ПРОЕКТ «ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» как интегративное дидактическое средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников.
проект (подготовительная группа)

Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 4 «СКАЗКА» ГОРОДА АЛУШТЫ

ПРОЕКТ «ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
как интегративное дидактическое средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников.

Воспитатель: высшей категории Дзюбинская
Татьяна Михайловна

2020 – 2021 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Вид проекта: информационно –практико – ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Охватываемые образовательные области (ОО): «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Актуальность темы: программные требования к организации социально – личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать родину; воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших бойцов. («от рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез)

     10 февраля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Почему эти дни стали памятными? Их прославили герои России в разное время. Об этих героях, об их подвигах должны знать дети.

     Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников.

Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, продуктивной, творческой, познавательно - исследовательской деятельности, а также чтению.

Задачи проекта:

  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социально – коммуникативная»);
  • Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен (ОО «Познавательная»);
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО «Социально – коммуникативная»);
  • Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Художественно – эстетическое»);
  • Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественно – эстетическое»);
  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО «Физическая»);
  • Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая»).

Содержание проекта:

  1. Цикл мероприятий по теме «День победы русских полков во главе  с великим князем Д. Донским над монголо – татарскими войсками в Куликовской битве 21 сентября 1380 года».
  2. Цикл мероприятий по теме «4 ноября – день народного единства».
  3. Цикл мероприятий по теме «1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1835 год)».
  4. Цикл мероприятий по теме «5 декабря – день начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 год)».
  5. Цикл мероприятий по теме «24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)».
  6. Заключительное мероприятие к 23 февраля, Дню защитника отечества, - «Богатырские состязания».

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным в истории Отечества, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности. В случаях затруднения обращаются ко взрослому.

Продукт проектной деятельности:

  • «Войско Дмитрия Донского» - коллективная художественная лепка.
  • «Наши колокола» - колокола, выполненные в технике тестопластики.
  • Рисунки детей «Портрет героя».
  • Коллаж «Русская эскадра».
  • Мультимедийная презентация «Инновационные формы работы с семьей».

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

№ п/п цикла

Образовательные области

Тема цикла

Содержание цикла

1.

  • «познавательная»,
  • «Художественно – эстетическая»,
  • «Речевая»,
  • «Социально – коммуникативная».
  • «Бородино»
  • День победы русских полков во главе с великим князем Д. Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 21 сентября 1380 г.
  • Занятие «Бородино».
  • Беседа «Д. Донской – освободитель земли русской.
  • Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
  • Лепка на тему «Радостное возвращение русского войска».

2.

  • «познавательная»,
  • «Художественно – эстетическая»,
  • «Речевая»,
  • «Социально – коммуникативная».

4 ноября – День народного единства

  • Беседа «Минин и Пожарский – защитники земли русской».
  • Разучивание стихотворения С. Васильева «Россия».

3.

  • «познавательная»,
  • «Художественно – эстетическая»,
  • «Речевая»,
  • «Социально – коммуникативная»,
  • «физическая».

1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.)

  • Комплексное занятие « О П. Нахимове и его подвиге».
  • Изготовление коллажа «Русская эскадра».

4.

  • «познавательная»,
  • «Художественно – эстетическая»,
  • «Речевая»,

5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.)

  • Заочная экскурсия в музей боевой славы «Битва под Москвой» (онлайн)).
  • Рисование «Спасибо деду за победу».

5.

  • «познавательная»,
  • «Художественно – эстетическая»,
  • «Речевая»,
  • «Социально – коммуникативная»,
  • «физическая».

24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 г.).

  • Портретная галерея героев: «Генералиссимус А. В. Суворов».
  • Рисование «Портрет героя».
  • Игра – дискуссия с родителями «Выбери дистанцию».

6.

  • «познавательная»,
  • «Художественно – эстетическая»,
  • «Речевая»,
  • «Социально – коммуникативная»,
  • «физическая».

23 февраля – День защитника Отечества

  • Праздник с родителями «Богатырские состязания».
  • Рисование «Портрет папы»

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этапы

Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

задачи

Срок реализации

Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей

Место и время проведения

1

2

3

4

5

6

I

Родительское собрание

Ввести родителей в проблему. Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома.

3-я неделя сентября

Участие в собрании, сбор материала по содержанию проекта; включение в реализацию проекта работу дома, индивидуально со своим ребенком.

Музыкальный зал,

вечер

II

07.09

«Бородинское сражение»

Дать представление о том, что на Руси всегда были в почете воины – защитники Родины, имена и подвиги которых помнят, несмотря на давность событий. Ознакомить с историческими событиями времен монголо-татарского ига, с произведениями живописи и фольклора, отражающими эти события.

1-ая неделя сентября

Чтение былин, рассказов, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен.

Групповая комната,

день

III

21.09

День победы русских полков во главе с великим князем Д. Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 21 сентября 1380 г.

  1. Занятие. Путешествие «Освободитель земли русской».
  2. Беседа по картине М. В. Васнецова «Богатыри».
  3. Занятие. Коллективная лепка с родителями «Радостное возвращение русского войска в Москву».
  4. Чтение былин.

Дать представление о том, что на Руси всегда были в почете воины – защитники Родины, имена и подвиги которых помнят, несмотря на давность событий. Ознакомить с историческими событиями времен монголо-татарского ига, с произведениями живописи и фольклора, отражающими эти события.

3- 4-я неделя сентября

Чтение былин, рассказов, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен.

Участие в коллективной лепке из пластина русского войска.

Групповая комната, интернет-ресурсы,

день

дом,

вечер

IV

04.11

День народного единства.

  1. Познавательное занятие «Минин и Пожарский – защитники земли русской».
  2. Тестопластика «Колокол».
  3. Разучивание стихотворения «Россия» С. Васильева.
  4. Чтение стихов от России.

Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни предков. Дать понятие о том, что, несмотря на трудности солдатской службы, русские воины проявляли смекалку, обладали чувством юмора и не унывали, на подвиги их вдохновляла любовь к Родине.

1-я неделя ноября

Слушание перезвона колоколов, рассматривание иллюстраций по теме. Чтение произведений, стихов о России. Разучивание пословиц, рассуждения о любви к Родине.

Групповая комната, интернет-ресурсы,

день

дом,

вечер

V

01.12

День победы русской эскадры над турецкой у мыса Синоп.

  1. Рассказ о П. Нахимове и о его подвиге у мыса Синоп.
  2. Коллективный труд с родителями. Создание коллажа «Русский корабль».
  3. Чтение солдатских сказок.

Познакомить еще с одним историческим событием, дать представление, что бои происходили не только на суше, но и на море. Познакомить с личностью П. Нахимова, его биографией и подвигом.

4-я неделя ноября

Рассматривание иллюстраций военных кораблей, рисование кораблей дома, формирование умения называть части корабля. Чтение сказок, рассуждение: несмотря на тяжелую службу, солдаты не теряли чувство юмора, проявляли смекалку.

Групповая комната, интернет-ресурсы,

день

дом,

вечер

домашнее чтение

VI

05.12

День начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой.

  1. Онлайн – экскурсия «Комната Славы».
  2. Занятие по теме «Битва под Москвой»: « Москва – мать городов русских», «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова».
  3. Рисование боевой техники (танк, «катюша»).

Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

1–2-я неделя декабря

Посещение родителей вместе с детьми мест, где проходили бои. Чтение литературы о героических подвигах, подвигах детей в годы войны, партизанском движении. Рассматривание иллюстраций, фотографий военной техники. Совместный просмотр кинофильмов на военную тематику.

Групповая комната, интернет-ресурсы,

день

дом,

вечер

VII

24.12

День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова.

  1. Занятие. Рисование «Портрет героя».
  2. Рассматривание картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

Познакомить детей с великим русским полководцем А. В. Суворовым; помочь детям осознать: для того чтобы стать мастером своего дела (военным командиром) надо много над собой работать, воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность своему делу.

3-я неделя декабря

Рассказ-ы родителей. Просмотр видеоматериалов о  Суворове. Рассматривание иллюстраций по теме, беседы ( обращать внимание на суровые условия, выдержку и стойкость русских солдат, личный пример А.В. Суворова).

Групповая комната, интернет-ресурсы,

день

дом,

вечер

VIII

27.01

Битва под Москвой

Организовать встречу детей с ветераном или работником трудового тыла. Дать представление о временах оккупации фашистскими войсками  Подмосковья, о подвигах советского народа в битве за Москву.

декабрь

Взрослые, родители и дети

Групповая комната, интернет-ресурсы,

день

дом,

вечер

«Блокада Ленинграда»

обогатить знания детей о героическом прошлом города  Ленинграда - блокаде;

дать представления о тяжелых и героических днях в истории этого города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

IX

23.02

«Богатырские состязания»

Занятие. Рисование «Портрет папы».

Провести спортивные состязания команд. Воспитывать у детей желание быть защитниками родной земли, сильными, ловкими, смелыми. Сплачивать семьи, учить быть командой и добиваться общего успеха.

февраль

Команды: родители (папы) и дети

Музыкальный зал, группа,

день

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

тема

содержание

сентябрь

Дмитрий Донской и русские богатыри

Чтение былин о русских богатырях, рассказов, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен. Участие в коллективной лепке русского войска.

ноябрь

Минин и Пожарский. Русские храмы, роль колоколов.

Рассматривание иллюстраций или фотографий Красной площади и памятника Минину и Пожарскому. Просмотр презентаций, видеофильмов. Оформление альбома «Колокола». Совместная продуктивная деятельность по лепке колокола, его роспись. Чтение стихов о России, разучивание пословиц, рассуждения о любви к Родине.

Павел Нахимов

Рассматривание иллюстраций военных кораблей, рисование кораблей дома, называние частей корабля. Чтение сказок, рассуждение: несмотря на тяжелую службу, солдаты имели чувство юмора, проявляли смекалку. Совместная работа по созданию коллажа.

декабрь

Битва под Москвой. Маршал Жуков.

Рассматривание иллюстраций или фотографий о Москве, памятник Жукову, где проходили бои, Поклонная гора.  Чтение литературы о героических подвигах, в том числе детей в годы войны, партизанском движении. Рассматривание иллюстраций, фотографий военной техники. Совместный просмотр кинофильмов на военную тематику.

Александр Васильевич Суворов.

Рассказы родителей о Суворове. Рассматривание картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (обращать внимание на суровые условия, на выдержку и стойкость русских солдат, на личный пример А. В. Суворова). Рисование портрета героя.

февраль

«Богатырские состязания».

Участие в заключительном мероприятии.

Презентация проекта.

 Литература:

  1. Т.А. Шорыгина «Беседы о детях – героях ВОВ». Издательство «Творческий Центр Сфера». 2018 г.
  2. Т.А. Шорыгина Беседы о Великой Отечественной войне. Издательство «Творческий Центр Сфера». 2018 г.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 112 с.
  4. Библиотека воспитателя «Великой Победе посвящается». Издательство «ТЦ СФЕРА».2015 г.
  5. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
  6. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет н основе проектно-исследовательской деятельности. Издательство «Учитель». 2012 г.
  7. Герои Крымской земли.

8.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8

9."Родной город"- Р. Коркин стр.35. Дошкол. восп. №12 2018г.

10."Внедряем инновационные технологии. Открытый урок."-Дошкол. образование. Выпуск 3-4.

11."Метод проектов в образовательной работе детского сада"-Михайлова-Свирская Л.В. "Воспитатель"№5 2019.

12."Играем вместе"-Л.Г. Мухоморина.

13."Познавательное путешествие"(интегрированное занятие)5-7л-

И.Ю. Гуцал.

14."Дошкольникам о праздниках народов мира"-сказки и беседы для детей 5-7л- Е.А. Аметьева.

15."Нашим внукам и правнукам для примера и подражания"-Н.В. Сирош

16."Крымские чудеса"(рассказы, стихи сказки крымских писателей).

17."Герои крымской земли 1941-1945г".

18."В мире крымских легенд"- А.Новикова.

19."Народоведение Крыма"-В.Е. Потехиню

20."День России. День Конституции. День народного единства" (сценарии):

       РОССИЯ РОДИНА МОЯ- СЕРИЯ:

   а) Державные символы России;

   б) История России;

   в) Народы России;

   г) Праздники России;

   д) Защитники России;

   е) Межгосударственные символы России;

   ё) Экология России;

   ж) Природа России;

   к) Народные промыслы России.

21.Великая Отечественная Война

    - Беседы с детьми о ВОВ" -С.В. Комарович

    -"Навстречу Дню победы"(цикл бесед-рассказов) -Л.Е. Белоусова

    -"Герои войны"(иллюстрации, беседы)

    - "Сражения войны"(иллюстрации, беседы)

    -"Награды войны"(иллюстрации, беседы)

    -Города-герои 1941-1945"(иллюстрации, беседы)

22.  От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое дополненное и переработанное. Под редакцией: Н. Е.  Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. МоЗаиКа-СинТЕЗ МоСКва, 2019 

23. .Региональная парциальная  программа по гражданско – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым  «Крымский веночек» сост.  А.Г. Мухаморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб., Е.В. Феклистова. Симферополь: Издательство «Наша школа», 2017 .

24. Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Авторы-составители: Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова.-Волгоград: Учитель, 2016.

25. Проект «герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст/авт.-сост. А. И. Колобанова. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Герои дней воинской славы»

Проект направлен на формирование любови к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, слу...

Проект « Город Алейск – малая Родина», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников Средняя «Б» группа

Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому,  задача обр...

Проект «Герои дней воинской славы»

Проект направлен на воспитыние любови к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, ...

ПРОЕКТ "ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ"

Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников...

Проект " Герои дней воинской славы"

воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших  Родине; ...

Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников

Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников. Приоритетной для формирования основ патриотизма, на ...