Картотека игр "Кубики Никитина"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Фомина Зарина Владимировна

Борис и Елена Никитины известны у нас в стране и за рубежом, как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Они  разработали интересную систему развивающих игр.

 Главное в них – творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому мышлению.

Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx404.23 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр «Кубики Никитиных»

Пояснительная записка «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

 Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. Важно развивать у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия и в итоге, самостоятельно приобретать знания. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.

Достоинства игровой деятельности известны всем. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с трудностями. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки.

Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров. Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Выявление и абстрагирование свойств.

Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умение выделять в предметах от одного до трёх свойств: (цвет, размер, форму), абстрагировать одни от других, называть их. Следовать определенным правилам при решении практических задач.

Игра: «Дружба»

Цель: развитие умений находить сходства и различия.

Материал: Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Педагог выкладывает фигуры. Выделяя одинаковые свойства в предложенных фигурах, дети определяют, какие фигуры дружат, или не дружат, если свойства разные.

Игра: «Кто лишний?»

 Цель: Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению. Материал: Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: На столе представлены три фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник). Кто лишний? (треугольник) Варианты: 1. Большой квадрат, маленький квадрат, треугольник большой, прямоугольник большой. (маленький квадрат), (треугольник) 2. Прямоугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник. (треугольник) и т.п 4

 Игра: «Продолжи последовательность»

 Цель: Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определённым правилам.

Материал: Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Перед детьми выложена дорожка из фигур. В дорожке дети смотрят, какая за какой по цвету фигура должна идти. Вместе с детьми разбираем правило построения дорожки. Решают, с какой фигуры начнут дорожку, и строят её. Фигуры выкладывать можно по очереди, когда каждый ребёнок подходит к фигуре и выбирает нужный и прикладывает ее к дорожке. Или работает самостоятельно, можно в паре. Сначала дети строят дорожки по готовым правилам, потом могут придумать их сами.

По аналогии можно провести игру «Собери бусы для мамы», «Разложи в коробке конфеты» и т.п.

Сравнение. Игры и упражнения этой группы помогут развивать у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трём свойствам, видеть в них общее или различное. Они помогают ребёнку овладеть этим умением в разных ситуациях: когда в его поле зрении находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.

Игра: «Разные дорожки»

 Цель: формировать у детей способность создавать сериационные ряды с целью понимания относительности величины, развивать умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Материал. Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Педагог: давай поиграем. Посмотри, какую дорожку я выложила. Какого она цвета? Сложи: - такую же дорожку; - другого цвета; - чередуя цвета; - из большего количества кубиков; - сколько всего у нас дорожек? - из каких фигур выложена дорожка? -чем они отличаются друг от друга? -какая из дорожек самая длинная, самая короткая? 5 -с какой дорожки начнем выстраивать ряд, с самой короткой или с самой длинной? - какая полоса будет следующая? - какая полоса длиннее желтой, какая короче? - сравните первую и последнюю полосу, какая из них длиннее, какая короче?

Игра: «Почти судоку» Цель: развитие логического мышления, уметь сравнивать. Материал. Развивающая игра «Сложи узор» Никитина Б.П. Предварительная подготовка: Для игры на листе картона необходимо подготовить игровое поле: толстым фломастером начертите большой квадрат со стороной 20 см и разделите его на 4 маленьких квадрата со стороной 10 см. Каждый маленький квадрат разделите (тонким фломастером другого цвета) ещё на 4 квадрата со стороной 5 см.

Описание игры: предложите ребёнку расставить все кубики в квадраты так, чтобы в каждой строчке, в каждом столбике и в каждом маленьком квадрате цвет верхней грани кубика встречался только один раз (синий, красный, жёлтый, белый). Поставьте несколько кубиков вместе с ребёнком, а затем предложите ему продолжить самостоятельно. Когда ребёнок выполнит задачу, в следующий раз вы можете сами поставить несколько кубиков, а разместить остальные предложите ребёнку (принцип судоку). По аналогии можно выложить треугольники.

Игра: «Чудо квадрат»

Цель: развивать речь, внимание и память; закреплять основные цвета. Игровая задача - самостоятельно выкладывать геометрические фигуры из кубиков Никитина «Сложи узор».  

Описание игры: давай поиграем. Посмотри, какая фигура у меня получилась. Как она называется? Какого она цвета? Сложи: - такой же квадрат как у меня; - другого цвета; - сравни кубики; - из большего количества кубиков.

Анализ и синтез. Чтобы ребенок мог сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ. А исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом, т.е. провести синтез. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

Игра: «Кто быстрее» 

Цель: развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени. Игровая задача – выбрать из предложенных образцов такой, чтобы сделать узор из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. за 5 минут и завершить его.

Описание игры: Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности образец для создания узора из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. именно за 5 минут. По сигналу воспитателя дети начинают создавать узор из кубиков по образцу. Через 5 минут воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или не выполнения предложенного задания

Игра: «Выложи по памяти».

Цель: развивать произвольное внимание, память, логическое мышление. Игровая задача – повторить по памяти узор из кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П.

Описание игры: Детям предлагается образец схематичного изображения предмета из набора кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. Затем убирается. Дети выкладывают по памяти изображение. Выигрывает тот, что повторил узор без ошибок.

Игра: «Справа, как слева»

Цель: развивать образное воображение, логическое мышление, память. Игровая задача – сложить справа кубики и закончить узор из кубиков «Сложи узор» Никитина Б.П. Описание игры: Воспитатель: Кукла Катя собирала кубики и забыла собрать до конца узор. Нужно собрать их так, чтобы одна сторона была похожа на другую. Выигрывает тот, что повторил узор без ошибок.

Игра: «Прощание с журавлями». 

Цель: развитие умения решать конструктивные задачи различными способами (по схеме, силуэту), развитие аналитико-синтетического мышления.

Материал: комплекты развивающей игры: кубики Никитина Б.П. «Сложи узор», схема «птичий клин».

Описание игры: Конструирование птичьего клина по схеме с помощью кубиков Никитина Б.П. «Сложи узор».

Игровые действия: Воспитатель: – Какое сейчас время года?

 – Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какой сейчас осенний месяц?

– Как можно назвать осень в ноябре?

– Какие изменения в природе происходят осенью?

Демонстрация картинок с изображением различных видов перелета птиц. Воспитатель: сейчас я вам предлагаю построить птичий клин с помощью кубиков «Сложи узор» 9

Литература

1.Никитины Л.А. и Б.П. «Мы и наши дети» 2.Никитин Б.П. «Развивающие игры» 3.Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал для занятий. Кубики Никитина "Сложи узор"

Как известно,кубики "Сложи узор" — одно из самых известных пособий Никитина, мы очень часто используем на занятиях или,как сейчас принято, в совместной организованной деятельности с детьми....

планирование подгрупповых игр-заняний с детьми средней группы по блокам Дьеныша и кубикам Никитина "Сложи узор;

Перспективное планирование на учебный год диактическиз развивающих авторских игр с иллюстрацциями....

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)

Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....

Картотека игр "Кубики Никитиных"

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и инфо...

Игра "Точечки" Б.П.Никитина. Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Б.П.Никитина.

 Игра Б.П.Никитина «Точечки» - это прекрасная игра для начала обучения счету и знакомства с цифрами и числами...

Картотека схем для пособия "Кубики Никитина"

Картотека схем для пособия "Кубики Никитина" с выделенными контурами для детей с нарушением зрения...

Картотека развивающих игр кубики-Никитина.

Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятел...