Проект «Чудо ложка» для детей 6-7 лет
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Почему именно ложка? Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.
Цель:
Создание условий для развития устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
1. Приобретение знаний об истории быта крестьян.
2. Развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами.
3. Расширять словарный запас детей названиями предметов русского быта (части ложки и материал, народные промыслы, роспись).
4. Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, творческие способности дошкольника.
5. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
6. Развивать эстетическое восприятие.
7. Привлечение родителей к мероприятиям, проводимых в рамках проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_chudo_lozhka_2.docx | 568.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
Проект «Чудо ложка»
для детей 6-7 лет,
группы «Капитошка»
Воспитатели : Сиденко Ю.В.
Пыть-Ях
2019г
Актуальность
Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Почему именно ложка? Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.
Цель:
Создание условий для развития устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
1. Приобретение знаний об истории быта крестьян.
2. Развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами.
3. Расширять словарный запас детей названиями предметов русского быта (части ложки и материал, народные промыслы, роспись).
4. Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, творческие способности дошкольника.
5. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
6. Развивать эстетическое восприятие.
7. Привлечение родителей к мероприятиям, проводимых в рамках проекта.
Определение приемов и методов: - наглядные (наблюдения),
- словесные (рассказ, беседа),
- исследовательский,
- продуктивный.
Тип проекта:
- познавательно – исследовательский, творческий,
- краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: - воспитатель группы, - воспитанники средней группы, - родители.
Виды деятельности, используемые при реализации проекта:
- познавательно – исследовательская,
- коммуникативная,
- игровая,
- восприятие художественной литературы,
- изобразительная,
- конструктивно – модельная,
- двигательная.
Ожидаемые результаты:
1. Дети продолжают знакомиться с устным народным творчеством (сказки, загадки, разными видами народного искусства (хохлома, гжель).
2. У детей формируется умение свободно и непринужденно развивать свои творческие способности.
3. Дети проявляют познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях.
4. Дети активно включаются в проектную деятельность, экспериментирование, коллекционирование.
Используемая литература:
1. Русская народная сказка «Жихарка»
2. К. Чуковский «Федорино горе»
3. Кристиан Пино «История ложки»
4. Ресурсы интернета: www.posyd.ru > spoon.html
www.lozhki.net
http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр.
Планирование деятельности по реализации проекта.
Понедельник
- Чтение: К. Чуковский «Федорино горе»
- Рисование «Раскрашивание ложек».
- Классификация посуды. Оформление в группе – иллюстрации разных ложек.
- Принести в группу ложки для мини музея.
Вторник
- Познавательная деятельность «История возникновения ложек» ООД+ сл. Презентация
- Дид. игра «Принимайся за обед»
- Рассматривание иллюстраций хохломских ложек.
- Игра – забава «Пронеси не урони»
- Игра с ложковым театром «Теремок
Среда
- Речевое развитие: чтение и беседа по сказке «Жихарка»
- Изо Попье -маше «Красивая ложечка»
- Дид. игра «Четвертый лишний»
- Консультация «История ложки»
Четверг
- Экспериментальная деятельность «Свойства разных ложек»
- Чтение: Кристиан Пино «История ложки»
- Чтение стихов про ложки
Пятница
- Коллективная работа «Вкусная каша»
- Дид. игра «Из чего ложечка?»
- Рассматривание и показ настольного театра из ложек «Красная шапочка»
- Итоговое мероприятие: Приглашение гостей посетить мини музей «Чудо ложка»
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ
Наименование мини-музея: мини-музей «Чудо ложка»
Профиль музея: познавательный.
Цели и задачи:
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, знакомство детей с различными видами ложек.
- Дать детям понятие о том, что человек создает для своей жизни.
- Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки).
- Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы детей.
- Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.
Характеристика помещения: отдельный уголок.
Площадь, занятая под экспозицию: 2 полки
Руководитель мини-музея: Сиденко Ю..В., Шляхова Т.В.
Структура управления мини-музеем
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
«История возникновения ложки»
Острую необходимость в таком столовом приборе, как столовая ложка, люди почувствовали еще в далекой древности. И хотя история происхождения столовой ложки повествует, что ложка появилась намного раньше, чем столовая вилка, точную дату ее появления не удалось выяснить до сих пор.
А ведь, практически до настоящего времени, в некоторых племенах африканского и южноамериканских континентов, люди продолжают пользоваться раковинами для зачерпывания жидкой пищи. Собственно говоря, само слово «ложка» является в древнегреческом и латинском языках производным от словосочетания «раковина улитки».
На Руси ложка как средство поглощения пищи появилась по приказу князя Владимира в 998 году н.э., который сразу после крещения всего честного народа в рамках программы повышения культуры до уровня западных стран велел правило кушать не руками, а специальными для того приспособлениями. Уже в «Повести временных лет» она упоминается как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет. Летописец рассказывает, как дружинники князя Владимира сетовали, что едят деревянными ложками, а не серебряными. Князь повелел «исковать» для них серебряные ложки и сказал, что серебром и золотом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото, и серебро.
Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обеда» или «Запасливый гость без ложки не ходит».
В Европе ложка прижилась гораздо позднее. Даже в XII — XIII веках аристократия все еще ела руками. Зато позже, когда ложка заняла свое постоянное место на столах как низших, так и высших слоев населения, последние стали использовать ее как символ богатства.
Интересна история возникновения сервизов на 12 персон. Почему именно выбрано число 12, а не какое-нибудь другое число? Все дело в том, что в Эпоху Возрождения стало модным изготовлять, так называемые апостольские ложки, на ручках которых были помещены фигурки всех 12 апостолов — учеников Христа. А родившемуся малышу, было принято дарить ложку из серебра, на которой был изображен тот апостол, именем которого назвали ребенка. Этот обычай до сих пор можно наблюдать в большинстве христианских стран.
В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек.
Общая черта всех ложек барокко (как и всего, окружавшего аристократию в это время) — необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (были ложки и в виде лотоса, и ракушки, и скрипки и т.п.). Пышный декор барокко не обошел и ложку. Ее украшали сложными эмблемами, цветочными и фруктовыми орнаментами, аллегорическими фигурами и т.п.
Открытие кофейных и чайных домов в XVIII веке привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положила начало производству кофейных и чайных ложек и появлению новых правил этикета. Так, ложку при размешивании сахара нужно было легко придерживать двумя пальцами. Ложка, положенная гостем поперек чашки, означала, что доливать ему чай больше не нужно.
В XIX веке вырос спрос на сувенирные ложки. Первые из них появились еще примерно в конце XVII — начале XVIII веков. Их родиной считается Фрисландия, историческая область на севере Нидерландов и один из центров Северного Возрождения. Здесь впервые ложки стали украшать изображениями реальных местных ландшафтов. В новом, XIX веке, такие ложки распространились по всем лавкам Европы. Именно в это время европейцы, в период средневековья, путешествовавшие с образовательными целями, начали превращаться в туристов.
Около 1900 года в Европе и Северной Америке было произведено огромное количество подобных изделий с гравюрами исторических и ландшафтных достопримечательностей, видами городов и эмблемами государств. Излюбленным украшением стали портреты знаменитых людей.
В настоящее время, число выпускаемых столовых ложек невероятно велико.
А материалами для их изготовления являются: дерево, пластмасса, серебро, золото и позолота, нержавеющая сталь, алюминий и т. д. Между тем, до сих пор, существуют такие виды ложек, область применения которых, как, собственно говоря, и их форма, остаются неизменными.
Основными ложками являются: столовая ложка, чайная ложка, десертная ложка. Кроме того, выпускаются и, так называемы вспомогательные виды ложек: для маслин, для крабов, для супа, для яиц, для бульона, для фруктов, и для икры.
На протяжении своего развития ложка постоянно претерпевала подчас кардинальные изменения, зависевшие как от изменения моды на одежду, так и от перемены стиля жизни вообще. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.
Итоги проекта:
Цель проекта
Создание условий для развития устойчивого познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
1. Приобретение знаний об истории быта крестьян.
2. Развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами.
3. Расширять словарный запас детей названиями предметов русского быта (части ложки и материал, народные промыслы, роспись).
4. Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, творческие способности дошкольника.
5. Воспитывать любовь к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
6. Развивать эстетическое восприятие.
7. Привлечение родителей к мероприятиям, проводимых в рамках проекта.
Тип проекта:
- познавательно – исследовательский, творческий,
- краткосрочный (1 неделя).
При реализации проекта: постарались использовать все виды деятельности,
В рамках проекта провели много дидактических игр:
- В Игре "Разные ложки" продолжали знакомить детей с разнообразным миром предметов и многообразием материалов, из которых они сделаны; развивали речь детей, обогащали детский словарный запас;
- Игра «какая роспись» помогла закрепить умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; обосноваывть свой выбор, называть элементы росписей.
- С помощью Дидактической игры «Составь хохломской узор» Закрепили умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закрепили название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»).
- «Распиши ложку» Помогла Закрепить знания детей о видах росписи. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов , умение подбирать цветовую гамму узора.
И другие игры: "Собери узор", " Какой ложки не стало"
Провели Экспериментальную деятельность «Свойства разных ложек», целью которой было --Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу) уметь применять ложку по назначению: как предмет быта, игры, театрализованного реквизита.
-Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).
- Конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется - не гнется, притягивается- не притягивается магнитом)учить видеть проблему и ставить вопрос уметь доказывать делать выводы высказывать предположения.
И опыты: "Тонет не тонет"." Узнай по запаху", Определи на ощупь "
Играли в веселую игру "Свет мой ложечка скажи" держа в руках металлическую ложку смотримся в вогнутую и выпуклую часть ложки вывод – искажение.
Ложки мы используем как музыкальный инструмент, закрепляем методы и приёмы игры на ложках Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Игра на ложках развивает мелкую моторику рук, импровизации в доступных для детей формах. Играли в игры «сыграй песенку», « Угадай песенку» Игры способствовали развтию музыкального слуха, чувства ритма, координации движений.
Так же активно использовали ложки в подвижных играх "Донеси не урони", «кто быстрей», «удержи ложку» цель этих игр :Развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям, -Развивать ловкость, меткость, быстроту; -Учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу; -Воспитывать здоровый дух соперничества.
Читали народные сказки : " Жихарка" , " Маша и медведь". Три медведя
Посмотрели с ребятами мультфильмы "Маша и волшебное варенье" и "Антошка" в которых ложка играет важную роль в жизни героев.
Играли в кукольный театр где главные герои куклы ложки . У нас в группе есть ложковый театр «Теремок» и «Красная шапочка»
Выполняли Массаж ложками для развития мелкой моторики, улучшения качества артикуляционных движений у детей, делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.
«ЛОБ ПОГЛАДИЛИ МЫ НЕЖНО
И РАССЛАБИЛИ ПРИЛЕЖНО»
«КАК ПОГЛАДИТЬ ЩЕКИ НАМ,
НЕ СДВИГАЯ КОЖУ ТАМ?»
Играли в игру «Изобретатели», в ходе этой игры дети придумали ложки будущего:
«Ложка-няня» будет сама кормить малыша, разговаривать с ним, играть, успокаивать, если он заплачет.
«Ложка- диетолог» будет следить за тем, сколько человеку нужно съесть пищи.
«Ложка-врач» будет ухаживать за больным, кормить его, давать лекарство в определенной дозе и по- времени.
«Ложка- помощник» будет сама кормить человека, если он торопится куда-нибудь и у него заняты руки.
«Ложка-спасатель» будет кормить бедных людей и бездомных людей и животных.
В процессе реализации познавательно – исследовательского, творческого проекта «Чудо-ложки» дети познакомились с историей возникновения ложки, узнали о разновидностях, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования. Представления детей об использовании ложек расширились – кроме традиционного использования во время еды ложки можно применять в различных видах деятельности. На музыке ложки можно использовать как музыкальный инструмент, а также в качестве атрибута для танцев. На физкультуре можно проводить упражнения с ложками, игры, эстафеты. Ложки можно использовать для игр по формированию математических представлений. Также из одноразовых ложек можно изготавливать красивые поделки. Кроме того, ложки можно превратить в различных героев сказок.
На протяжении проекта все дети с удовольствием узнавали новое о таком знакомом предмете - ложке, увлеченно участвовали во всех мероприятиях. Родителей также заинтересовал проект: они приняли активное участие в создании мини музея ложек. Таким образом, можно сделать вывод, что ложки - универсальный предмет, который можно эффективно использовать в образовательной деятельности детского сада для познавательного, художественно-эстетического, физического, социально-коммуникативного и речевого развития детей. Хотим сказать спасибо предоставление эксонатов в наш музей педагогам нашего коллектива.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Родничок» комбинированного вида
Мини музей для детей 6-7 лет,
группы «Капитошка»
«Чудо ложка»
Воспитатели: Сиденко Ю.В., Шляхова Т.В.
Пыть-Ях
2019г.
ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ
Наименование мини-музея: мини-музей «Чудо ложка»
Профиль музея: познавательный.
Цели и задачи:
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, знакомство детей с различными видами ложек.
- Дать детям понятие о том, что человек создает для своей жизни.
- Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем ложки).
- Развивать диалогическую речь, закреплять умение слушать ответы детей.
- Развивать правила этикета, культуры поведения за столом и в музее.
Характеристика помещения: отдельный уголок.
Площадь, занятая под экспозицию: 2 полки
Руководитель мини-музея: Сиденко Ю..В., Шляхова Т.В.
Структура управления мини-музеем
Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Характеристика экспонатов:
- Экспонат предоставила в музей Сиденко Юлия Викторовна.
Ложка появилась на свет намного раньше вилки. Что-то подобное ложкам по форме стали использовать для потребления жидкой и полужидкой пищи ещё в III веке до нашей эры.
Первые предметы, похожие на ложки, изготовлялись из обожжённой глины. По форме это был круглый черпак с ручкой. В дальнейшем их стали производить из кости, рогов животных, дерева, камня, ореховой скорлупы, морских раковин, костей рыб.
- Эту ложку предоставила в музей Шитикова Татьяна Леонидовна.
Дедушка Татьяны Леонидовны с этой ложкой прошел всю войну.
Она алюминиевая.
Дырочка на ложке для того чтобы привязать к брюкам. Если ложку потерял, остался голодный.
- Эту ложку предоставила в музей Павлова Наталия Петровна.
Ложка «Любимица»
Этой ложечкой пользовались несколько поколений семьи Ющук (Павловой Н.П.) – дети и внуки. Ложечка была любимой, так как она маленькая, ею удобно кормить грудных детей. Когда детки подрастали, начинали кушать этой ложкой сами. «Любимица» передается из поколения в поколение.
- Эту ложку предоставила в музей Исмагилова Аделия.
На самом деле история очень простая.
В 2015 году в мае (осенью Аделька пошла в садик) отдыхая в Крыму, поднимались на гору Ай-Петри. Там небольшой рынок с местной продукцией - ложка была куплена как сувенир. Хотели, чтобы у Адельки была своя особенная ложечка, но они окисляются и совершенно не удобные в использовании.
- Эту ложку предоставила в музей Янузакова Фатима Тагировна.
Эту ложку в семье Фатимы Тагировны передают из поколения в поколение. В деревне, где живут ее предки, очень любят кушать деревянными и расписными ложками, так как они легкие, красивые и не нагреваются, когда кушаешь горячую еду. Эта ложка досталась Фатиме Тагтровне от мамы, а маме от бабушки, скоро эту ложку Фатима Тагировна передаст сыну, так как у него родилась дочь
- Эту ложку предоставила в музей Сиденко Юлия Викторовна.
Ложечка находится в группе много лет, она лежит на полочке «Красоты», дети с удовольствием с ней играют, так же используют ее в качестве музыкального инструмента.
- Эту ложку предоставила в музей Шляхова Татьяна Владимировна.
Одноразовая пластиковая столовая ложка. Ложки бывают и одноразовые, можно брать на пикник, в поход.
- Эту ложку предоставила в музей Вершинина Светлана Евгеньевна.
Эта ложечка память о бабушке.
- Эту ложку предоставила в музей Вершинина Светлана Евгеньевна.
Эта ложечка память о дедушке.
- Эту ложку предоставила в музей Иванова Лиза.
У Лизы в семье трое детей и этой ложечкой кормили всех троих.
Мама говорит, что с этой ложечки ела и она сама.
- Эту ложку предоставила в музей Ходжибоева Оиша.
Любимая ложка дедушки Оиши, он всегда давал внукам с ней играть, кормил ею своих внуков
- Эту ложку предоставила в музей Рахманова Аня
Эта пластиковая ложечка напоминает Ане
об отпуске в Анапе, этой ложечкой она ела мороженое в Баскин Роббинс
- Эти ложки предоставила в музей Ирклиевская Оксана Юрьевна
Эти ложечки Оксане Юрьевне достались от бабушки и дедушки, теперь они хранятся дома как семейная реликвия
- Эти ложки предоставила в музей Руденко Айгуль Рафиковна
Эта ложечка подарена дедушкой и бабушкой дочке Айгуль Рафиковне, Наде на
зубок, теперь храниться в семье как реликвия.
- Эти ложки предоставила в музей Шляхова Татьяна Владимировна
Ложечка очень понравилась Татьяне Владимировне, когда они были в отпуске много лет назад в Сочи, ее продавал местный умелец. С тех пор ложечка живет в доме у Татьяны Владимировны.
- Эти экспонаты предоставила в музей Сиденко Юлия Викторовна
Ложковый театр «Красная Шапочка».
Этот театр изготовила и подарила Ю.В. мама
воспитанника Зороглян Алекса.
С этим театром они учавствовали в проекте «Театр для всех».
- Эти экспонаты предоставила в музей Сиденко Юлия Викторовна
Ложковый театр «Теремок».
Этот театр изготовила и подарила Ю.В. мама
воспитанника Зороглян Алекса.
С этим театром они учавствовали в проекте «Театр для всех»и в мероприятии «Минута Славы»
- Бамбуковые палочки
Па́лочки для еды́ — пара небольших палочек, традиционный столовый прибор в Восточной Азии. К четырём странам, где преимущественно используют палочки, относятся Китай, Монголия, Япония, Корея и Вьетнам. В Таиланде, с введением в обращение в XIX веке королём Рамой V европейских столовых приборов, палочками едят только лапшу или супы. Палочки обычно изготавливают из дерева, металла, кости, слоновой кости, а в настоящее время также из пластика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по проекту "Чудо-ложки"
Отчёт по проекту "Чудо-ложки"...
Проект "Чудо ложки"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № Проект«Чудо - ложки» Подготовила:воспитательподготовительной...
Проект «Чудо - ложки»
Актуальность.Каждый день мы встречаемся с ложкой: за завтраком, обедом, ужином. Однажды во время обеда один воспитанник задал вопрос: «А интересно, чем люди ели раньше, когда не было ложек?&raqu...
Название проекта: «Чудо - ложка».
Возрастает роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости....
Проект "Чудо-ложки"
Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них позновательного интереса к окружающему миру, окружающим предметам....
Музыкальный проект «Чудо - ложки»
Музыкальный проект «Чудо - ложки» в п...
Проект «Чудо ложки» старшая группа
Цель пректа формировать познавательный интерес к открытию новых знаний о знакомых предметах (ложке). Обогащать представления детей об истории ложки. Развивать познавательные способности, поискову...