В мире разных материалов
план-конспект занятия (старшая группа)

Байбакова Светлана Александровна

Актуальность: Ребёнок легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир. С помощью игровых занятий, разъяснительных бесед, наблюдений, детского экспериментирования, художественной деятельности и рекомендаций родителям можно корректировать представление детей о взаимосвязи природы и человека, сделать их более отчетливыми для осознанного ориентирования в окружающем предметно-природном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_raznyh_materialov.docx301.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида № 196»

Проект группы «Божья коровка»

тема: «В мире разных материалов»

Выполнили:

воспитатели высшей

квалификационной категории

группы «Божья коровка»

Байбакова С.А.

Киреева С.А.

2022 г.

Паспорт проекта

«В мире разных материалов»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Длительность: краткосрочный (двухнедельный)

Срок реализации проекта: ноябрь - декабрь 2022 г.

Участники: дети и воспитатели старшей группы

Возраст детей: 5 - 6 лет

Актуальность: Ребёнок легко осваивает материал предметов в его изменении, движении, развитии, что даёт толчок для появления прогностического взгляда на рукотворный мир. С помощью игровых занятий, разъяснительных бесед, наблюдений, детского экспериментирования, художественной деятельности и рекомендаций родителям можно корректировать представление детей о взаимосвязи природы и человека, сделать их более отчетливыми для осознанного ориентирования в окружающем предметно-природном мире.

Проблема: Ребёнок придя из дома задал вопрос: «А вы знали что бумагу делают из дерева?» На что я ответила: «Да,конечно я знала?». Тогда у мальчика (Матвея) возник ещё один вопрос: «А что ещё делают из деревьев?»Так пришло решение о создании проекта по теме материалов. Чтоб удовлетворить любопытство детей в области познания. "Из каких материалов созданы окружающие предметы?»

 у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о  материалах из которых сделаны предметы, с которыми сталкиваются ежедневно.

Цель:формирование представлений у детей о свойствах и качествах материалов (дерево, металл, бумага, пластмасса).

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»

  • Формировать у детей умение ориентироваться в мире материалов, умению распознавать и называть их ;
  • Побуждать к самостоятельному исследованию и сравнениюматериалов по их свойствам.

Задачи познавательных областей и интеграций:

«Социально-коммуникативное развитие»

  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к окружающему нас миру;
  • Воспитывать бережное отношение к природе и её ресурсам.

 «Речевое развитие»

  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развитие связной речи в составление рассказа;
  • Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания.

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать художественно- творческие способности;
  • Формировать умение согласно заданию подбирать цвета и материалы.

«Физическое развитие»

  • Накопление и обогащение двигательного режима у детей;
  • Сохранение укрепление физического и психического здоровья детей;

Целевые ориентиры:

Личностные:

  • формирование познавательной и социальной мотивации;  
  • воспитывать нравственные ориентиры.

Регулятивные:

  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умению отвечать на вопросы;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты

Познавательные:

  • умение работать по заданному алгоритму;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

  • умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
  • умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

Материально-техническое обеспечение:

Фотоаппарат, компьютер, USB носитель, материалы для самостоятельной изо.деятельности детей, детская литература, мультимедийное оборудование, предметы из различного материала, предметы для экспериментирования (таз с водой, магнит)  , дидактическая игра «Что из чего сделано», плакаты и другие наглядные пособия, литература на предложенную тематику.

Итог проекта:

  • Усвоение детьми знаний, представлений и умений о предметах рукотворного мира,его качествах и свойствах;
  • Развитие у детей самостоятельности, самосознания и активности;
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка ИЗОдеятельности детей путём  пластилинографии: «Новогодний шар» на пластиковом диске (использование предметов из бросового материала).
  • Разработка и изготовление дидактической игры: «Найди половинку»

Взаимодействие с родителями: Работа с родителями:

  • Консультация для родителей на тему: «Из чего сделаны предметы».
  •  Консультация для родителей на тему: «Путешествие в прошлое (история возникновения вещей)».
  • Домашние задание: Участие в акции открытки с поздравлением для солдат участников спецоперации # мывместе#»

                         

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по теме проекта.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, игровых ситуаций.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом.

Основной этап:

Мероприятия

на ноябрь - декабрь

НОД, беседы, наблюдения

НОД: «В мире материалов»

Беседа: «Материалы: пластмасса и металл», «Что изготавливают из этих материалов», «Как отличить бумагу от дерева?»

Отвечают на вопрос воспитателя, участвуют в экспериментальной деятельности, называют свойства и качества предметов.

Создание игровой ситуации, проводит эксперименты с предметами из разных материалов, знакомит со свойствами магнита, проводит опыт «Тяжелее и легче воды»,

Наблюдения во время прогулки: за работой дворника и из каких материалов изготовлен его инвентарь, деревьями и кустарниками на прогулочном участке, .

Труд: расчистка дорожек от снега и постройка различных фигурок из снега.

Посещении выставки «Русская светёлка» в ЦДБ № 15

Пальчиковые игры: «Пошагали ножки», "Замок".

Игровая деятельность

Образовательная ситуация: «Из чего делают мебель?» Дидактические игры: «Подбери картинку»,«Что на что похоже»,«Было и стало», «Чья форма», «Что изменилось», "Что из чего сделано».                       Подвижные игры: «Веселый бубен», «Кто быстрей найдёт», «Самый ловкий».
С. Р. игры: «Магазин» ,«Семья» 

Музыкальная игра: «Шарики фонарики»

Чтение художественной литературы

Чтение: Бажов « Хозяйка медной горы»,  Волков  « Волшебник изумрудного города»

Продуктивная деятельность

 Рисование : «Филимоновскую игрушку», «Деревянные ложки», «Окна с расписными ставеньками», «Эмалированную кастрюлю»

Аппликация с элементами рисования «Русская матрешка»

Лепка: пластилинографию на пластиковом диске «Новогодний шар». Играют в настольные игры, в сюжетно-ролевые игры.

Совместная деятельность

с родителями

Консультация: «Из чего сделаны предметы» «Путешествие в прошлое (история возникновения вещей)».                                                                          Домашние задание: Участие в акции открытки с поздравлением для солдат участников спецоперации # мывместе#»

 Заключительный этап:

  • Выставка работ из природного материала по теме проекта, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Беседа «В мире материалов».
  • Выставка детских работ: «Символ года. Заяц».
  • Самостоятельная игровая деятельность детей в уголке конструирования.
  • Использование дидактических игр по формированию знаний о различных материалах используемых в игровой деятельности.
  • Обработка и оформление материалов проекта.

 Список литературы

1. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группы. – М. : Элизе трейдинг, ЦГЛ, 2003.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и окружающим миром. Старшая группа. – М. : Мозаика синтез, 2018.

4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр «Сфера», 2002

5. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.

6. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.

7. Н. А. Рыжова Что у нас под ногами : блок занятий "Песок. Глина. Камни". - М. : Карапуз-Дидактика, 2005

Приложения

В мире материалов

(ознакомление с окружающим миром)


 Задачи:

Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет.

Познакомить с процессом изготовления изделий из металла, стекла, дерева.

Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы.

Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах материалов.

Развивать умение различать качества и свойства разных материалов путём сравнения.

Развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к вещам.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, показ, сравнение, объяснение, обсуждение, элементарные опыты, дидактические игры, наглядный метод.

Оборудование: изделия из дерева - матрёшка, игрушечный стул, свистулька; изделия из металла - ложка, колокольчик, машина; изделия из стекла -ваза, стакан, лампочка; ноутбук, ширма.

Ход занятия:

1.Вступительная часть.

-Ребята, какое ваше настроение?

-Отличное!

-Вы хотите узнать нового и интересного о стекле, металле, дереве?

-Да.

-Тогда отправимся в страну Мастеров и узнаем, чем же они там занимаются?

2.Путешествие в страну Мастеров.

(Открывается ширма,  появляется Король Мастеров).

Король мастеров:

-Добро пожаловать в нашу страну. Я вас познакомлю с людьми, которые творят чудо.

Остановка Город Стёкол. (Рассказ Короля Мастеров).

-Здесь мастера стекло делают из песка, но только не из обычного, которого много в песочнице на участке, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить и охлаждённое стекло сохранит её. Из жидкого стекла можно штамповать самые разные предметы (стаканы, вазы, чашки).

Из жидкого стекла можно выдувать разные формы. Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму (например, вазы). Жидкое стекло можно резать специальными ножницами - вырезать разные украшения (например, цветок для вазы, ушки для стеклянных фигурок животных). (Показ слайдов о изготовлении изделий из стекла).

Остановка Город Металлов.

-Здесь живут мастера, которые творят чудеса из металла. Мастера расплавляют металл в больших жарких печах. Жидкий металл разливают в нужные формы; когда этот металл, который называется « чугун», застынет, из него получатся сковородки, вагонные колёса и др.Чугун - очень крепкий металл, но он плохо гнётся и от сильного удара может расколоться. (Показ слайдов о изготовлении изделий из металла).

Остановка Город Дерева.

-В этом городе из дерева строят железнодорожные вагоны, речные суда и лодки. Почти всю мебель, многие музыкальные инструменты, ящики радиоприемников и телевизоров делают из дерева. Древесина нужна для изготовления ученических ручек и карандашей, инструментов, игрушек и множества самых разнообразных вещей. 
Древесина — выгодный и дешевый материал. По весу она легче многих других материалов, прочна, легко и хорошо обрабатывается, окрашивается и соединяется при помощи клея, гвоздей, болтов и шурупов. Деревянные сооружения хорошо удерживают тепло и защищают от звуков. (Показ слайдов о изготовлении изделий из дерева).

Воспитатель:

-Спасибо вам за ваше путешествие и за интересный рассказ. Наши дети очень многого узнали о вашей стране и о мастеров своего дела.

Король Мастеров:

-До свидания, пусть мой рассказ будет полезным знанием для вас. Мы рады видеть вас всегда в нашей стране. (Ширма закрывается).


3.Определение материала, из которого сделан предмет.

Перед детьми на столе лежат предметы: ваза, стакан, лампочка, ложка, машина, колокольчик, матрёшка, игрушечный стул, свистулька.

Воспитатель:

-Дети, скажите, из чего сделаны эти предметы и какие они?

Дети:

-Это стакан, сделан из стекла, он стеклянный.

-Это стул, сделан из дерева, он деревянный и т.д.

4.Физминутка «Улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

5.Сравнение материалов.

Воспитатель опускает в стакан шарик. Спрашивает, как дети догадались, что в стакане?

Дети:

-Стекло прозрачное.

Воспитатель:

- А теперь скажите, что в железной кружке?

Дети:

- Не видно.

Воспитатель:


- Значит, изделия из металла непрозрачные.

Воспитатель:

-Если стакан бросим на пол, что будет?

Дети:

-Разобьётся. Стекло хрупкое.

Воспитатель:

- А если ложку или матрёшку бросить на пол?

Дети:

- Они не разобьются. Они прочные.

Воспитатель:

- Потрогайте руками стекло и дерево, что тёплое, а что холодное?

Дети:

- Стекло холодное, дерево тёплое.

Берём ёмкость с водой. Дети кладут предметы на воду (ложка деревянная и железная). Смотрят, какой из них тонет и какой не тонет.

Дети:

-Деревянная ложка не тонет, а железная ложка тонет.

Вывод: Стекло - хрупкое, водонепроницаемое, прозрачное. Металл- прочный, тяжёлый, гладкий. Дерево – прочное, лёгкое, не тонет.

6.Игры на определение нужного материала и предмета.

Игра «Узнай по звуку».

Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Воспитатель поочерёдно извлекает звуки из предметов. Дети должны назвать материал, из которого сделан предмет.

Игра «Что лишнее?».

Карточки с изображением четырёх предметов; три предмета изготовляются из одного и того же материала, а один-из другого( например, ваза, зеркало, флакон, карандаш).

Игра «Где твоё место?».

Каждый ребёнок загадывает, каким предметом рукотворного мира он будет в игре. Воспитатель называет одно из свойств и качеств любого материала и действие, которое должны выполнить дети. Например: «Если материал, из которого вы сделаны, утонет в воде, - похлопайте в ладоши», «Те, кто боится упасть на пол и разбиться, встаньте около меня» и т.д.

7. Заключительная часть.

Воспитатель:

- Дети, о чём мы с вами говорили, что нового узнали?

Дети:

- Узнали, как изготавливают изделия из металла, дерева, стекла. Сравнивали материалы, делали

Комплексное занятие: «Определить предмет»

Образовательные области: «Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи: углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металле, дереве, стекле, пластмассе, резине, ткани, бумаге; развивать умение различать их по свойствам и качествам.

Ход занятия

1. Игра «Сгруппируй предметы».

На столе вперемешку лежат различные предметы. Воспитатель выясняет, что дети знают о них, из чего они сделаны, и предлагает сгруппировать их по материалам, из которых они сделаны. После выполнения работы дети называют материалы: стеклянные, деревянные, пластмассовые,  и пр. По очереди называют признаки материалов, применяя обследовательские действия и опыты:

дерево непрозрачное, твёрдое, ломается, плавает;

пластмасса - лёгкая, гладкая, хрупкая, плавает;

металл - тяжёлый, звонкий, непрозрачный, прочный, тонет.

2. Игра «Разрезные картинки».

Дети делятся на несколько групп по количеству предметов. Каждой группе даётся конверт с разрезной картинкой (стол, стакан, мяч и т. п.).

Дети собирают предмет, затем, не показывая его, по очереди загадывают друг другу загадку о том материале, из которого он изготовлен.

3. Игра «Закончи предложение».

Дети встают полукругом. Воспитатель начинает предложение, ребёнок, которому он бросает мяч, заканчивает его.

Например: ложка из дерева, она какая?...

4. Игра «Можно ли сделать.».

Воспитатель задаёт проблемный вопрос ребёнку, у которого оказалась «волшебная палочка».

Например: можно ли из бумаги сделать зонт? …

Ребёнок даёт ответ и аргументирует его.

5. Рисование «Любимый предмет».                                                              Задание. Нарисовать предметы, изготовленные из наиболее понравившегося материала.

В заключение проводится выставка рисунков. Дети высказывают свои мнения о рисунках друзей.

https://fs.znanio.ru/methodology/images/80/e6/80e61646ec5d30123d67fc9f4099bead235f38f6.jpg

                         

       

 

   

     

https://fs.znanio.ru/methodology/images/08/4a/084a6890e27aa5a951a4456f25ce4761f0742b7f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме: "Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду".

В  данной  статье  предлагается  опыт  работы  объединения  "Умелые  ручки".  Стараясь  максимально  обобщить  свою  работу  в...

Творческая продуктивная деятельность из разных материалов по ручному труду.

Выставка творческих работ из разных материалов, выполненных дошкольниками (подготовительная группа) компенсирующей направленности....

"Работа с разными материалами на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности"

Сообщение на методическом совете воспитателей школы о применении разнообразных материалов на занятиях по ручному труду в дошкольной группе компенсирующей направленности (показ творческих работ воспита...

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом....

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для родителей

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться  приобретенным опытом с другими людьми....

проект "В мире разных материалов"

Для повышения интереса к окружающему миру, развитию любознательности у дошкольников необходим комплексный подход. Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения дей...

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе «В мире разных материалов»

Календарно - тематическое планирование во второй младшей «В мире разных материалов»...