План работы по теме самообразования
материал (средняя группа)
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – народное творчество.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё то ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно фольклор может использоваться в учебно–воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять нас своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Устное народное творчество является и важнейшим средством развития всех сторон речи детей. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Стремление изучить значение фольклорных в воспитании детей дошкольного возраста нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Кедровый»
План по самообразованию педагога
«Значение фольклора в воспитании детей дошкольного возраста»
2022-2023 уч.год
Выполнила: Кузнецова О.Г.
воспитатель
2022г.
Актуальность
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – народное творчество.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё то ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно фольклор может использоваться в учебно–воспитательном процессе дошкольников так же, как и во времена наших прабабушек.
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять нас своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Ценность фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Устное народное творчество является и важнейшим средством развития всех сторон речи детей. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Стремление изучить значение фольклорных в воспитании детей дошкольного возраста нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
Цель работы: повышение уровня собственной профессиональной компетентности по вопросу всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с устным народным творчеством.
- проанализировать методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;
- оценить целесообразность и успешность использования устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросу использования малых фольклорных форм с целью воспитания детей;
- поделиться приобретенным опытом с коллегами.
Ожидаемые результаты:
- у детей расширятся представления о фольклоре;
- у детей активизируется словарный запас;
- у детей расширится запас знаний и представлений об окружающем мире;
- дети научаться внимательно слушать и понимать художественные произведения, воспринимать текст без наглядного сопровождения;
- дети станут менее скованными, более артистичными;
- дети станут активнее проявлять интерес к устному народному творчеству.
Этапы работы над темой
Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:
1. Диагностический:
- изучение методической литературы по теме самообразования;
- анализ и систематизация опыта коллег по теме.
- организация педагогического наблюдения за воспитанниками.
2. Прогностический:
- постановка цели и задач работы;
- разработка перспективного плана на учебный год.
3. Организационный.
- создание условий для проведения работы:
- создание центра «В гостях у бабушки Арины» в группе;
- составление картотек загадок, считалочек, дразнилок, мирилок, частушек, пословиц и поговорок.
- создание фонотеки с аудиосказами.
4. Практический.
- работа с детьми по плану.
Содержание работы | Сроки |
Планирование работы с детьми: | |
Загадки | Сентябрь |
Пословицы и поговорки Фольклорный праздник «Русские посиделки» | Октябрь |
Чистоговорки | Ноябрь |
Песенки | Декабрь |
Считалочки Фольклорный праздник «Рождественские колядки» | Январь |
Дразнилки | Февраль |
Чтение русских народных сказок Фольклорный праздник «Идет Весна - красна, отворяй-ка ворота» | Март |
Мирилки | Апрель |
Частушки | Май |
Планирование работы с родителями воспитанников: Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» | Сентябрь Октябрь |
Конкурс «Лучшая частушка собственного сочинения» | Ноябрь |
Папка – передвижка «Дети и пословицы» | Декабрь |
Консультация «Роль фольклора в развитии детей» | Февраль |
Папка – передвижка «Развитие речи ребенка. Чистоговорки. Скороговорки» | Март |
Папка-передвижка «Формирование ребенка как личности в процессе ознакомления с народными играми». | Апрель |
5. Обобщающий.
- организация педагогического наблюдения за воспитанниками;
- подведение итогов;
- трансляция опыта.
Список используемой литературы
Методическая литература:
- Библиотека русского фольклора. Народная проза. - М.: Советская Россия, 2018.
- Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2017.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
- 365 золотых стихов, загадок, потешек на каждый вечер. – М.: Омега, 2016.
- Науменко Г. М.; Фольклорная азбука / Г . - М. : Центрполиграф, 2015.
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-358361-1386759877.jpg)
План работы по теме самообразования: « Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру
Формировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/01/picture-422175-1462088403.jpg)
План работы по теме самообразования.
Актуальность проблемы речевого развитя. План работы по теме самообразования....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/01/picture-616465-1709275311.jpg)
План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-472126-1507443598.jpg)
план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-1059413-1577036808.jpg)
ПЛАН работы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников).
ПЛАНработы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников). Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспери...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-911510-1490950130.jpg)
План работы по теме самообразования «Элементы игрового стретчинга как способ повышения интереса к физкультурным занятиям» На 2021-2022 год (первый год работы над темой)
Тема самообразования: «Элементы игрового стретчинга как способ повышения интереса к физкультурным занятиям».Сроки реализации: 01.09.2021 г. – 31.05.2022 г.Цель: Развитие двигат...