Стоит дом», «Кукушечка»

 

Игры с палочками

 

Развивать память, внимание

Игры: «Охота», «Мы играем как хотим», «Мои руки – ваши ноги»

 

Игра на музыкальных инструментах

 

 

 

Познакомить с народными музыкальными инструментами: коробочки, колотушка, хлопушка, колокольчик, трещотка круговая, дудочка, свистулька.

Учить играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм.

Закрепить имеющиеся навыки игры на ложках и русских народных инструментах.

«Тень, тень потетень» р.н.п., «Бай качи» р.н.п, «Чики, чики, чикалочки»р.н.п., «Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п.

 

 

Музыкально-ритмические движения

Побуждать детей к выразительной передаче: характера музыки, игрового образа в развитии игры, танца (с музыкальными инструментами и без).

Побуждать эмоционально изображать в движениях свое отношение к музыкальному образу, осознавая средства выразительности: темп, динамику, мимику, позу, осанку, движения.

С использованием русских народных инструментов («Матрешки» р.н.п., «Как у наших у ворот» р.н.п., «Полянка»).

 

Игра «Карусель»

 

 

Программное содержание

Примерный репертуар

 

Знакомство с народным промыслом: «Золотая хохлома», пение частушек о хохломе, знакомство с хохломскими ложками.

 

Народные мелодии (фонограмма)

 

 

 

Слушание

Развивать музыкальное восприятие средств музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр.

Средств внемузыкальной выразительности: манера исполнения, поза, мимика.

Узнавать, называть музыкальный инструмент, на котором исполнено музыкальное произведение.

«Валенки» р.н.п.(в исполнении Л, Руслановой), «Смоленский гусачок» р.н.м. (оркестр русских народных инструментов)

 

 

 

 

Пение

 

Учить выразительному исполнению песен народного репертуара:

- выразительно выражать в песне настроение, характер, интонацию;

- учить петь по подгруппам, цепочкой, с солистом.

«Во саду ли в огороде» р.н.п., «В сыром бору тропина» р.н.п., «Ах, ты зимушка-зима» р.н.п., частушки р.н.м., «Барашеньки крутороженьки» р.н.м.

 

 

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче музыкальных фраз, несложных песенок (хлопками, шлепками, притопами, щелчками).

Русские народные песни, потешки: «Скок, скок, поскок», «Плачет киска», «Котенька коток», «Волны», «Козлик»

Игры с палочками

Развивать ритмический слух, реагируя на смену ритма.

Игры: «Островок», «Филин», «Лягушонок», «Скачите палочки»

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить с приемами игры на двух ложках (держа ложки в одной руке):

Удар ложкой о ладошку.

Маятник.

Мячики.

Зеркальце.

Выполнять несложный ритмический рисунок по тексту.

Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах

«Смоленский гусачок» р.н.м., «Ах, вы сени» р.н.м., «Частушки», «Барашеньки крутороженьки» р.н.м., колядки и масляничные песни

 

 

Музыкально-ритмические движения

Учить выполнять движения под музыку в танце и игре непринужденно, пластично, весело, слаженно и ритмично.

С использованием музыкальных инструментов: («Шуточный танец с гармошкой» р.н.м., «Заинька, попляши» р.н.п., хоровод «Во саду ли в огороде»).

Хоровод «Галя по садочку ходила» р.н.п.

 

 

Программное содержание

Примерный репертуар

 

 

 

Слушание

Побуждать давать оценку и самостоятельно выражать свое отношение к прослушанной музыке.

Передавать характер музыки ритмическими движениями, игрой на народных музыкальных инструментах.

«Коробушка» р.н.м., «Кадриль» р.н.м., «Лапти» р.н.п. (хор им. Пятницкого), «Красно-солнышко» муз. Аедоницкого (в исп. Г. Макеевой)

 

 

 

 

Пение

 

Побуждать импровизировать в пении голосовые интонации для различных персонажей, игровых ситуаций.

Формировать творческие проявления в поиске певческих интонаций.

Побуждать к самостоятельному исполнению песен в повседневной жизни детского сада в семье.

«На зеленом лугу» р.н.п., «Тень, тень, потетень» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «А я по лугу» р.н.м.

 

 

 

Ритмическая тренировка

 

 

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка несложных песенок, а затем текстов (ложками, народными музыкальными инструментами).

«Где был, Иванушка» р.н.п., «Две лягушки» муз. Филиппенко, «Во саду ли, в огороде» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., «Пойду ль, выйду ль, я» р.н.п.

Игры с палочками

Развивать музыкальный и ритмический слух, координацию движений.

Игры: «Медвежата», «Неделя», «Сороконожки», «Где же, ручки», «Солнечные зайчики», «Ножки»

 

 

 

Игра на музыкальных инструментах

Учить игре на ложках, четко передавая ритм, темп мелодии, соблюдая интервалы, выделяя сильную долю, последнюю фразу.

Продолжать учить играть на народных и самодельных музыкальных инструментах.

Познакомить с приемами игры на двух ложках: Круг. Коленочки. Плечики.Совершенствовать ранее выученные приемы игры, играть эмоционально, выразительно.

«Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице» р.н.п., «Солнечный круг», «А я по лугу» р.н.п., «Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Веснянки» р.н.м.

 

 

Музыкально-ритмические движения

Побуждать выразительно выполнять игровые танцевальные движения в играх, танцах, хороводах.

Побуждать передавать в импровизациях музыкально-игровой образ на народных музыкальных инструментах.

С использованием народных и самодельных музыкальных инструментов: («Коробушка» р.н.п., танец «Завалинка», игра-пляска

«Заинька, попляши» р.н.п., инсценировка  «Как у наших у ворот» р.н.п., «Ворон» р.н.м., «Мы на луг ходили» р.н.п., «На зеленом лугу» р.н.п

III этап

 

Программное содержание

Примерный репертуар

 

Знакомить с русскими народными инструментами: трещотки, кокошник, рубель, ксилофон.

Познакомить с народным промыслом «филимоновская» свистулька.

 

Художественное слово: стихи, загадки.

 

 

Слушание музыки

Расширять представления о народной музыке. Прививать любовь к русской народной песне. Учить различать грустный, печальный, веселый, шутливый, задорный характер песни.

«Субботея» р.н.п. (в исп. Л. Рюминой), «Травушка-муравушка» (в исп. Л. Зыкиной), «Ходила младешенька по борочку» р.н.п.,

«Выйду ль я на реченьку»

р.н.м.

 

 

Ритмическая тренировка

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка текстов и отдельных музыкальных фраз (хлопки, хлопки, щелчки, притопы).

Русские народные потешки, прибаутки, песенки: «Андрей-воробей», «Огуречик», «Улитка»,

«Тили-бом», «Кисонька», «Во кузнице» р.н.п.

 

 

 

Пение

Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера: ее красоту, образность, широту. Совершенствовать певческие навыки: умение петь легким звуком, естественным голосом, слаженно, выразительно, хором и соло.

«Светит месяц»

р.н.п.,

«А мы просо сеяли» р.н.п., «Ходила младешенька по борочку» р.н.п., «Ах, улица» р.н.п., «Комарочек» р.н.п.

Игра на музыкальных инструментах

Познакомить детей с приемами игры на двух ложках:

Линеечка.

Глиссандо по коленям.

Трещотка.

Учить в игре на ложках, передавая сложный ритмический рисунок плясовой. Совершенствовать ранее выученные приемы игры на ложках и народных музыкальных инструментах.

Продолжать знакомить с народными музыкальными инструментами. Учить играть на них в ансамбле: (трещотки, кокошник, рубель, шумелки).

Познакомить детей с инструментами – самоделками. Учить игре на инструментах – самоделках. Показать изобразительность музыки (шелест травы, листьев, звон капели) с помощью народных инструментов. Показать красоту, мелодичность колыбельной.

«Светит месяц»

р.н.п., «Во саду ли в огороде» р.н.п.,

«Улыбка»

муз. Шаинского

«Ходила младешенька по борочку» р.н.м.,

«Купавушки»

р.н. колыбельная, «Смоленский гусачок» р.н.м.

Музыкально-ритмические движения

Учить согласовывать танцевальные движения с игрой на ложках. Двигаться ритмично в соответствии с характером музыки. Добиваться выразительности, красоты движений.

Развивать, совершенствовать восприятие музыки и движений:

- средств музыкальной выразительности, позволяющих передавать в игре, танце, хороводе характер и содержание. Обращать внимание на изменение темпа, динамики, метрических особенностей.

С использованием русских народных инструментов: («Ах, улица широкая» р.н.п.,

«Русский шуточный танец» р.н.м., «Кадриль»),

«А мы просо сеяли» р.н.п., «Прялица» р.н.м.

Игра «Гори, гори ясно»

 

 

 

 

Программное содержание

Примерный репертуар

Экскурсия в музыкальную школу

Знакомство с народным промыслом «дымка».

Знакомство с дымковской свистулькой.

Рассматривание фотоальбома ансамбля «Ложкари», просмотр видеоматериала с выступлением ансамбля, экскурсии в музыкальную школу, участие в народном гулянии Коляда, Рождество.

 

Русские народные мелодии (фонограмма)

Слушание музыки.

Развивать эстетическую потребность в слушании прекрасных русских песен различного характера и содержания.

Побуждать различать настроение, чувства, эмоции, характер русской народной песни.

«Лапти»

р.н.п., «Утушка»

р.н.п., «Во поле береза стояла»

р.н.п.

 

Ритмическая тренировка

Учить воспроизводить простой и сложный ритмический рисунок хлопками, кулачками, притопами, на ложках и народных музыкальных инструментах.

Игра: «Дирижер»

«Матрешечки»,

русские народные песенки, потешки: «Раным-рано по утру». «Сорока»,

«Качели»

«Скок, скок, поскок», «Ах, вы сени» р.н.м., «Во саду ли в огороде» р.н.м.

 

Пение

Учить художественному исполнению песен народного репертуара.

Развивать творческую активность, умение самостоятельно находить певческие интонации, характерные движения для передачи необходимых нюансов образа песни.

Побуждать к творческой самореализации в выразительности исполнения танцев, игр, песенных инсценировок.

Работать над чистотой интонирования мелодии, умении петь по одному и хором, с сопровождении и без него. Учить инсценировать песню, двигаясь выразительно, с выдумкой.

 

 

«Я на горку шла» р.н.п., «Во кузнице»

р.н.п., «Пойду ль выйду ль я» р.н.п., «Блины» р.н.п., «Вдоль по травке» р.н.м., «Лапти» р.н.п.

Игра на музыкальных инструментах

Продолжать знакомство с приемами игры на 2-х ложках:

Солнышко.

Дуга.

Прятки.

Упражнять в ритмической игре по руке, по колену, по колену соседа, плечу, по плечу соседа, стульчику, черенками ложек.

Продолжать знакомство с народными инструментами: жалейка, филимоновская свистулька.

Познакомить с приемами звукоизвлечения на «бытовых» музыкальных инструментах: чугунок, стиральная доска, ухват и т.д.

Побуждать выразительно передавать в оркестре характер, смену настроения, взаимодействие музыкальных образов произведения.

Знакомство с приемами игры на 3-х ложках.

Продолжать учить играть в ансамбле.

 

«Во кузнице»

р.н.п., «Валенки» р.н.п., «Я на горку шла» р.н.п., колядки, масляничные песни, «Вдоль по травке» р.н.м., «Лапти» р.н.м., «Пойду ль, выйду ль я» р.н.п.

Музыкально-ритмические движения

Учить выразительно передавать в движении народный репертуар различной тематики и содержания. Воспитывать любовь к малой Родине.

Побуждать к творческой передаче действий персонажей в песнях, играх, танцах.

С использованием русских народных и самодельных музыкальных инструментов: («Во поле береза стояла» р.н.м., танец «Сударушка» р.н.м, «Две лягушки» муз. Филиппенко). «Сибирский хоровод» р.н.м., «На горе то калина» р.н.м., танец «Валенки» р.н.м.

 

 

Программное содержание

Примерный репертуар

Слушание

Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками. Развивать эстетические эмоции, эмоциональную отзывчивость, чувства сопереживания, творческое воображение в процессе слушания народной музыки.

«Ой, вставала я ранешенько» р.н.п., «Посею лебеду на берегу» р.н.п., «Калинка» р.н.п.

Ритмическая тренировка

Учить передавать в движении, хлопками, щелчками более сложные ритмические рисунки, смену частей муз. произведения

Игра «Сделай, как я»,

р.н.п., попевки: «Ножки, ножки где вы были», «Ай, шары, шары, шары»,

«Из под дуба» р.н.м., «Как пошли, пошли подружки» р.н.п., «Ах, вы сени» р.н.п.

 

Пение

Побуждать к выразительному пению, исполнять в песне: различные настроения, характер, изменение различных интонаций в куплетах, особенности развития образа.

Обучать особенностям техники певческого исполнительства: пение с солистом, с запевалой, по подгруппам…

Побуждать обыгрывать содержание песен игрой на ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах.

«Посею лебеду на берегу» р.н.п.,

«Антошка» муз.Шаинского, «Пошла млада за водой» р.н.м., «Как пошли наши подружки» р.н.м., «Светит солнышко» р.н.м., «Веснянки» р.н.м.

 

Игра на музыкальных инструментах

Совершенствовать приемы игры на 2х ложках. Проигрывать ритмический рисунок по руке, локтю, плечу, бедру, полу. Совершенствовать слух, ладотоническое чувство, чувство ритма. Учить самостоятельно подбирать музыкальные инструменты в соответствии с музыкальными жанрами. Передавать радостное, праздничное настроение игрой на ложках и народных инструментах.

Развивать чувство партнерства в музыкально-инструментальных, танцевальных, игровых импровизациях.

 

«Барыня» р.н.м.,

«Антошка» муз.Шаинского,

«Кадриль» р.н.м.,

«Посею лебеду на берегу» р.н.п., «Несет Галя воду» укр.н.м., «Сеяли девушки яровый хмель» р.н.п.

Музыкально–ритмические движения

Учить детей опираться на средства музыкальной выразительности в исполнительской деятельности при передачи своего отношения к музыкальному образу: обращать внимание на изменение темпа, динамических оттенков, ритмических рисунков в музыке.

Побуждать проявлять творчество в выразительности исполнения, действий игровых персонажей в игре, танцах с музыкальными инструментами и без.

С использованием народных музыкальных инструментов: («Лирический танец с ложками», танцевальная миниатюра «Облака» муз. Шаинского, «Антошка» муз.Шаинского, пляска «Калинка» р.н.м.)

«Выйду ль я на реченьку» р.н.м., танец «Левониха» р.н.м.

 

 

 

Критерии качества освоения ребенком детской музыкальной деятельности

♦ I. Этап - Подготовительный

- Интерес к игре на русских народных инструментах.

- Целостное восприятие музыки в исполнении на русских народных инструментах.

- Восприятие средств музыкальной выразительности и способов звукоизвлечения на двух ложках.

 

♦ II. Этап - Закрепление

-  Интерес к игре на русских народных инструментах.

- Объем исполняемых произведений.

- Выразительность исполнения.

- Техничность исполнения: правильность приемов игры на двух ложках и русских народных инструментах, ритмический ансамбль.

- Легкое, непринужденное сочетание игры на ложках, русских народных музыкальных инструментах с пением и движением.

 

♦ III. Этап - Исполнение

- Эмоциональность исполнения.

- Техничность, ритмичность исполнения приемов игры на двух, трех ложках, русских народных и самодельных музыкальных инструментах.

- Творческие проявления.

Примерный план работы с родителями

 

Выступления на родительских собраниях:

 «Фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»

«Музыка в жизни ребенка»

«Народные праздники» - продолжение традиций

 

Консультации:

Как помочь ребенку освоить музыкальный инструмент

Уровень музыкальной деятельности в семье

 

Папки – раскладушки:

«Вышли пальцы погулять»

«Пальчиковые игры – это развитие»

 

Информационные стенды:

 «Веселые «Ложкари»

«Учимся играя»

 

Концерты:

«Веселые «Ложкари»

«Посиделки»

«От зари до зари - веселые «Ложкари»

«Весело играем – всех потешаем»

 

Приложение

Была собрана информация о ложках, иллюстрации, стихи, загадки, пословицы, ложки из разного материала и разной формы.

Изучая информацию, дети узнали:

• о появлении первых ложек на Руси.

• об этапах ее изготовления и украшения

• о материалах, из которых изготавливается ложка

• о предназначении ложки

• о культуре, эстетике

Была оставлена морфологическая таблица, которая помогла детям разобраться с признаками ложки: материал, размер, цвет, вес, форма, части, звук, температура, функция.

Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, исполнительство на народных инструментах - все это положительно влияет на формирование устойчивого позитивного отношения у ребенка к окружающему миру. С помощью любого народного инструмента ребенок может не только проявлять свои эмоции, но и управлять ими.

Ребенок, взяв в руки музыкальный инструмент, как бы «ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа» и от этого эмоциональное воздействие этого музыкального инструмента усиливается.

В процессе работы над проектом дети смотрели видеофильмы об инструментальных и народных оркестрах, обсуждали звучание деревянных ложек, играли в музыкально-ритмические игры.

Дети учились разным приемам игры на ложках«ложка об ложку»«лошадка»«часики»«двойная дробь»«коленце»«потолок»«ключ»«солнышко»«тремоло» и другие. Освоив приемы игры, дети стали озвучивать потешки, коротенькие стихи и музыкальные пьесы.

Материал об истории музыкальных инструментов был оформлен в виде музыкальных книжек. Получилась музыкальная библиотека, которой дети пользуются в самостоятельной деятельности.

В ходе работы над проектом активное участие принимали родители и педагоги и с детьми осваивали навыки игры на деревянных ложках.

 

Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них просты. Деревянная ложка является символом русского музыкального искусства, символом широкой русской души. Приемы игры на ложках дети замоделировали на карточках, используя их в самостоятельном музицировании.

Игра на ложках вдохновила нас на создание ложки будущего.

Вместе с детьми придумала нарисовать ложки  будущего. И сделать выставку.

«Ложка-няня» будет сама кормить малыша, разговаривать с ним, играть, успокаивать, если он заплачет.

«Ложка- диетолог» будет следить за тем, сколько человеку нужно съесть пищи.

«Ложка-врач» будет ухаживать за больным, кормить его, давать лекарство в определенной дозе и по - времени.

«Ложка- помощник» будет сама кормить человека, если он торопится куда-нибудь и у него заняты руки.

«Ложка-спасатель» будет кормить бедных людей и бездомных людей и животных.

«Ложка-матрешка» сможет раскладываться на несколько ложек для всей семьи.

Музыкальная ложка. На каждое блюдо у нее будет своя музыка.

«Термо-ложка»  Ложка сможет нагревать и охлаждать пищу.

«Ложка-часы» Если ложку соединить с часами, то по ней можно определять время.

«Безразмерная ложка» У туриста ложка будет уменьшаться, и мало займет места в рюкзаке. Увеличиваясь, ложка может стать поварешкой, чашкой, кроваткой, каруселью, катапультой.

«Ложка времени» отправляется в прошлое и будущее. Древний человек сможет поесть из современной ложки. А деревянная или костяная ложки покормят нас. Современная ложка будет кормить древних людей нашей пищей, а мы попробуем блюда прошлого.

Если поесть из волшебной ложки, то можно в зеркале увидеть себя маленьким или взрослым.

Дети зарисовывали изобретенные ими ложки, придумывали про них стихи, сказки.

Расписывали ложку под хохлому, гжель, городецкая и дымковская роспись.

И теперь игра на деревянных ложках–  любимое занятие наших детей!

Следующим этапом нашей совместной деятельности стало составление модели озвучивания музыкальных произведений с помощью деревянных ложек. Ребята слушали музыкальное произведение, моделировали его, подбирали для музыкального сопровождения и озвучивали их. Были составлены модели приемов игры на деревянных ложках.

Результаты:

 

В процессе работы над проектом дети усвоили алгоритм исследовательской деятельности, приобрели опыт звуковых ощущений.У детей развивались коммуникативные навыки, умение играть в ансамбле, импровизировать.

 

Первые ложки делали своими руками из глины, скорлупы орехов или из древесины яблони, липы, рябины. Сначала ложки делали из камня. Каменная ложка – тяжёлая, очень неудобная. Потом ложку стали делать из дерева. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Вырезать настоящую русскую ложку непросто, от мастера требуется большое мастерство и талант. Вырезание деревянных сувениров – это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объёмная или гранёная. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные её детали.

Другие ложки расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Ложки бывают столовые, десертные и чайные.

Части ложки: черпачок и ручка.

Ложки, сделанные из разных пород деревьев, звучат по-разному.

 

Обучения игре на ложках

I этап – знакомство с историей происхождения деревянной ложки, слушание русских народных мелодий в исполнении ансамбля ложкарей.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на двух ложках; разучивание частушек о хохломе.

IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка.

Прослушивание русских народных песен, просмотр интернет видео.

V этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение элементов техники игры на спаренных ложках.

 

Музыкальные разработки и композиции для разучивания с детьми

Перевоз Дуня держала (р. н. п.)

Держать спаренные ложки в правой руке

1. Перевоз Дуня держала, - 4 удара по ладони левой руки

Держала, держала, - удары в ритме «ти-ти-ТА, ти-ти-ТА»

Перевозчика наняла, - 4 удара по ладони левой руки

Наняла, наняла. - удары в ритме «ти-ти-ТА»

 

Припев: В роще калина, прием «большое коленце»:

Темно, не видно «раз и»- удар по пр. колену; «два» -удар по пр. колену

Соловушки поют. «и» - по ладони; «три и» -удар по лев. колену; «4 и» пауза

2. Пришел к Дуне батюшка, - 2 удара по правому колену и 2 удара по левому колену

Батюшка,батюшка: - удары по ладони в ритме «ти-ти-ТА, ти-ти-ТА»

«Перевези меня, Дунюшка, (повторить)

Дунюшка, Дунюшка!»

Припев:

Левая рука на поясе, спина прямая

3. «А я тебя не ждала, «раз» - по колену соседа, сидящего справа, «два» - по своему правому колену,

Не ждала, не ждала. «раз»- по своему левому колен, «два»- по колену соседа, сидящего слева.

Перевозчика угнала, - в ритме «ти-ти-ТА,» - (соседу справа, свое пр. к, свое л. к, соседу слева)

Угнала, угнала».

Припев:

4. Пришел к Дуне милый друг, удар по левой ладони, по лев. плечу;

Милый друг,милый друг: по правому колену и левому плечу

«Перевези меня, Дуня, в луг, (повторить)

В зелен луг, в зелен луг!»

Припев:

Левая рука на поясе, спина прямая

5. «А я тебя, мой дружок, удар по правому колену, удар по левому колену,

Все ждала, все ждала, по щиколотке левой ноги, притопнуть левой ногой.

Перевозчика наняла, (повторить)

Наняла, наняла».

Припев: В роще калина, прием«большое коленце»

Все стало видно,

И соловушки поют.

Полька (чешская народная песня)

Вступление (ложкари слушают музыку)

Музыка А. Ложкари сидят.

Спаренные ложки в правой руке и лежат на правом колене. Левая рука на поясе.

На «раз» каждого такта правое плечо резко поднимается вверх.

В конце – «тройная дробь» (глиссандо)

Музыка А(повторение) Играть приемом «перебор»:

Левая ладонь повернута вверх и отведена чуть влево.

На счет «раз» - удар ложками по левой ладошке сверху, на счет «и» - удар по левому колену, (в это время ладонь повернуть вниз, на «два» - удар по левому колену, и удар по ладони снизу, на «и» - удар по левому колену.

Далее удары повторяются с левого колена.

В конце - «тройная дробь»

 

Музыка Б.

Два удара у правого уха, пауза. Два удара у левого уха, пауза.

«Перебор».

Два удара у правого уха, пауза. Два удара у левого уха, пауза.

«Перебор»

Музыка Б(все движения повторить).

 

 

Музыка В.

1-8 такт. Петь мелодию на «ля-ля-ля».

На каждый нечетный такт выполнять «тройную дробь».

Такт 9.

«Перебор»

Такт 10.

«Ключ»: левое плечо, правое колено, левая пятка, левая рука.

Такты 11-15.

Повторить прием «ключ».

Такт 16.

«Ключ»: левое плечо, правое колено,и на удар в пятку сказать«Эх!»

Барыня (р. н. м.)

1. Два удара скользящих

2. Удар скользящий и удар по ладони – 2 раза

3. (повторить пункт №1 и № 2 - 2 раза)

4. Правое колено - ладонь, левое колено – ладонь (повторить 2 раза)

5. «Перебор» - 4 раза

6. «Потолочек» – 8 ударов

7. «Тремоло» - правое колено, левое колено, левое плечо, между левым локтем и левым коленом.

8. «Тремоло» - соседу справа по колену, себе по пр. колену, себе по левому колену, соседу слева.

9. Удар по левой щиколотке, по левому колену, по правому колену и по ладони – 4 раза повторить.

10. Скользящий удар (рука, левое колено, правое колено). Развести руки в стороны (повторить 4 раза).

11. Повторить пункты 6 - 7 – 8.

12. Скользящий удар (рука, левое колено, правое колено) – 4 раза

13. 3 удара по ладони и на счет 4 - развести руки в стороны.

Описание некоторых приемов игры на ложках

На двух разрозненных ложках:

 

«Лошадка» - Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

 

«Часики» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.

Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

 

«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

 

«Солнышко» - выполнять быстрые простые удары в ложки (восьмыми длительностями) вправо, вверх, влево, вниз.

 

На спаренных ложках:

 

«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки.

Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

 

«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

 

«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

 

«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

 

«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

 

«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

 

«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

 

На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

 

«Мячики»- в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

 

«Молоточки» - прием «Мячики»усложняют; Спаренные ложки в левой и правой руке выполняют одновременные удары по коленям.

 

«Трещотка» - самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

 

«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

«Колено»-  краткое обозначение ударов:

               ЛКклК – ладонь, колено, колено,ладонь, колено.

 

«Дробь»

 

1. «двойная дробь» - скользящее движение от левого колена к правому. Два щелкающих удара.

2. «Тройная дробь» - скользящее движение от левой руки к левому, а затем к правому колену

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батурина Г. И., Кузина Г. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольников» Москва, 1995 г.

2. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами» Москва, 1998 г.

3. Бычков И. В. «Музыкальные инструменты» Москва, 2000 г.

4. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество в детском саду» Москва, 1974 г.

5. Викулина М. А. «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения» Нижний Новгород, 1995 г.

6. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками» Ярославль, 2001 г.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» Москва, 1999 г.

8. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»  Москва, 2000 г.

9. Журнал «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург, 2000 г.

10. Журнал «Музыкальный руководитель» Москва, 2004 г.11. Князева О. Л., Миханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Санкт-Петербург, 1999 г.

12. Комарова Т. С., Савенков А. И. «Коллективное творчество детей» Москва,1998 г.

13. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах вдетском саду» Москва, 1990 г.

14. Костина Э. П. «Родина моя – Россия» Нижний Новгород, 1996 г.

15. Мельников «Русский детский фольклор» Москва, 1987

16. Науменко Г. М. журнал «Жаворонушки»: русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки. Москва, 1977 г.

17. Науменко Г. М. «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами» Москва,1977 г.

18. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе» Москва, 2000 г.

19. Орлова А. В. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Владимир,1995 г.

20. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Москва, 2001 г.

21. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы» Москва, 2002 г.

22. Сборник «Гармошечка-говорушечка» Москва, 1987 г.

23. Тютюнникова Т. Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально- педагогической концепции Карла Орфа» Москва, 1997 г.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Чудо-ложки"

Отчёт по проекту "Чудо-ложки"...

Проект "Чудо ложки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №  Проект«Чудо - ложки»    Подготовила:воспитательподготовительной...

Проект «Чудо ложка» для детей 6-7 лет

Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Нельзя не отметить роль наро...

Проект «Чудо - ложки»

Актуальность.Каждый день мы встречаемся с ложкой: за завтраком, обедом, ужином. Однажды во время обеда один воспитанник задал вопрос: «А интересно, чем люди ели раньше, когда не было ложек?&raqu...

Название проекта: «Чудо - ложка».

Возрастает роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости....

Проект "Чудо-ложки"

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них позновательного интереса к окружающему миру, окружающим предметам....

Проект «Чудо ложки» старшая группа

Цель пректа формировать познавательный интерес к открытию новых знаний о знакомых предметах (ложке). Обогащать представления детей об истории ложки. Развивать познавательные способности, поискову...