Конспект мастер - класса
план-конспект занятия (старшая группа)

Никитина Екатерина Олеговна

Изготовление традиционной народной куклы на деревянной ложке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_-_klassa_izgotovlenie_kukly.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 131» г. Саратова

Мастер – класс

«Изготовление традиционной народной куклы на деревянной ложке»

Подготовила: воспитатель

старшей группы Никитина Е.О.

2023 г.

Мастер – класс «Изготовление традиционной народной куклы

на деревянной ложке»

Актуальность темы: Проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в наше время приобретает все большую актуальность. Для того чтобы сохранить свою уникальную культуру, необходимо изучать народное прикладное искусство, в том числе традиции в изготовлении тряпичной куклы. Тряпичная кукла – неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Традиционная кукла прошла долгий путь от простой нитяной кисточки над колыбелью младенца, до трудоемких и очень красивых современных кукол, сделанных художниками. И всегда она несла в себе пожелание благополучия, здоровья и любви тому, кто становился ее счастливым хозяином и другом. Используя данную технологию изготовления куклы на ложке, можно не только самостоятельно изготовить куклу, но и обучить этому детей.

Цель: приобщение к народному творчеству, народным традициям; научить изготавливать традиционную народную куклу на деревянной ложке

Задачи:

Образовательные

- Познакомить с видами традиционных кукол;
- Познакомить с технологией изготовления кукол из ткани;

- Научить изготавливать традиционную народную куклу на ложке.

Развивающие

- Развивать кругозор в области декоративно-прикладного искусства;
- Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев;

Воспитывающие
- Воспитывать интерес к народным традициям.

Форма проведения: групповая.

Состав участников: воспитатели детского сада.

Оборудование и материалы:

Материалы:
- деревянная ложка
- лоскуток ткани (прямоугольник) белого цвета 35х6 см для нижней косынки и ручек;
- цветной лоскуток ткани (прямоугольник) для юбки 25х10 см;
- цветной лоскуток ткани (треугольник) 26 см по диагонали для верхней косынки;
- моток ниток красного цвета.

Наглядное пособие: образцы кукол, технологическая нарта.

Содержание мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости! Сегодня мы подробно остановимся с вами на славянских куклах. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Обереговые куклы: Куватка, Ангелочек, Лихоманки, День и ночь, Параскева, Вепсская, Бабушкина кукла, Колокольчик.

Обрядовые куклы: Неразлучники, Мировое дерево, Масленица и «Домашняя масленица», Коляда, Кострома, «Кукушечка» и кукла кукушечка, Покосница, Купавка, Коза, Зольная кукла, «Козьма и Демьян», Капуста.

Игровые куклы: Столбушки, Малышок-голышок, Барыня, кукла «на выхвалку», «Простоволосая», «Кукла с косой», Кукла нарядная, Девка-баба.

Самые первые куклы делались из золы. Зола из очага смешивалась с золой. Масса скатывалась в шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку» лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная из льна или пеньки, наряд из пёстрых лоскутков – вот такая было кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплетались отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота – почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет его и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником – куклой «выметала сор из избы». У каждого новорожденного дитя было в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза».

Самая распространенная детская игровая кукла – «стригушка». Делалась она из стриженной травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал на него лечебное действие.

Еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не «уходила», т.е. не рвалась, портилась, это «Вепсская кукла». Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была «не резанная и не колотая». До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Были куклы в помощь хозяйке. Кукла «десятиручка» помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу «зерновушку», или «крупеничка». Делали ее после сбора урожая. В основе куклы – мешочек с зернами, собранными с поля. Так же эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки.

Прошу обратить внимание на экран, перед вами фото кукол на ложке, изготовленных совместно с детьми старшей группы группы.

Технологическая карта

«Изготовление традиционной народной куклы на деревянной ложке»

Укладывая ребенка спать, мама, у него на глазах, делает куклу, с которой он засыпает. Утром одежду с куклы снимают, и ложка может использоваться по назначению.

И так приступаем к изготовлению традиционной народной куклы на деревянной ложке:

1. Берем ложку, выпуклая ее сторона это будет личико куклы, основание - шея.

2. Берем лоскуток цветной ткани, это будет юбка куклы, и собираем юбку у основания шеи, чтобы разрез юбки был сзади. Ниткой туго завязываем.

3. Берем лоскуток белой ткани. Из него мы сделаем нижнюю косынку для куклы и ручки. Сгибаем длинный край к середине. Верхний край подгибаем к нижнему. С обеих концов на ткани завязываем узелочки красной нитью.

4. Одеваем нижнюю косыночку. Сзади крест-накрест, спереди завязываем на узел.

5. Изготовление косынки. Берем треугольный лоскуток ткани, немного подгибаем край. Когда косыночку одеваем, нужно это сделать так, чтобы нижняя косынка была видна. Спереди крест-накрест перекручиваем, заводим косынку под ручки внизу и сзади завязываем на узелок.

6. Кукла готова!

Очень важно, чтобы ребенок сам дал кукле имя. Важно, чтобы ребенок помогал выбирать материал, придерживал, завязывал, расправлял и т.д. вплоть до самостоятельного изготовления, особенно старшим ребенком для младшего.

Обязательно интересуйтесь, как ребенок играет с куклой, задавайте вопросы, хвалите за фантазию, за заботу и ласковое обращение с куклой.

В такой игре у ребенка развиваются: коммуникативные способности; инициативность в постановке задачи (одеть куклу, сделать ей посуду и прочее); воля – как способность удерживать образ внутри себя и завершать поставленную задачу; рукоделие; ролевая игра и очень важная игра с предметами-заместителями (любой подручный материал и предметы и т.д.). Разучивайте с ребенком для куклы колыбельные песни. Так как кукла игровая, лицо оформлять можно, но вряд ли надо. Ребенок часто будет убаюкивать куклу, а открытые глаза будут вызывать противоречие, кроме того, ребенок через куклу проживает разные эмоции и настроение, а штамп в оформленном лице будет больше мешать, чем способствовать такой глубокой внутренней связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по социоигровой технологии в образовательной области "Художественное творчество".

данный материал интересен для применения в работе с детьми, дети заинтересованы, т. к. всё в игровой форме и право свободного выбора....

Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"

В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Детский мастер класс. Конспект мастер класса по конструированию объёмной открытки к Дню Победы.

Детский «мастер – класс» – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям...

Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет «Часы. Мастерим сами».

Конспект мастер-класса для родителей и детей 6-7 лет«Часы. Мастерим сами»....