ПРОЕКТ «ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ» как интегративное дидактическое средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников.
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 4 «СКАЗКА» ГОРОДА АЛУШТЫ
ПРОЕКТ «ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»
как интегративное дидактическое средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников.
Воспитатель: высшей категории Дзюбинская
Татьяна Михайловна
2020 – 2021 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: информационно –практико – ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Охватываемые образовательные области (ОО): «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность темы: программные требования к организации социально – личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать родину; воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших бойцов. («от рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез)
10 февраля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Почему эти дни стали памятными? Их прославили герои России в разное время. Об этих героях, об их подвигах должны знать дети.
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников.
Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, продуктивной, творческой, познавательно - исследовательской деятельности, а также чтению.
Задачи проекта:
- Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социально – коммуникативная»);
- Формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен (ОО «Познавательная»);
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности (ОО «Социально – коммуникативная»);
- Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Художественно – эстетическое»);
- Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественно – эстетическое»);
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО «Физическая»);
- Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическая»).
Содержание проекта:
- Цикл мероприятий по теме «День победы русских полков во главе с великим князем Д. Донским над монголо – татарскими войсками в Куликовской битве 21 сентября 1380 года».
- Цикл мероприятий по теме «4 ноября – день народного единства».
- Цикл мероприятий по теме «1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1835 год)».
- Цикл мероприятий по теме «5 декабря – день начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 год)».
- Цикл мероприятий по теме «24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)».
- Заключительное мероприятие к 23 февраля, Дню защитника отечества, - «Богатырские состязания».
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным в истории Отечества, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности. В случаях затруднения обращаются ко взрослому.
Продукт проектной деятельности:
- «Войско Дмитрия Донского» - коллективная художественная лепка.
- «Наши колокола» - колокола, выполненные в технике тестопластики.
- Рисунки детей «Портрет героя».
- Коллаж «Русская эскадра».
- Мультимедийная презентация «Инновационные формы работы с семьей».
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПРОЕКТА
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
№ п/п цикла | Образовательные области | Тема цикла | Содержание цикла |
1. |
|
|
|
2. |
| 4 ноября – День народного единства |
|
3. |
| 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.) |
|
4. |
| 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.) |
|
5. |
| 24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 г.). |
|
6. |
| 23 февраля – День защитника Отечества |
|
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы | Непосредственно организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | задачи | Срок реализации | Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей | Место и время проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Родительское собрание | Ввести родителей в проблему. Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома. | 3-я неделя сентября | Участие в собрании, сбор материала по содержанию проекта; включение в реализацию проекта работу дома, индивидуально со своим ребенком. | Музыкальный зал, вечер |
II 07.09 | «Бородинское сражение» | Дать представление о том, что на Руси всегда были в почете воины – защитники Родины, имена и подвиги которых помнят, несмотря на давность событий. Ознакомить с историческими событиями времен монголо-татарского ига, с произведениями живописи и фольклора, отражающими эти события. | 1-ая неделя сентября | Чтение былин, рассказов, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен. | Групповая комната, день |
III 21.09 | День победы русских полков во главе с великим князем Д. Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 21 сентября 1380 г.
| Дать представление о том, что на Руси всегда были в почете воины – защитники Родины, имена и подвиги которых помнят, несмотря на давность событий. Ознакомить с историческими событиями времен монголо-татарского ига, с произведениями живописи и фольклора, отражающими эти события. | 3- 4-я неделя сентября | Чтение былин, рассказов, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен. Участие в коллективной лепке из пластина русского войска. | Групповая комната, интернет-ресурсы, день дом, вечер |
IV 04.11 | День народного единства.
| Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни предков. Дать понятие о том, что, несмотря на трудности солдатской службы, русские воины проявляли смекалку, обладали чувством юмора и не унывали, на подвиги их вдохновляла любовь к Родине. | 1-я неделя ноября | Слушание перезвона колоколов, рассматривание иллюстраций по теме. Чтение произведений, стихов о России. Разучивание пословиц, рассуждения о любви к Родине. | Групповая комната, интернет-ресурсы, день дом, вечер |
V 01.12 | День победы русской эскадры над турецкой у мыса Синоп.
| Познакомить еще с одним историческим событием, дать представление, что бои происходили не только на суше, но и на море. Познакомить с личностью П. Нахимова, его биографией и подвигом. | 4-я неделя ноября | Рассматривание иллюстраций военных кораблей, рисование кораблей дома, формирование умения называть части корабля. Чтение сказок, рассуждение: несмотря на тяжелую службу, солдаты не теряли чувство юмора, проявляли смекалку. | Групповая комната, интернет-ресурсы, день дом, вечер домашнее чтение |
VI 05.12 | День начала контрнаступления советских войск против немецко – фашистских войск в битве под Москвой.
| Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. | 1–2-я неделя декабря | Посещение родителей вместе с детьми мест, где проходили бои. Чтение литературы о героических подвигах, подвигах детей в годы войны, партизанском движении. Рассматривание иллюстраций, фотографий военной техники. Совместный просмотр кинофильмов на военную тематику. | Групповая комната, интернет-ресурсы, день дом, вечер |
VII 24.12 | День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова.
| Познакомить детей с великим русским полководцем А. В. Суворовым; помочь детям осознать: для того чтобы стать мастером своего дела (военным командиром) надо много над собой работать, воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность своему делу. | 3-я неделя декабря | Рассказ-ы родителей. Просмотр видеоматериалов о Суворове. Рассматривание иллюстраций по теме, беседы ( обращать внимание на суровые условия, выдержку и стойкость русских солдат, личный пример А.В. Суворова). | Групповая комната, интернет-ресурсы, день дом, вечер |
VIII 27.01 | Битва под Москвой | Организовать встречу детей с ветераном или работником трудового тыла. Дать представление о временах оккупации фашистскими войсками Подмосковья, о подвигах советского народа в битве за Москву. | декабрь | Взрослые, родители и дети | Групповая комната, интернет-ресурсы, день дом, вечер |
«Блокада Ленинграда» | обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде; дать представления о тяжелых и героических днях в истории этого города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. | ||||
IX 23.02 | «Богатырские состязания» Занятие. Рисование «Портрет папы». | Провести спортивные состязания команд. Воспитывать у детей желание быть защитниками родной земли, сильными, ловкими, смелыми. Сплачивать семьи, учить быть командой и добиваться общего успеха. | февраль | Команды: родители (папы) и дети | Музыкальный зал, группа, день |
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
тема | содержание |
сентябрь | |
Дмитрий Донской и русские богатыри | Чтение былин о русских богатырях, рассказов, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, картин, отражающих события далеких времен. Участие в коллективной лепке русского войска. |
ноябрь | |
Минин и Пожарский. Русские храмы, роль колоколов. | Рассматривание иллюстраций или фотографий Красной площади и памятника Минину и Пожарскому. Просмотр презентаций, видеофильмов. Оформление альбома «Колокола». Совместная продуктивная деятельность по лепке колокола, его роспись. Чтение стихов о России, разучивание пословиц, рассуждения о любви к Родине. |
Павел Нахимов | Рассматривание иллюстраций военных кораблей, рисование кораблей дома, называние частей корабля. Чтение сказок, рассуждение: несмотря на тяжелую службу, солдаты имели чувство юмора, проявляли смекалку. Совместная работа по созданию коллажа. |
декабрь | |
Битва под Москвой. Маршал Жуков. | Рассматривание иллюстраций или фотографий о Москве, памятник Жукову, где проходили бои, Поклонная гора. Чтение литературы о героических подвигах, в том числе детей в годы войны, партизанском движении. Рассматривание иллюстраций, фотографий военной техники. Совместный просмотр кинофильмов на военную тематику. |
Александр Васильевич Суворов. | Рассказы родителей о Суворове. Рассматривание картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (обращать внимание на суровые условия, на выдержку и стойкость русских солдат, на личный пример А. В. Суворова). Рисование портрета героя. |
февраль | |
«Богатырские состязания». | Участие в заключительном мероприятии. Презентация проекта. |
Литература:
- Т.А. Шорыгина «Беседы о детях – героях ВОВ». Издательство «Творческий Центр Сфера». 2018 г.
- Т.А. Шорыгина Беседы о Великой Отечественной войне. Издательство «Творческий Центр Сфера». 2018 г.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 112 с.
- Библиотека воспитателя «Великой Победе посвящается». Издательство «ТЦ СФЕРА».2015 г.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
- Патриотическое воспитание детей 4-7 лет н основе проектно-исследовательской деятельности. Издательство «Учитель». 2012 г.
- Герои Крымской земли.
9."Родной город"- Р. Коркин стр.35. Дошкол. восп. №12 2018г.
10."Внедряем инновационные технологии. Открытый урок."-Дошкол. образование. Выпуск 3-4.
11."Метод проектов в образовательной работе детского сада"-Михайлова-Свирская Л.В. "Воспитатель"№5 2019.
12."Играем вместе"-Л.Г. Мухоморина.
13."Познавательное путешествие"(интегрированное занятие)5-7л-
И.Ю. Гуцал.
14."Дошкольникам о праздниках народов мира"-сказки и беседы для детей 5-7л- Е.А. Аметьева.
15."Нашим внукам и правнукам для примера и подражания"-Н.В. Сирош
16."Крымские чудеса"(рассказы, стихи сказки крымских писателей).
17."Герои крымской земли 1941-1945г".
18."В мире крымских легенд"- А.Новикова.
19."Народоведение Крыма"-В.Е. Потехиню
20."День России. День Конституции. День народного единства" (сценарии):
РОССИЯ РОДИНА МОЯ- СЕРИЯ:
а) Державные символы России;
б) История России;
в) Народы России;
г) Праздники России;
д) Защитники России;
е) Межгосударственные символы России;
ё) Экология России;
ж) Природа России;
к) Народные промыслы России.
21.Великая Отечественная Война
- Беседы с детьми о ВОВ" -С.В. Комарович
-"Навстречу Дню победы"(цикл бесед-рассказов) -Л.Е. Белоусова
-"Герои войны"(иллюстрации, беседы)
- "Сражения войны"(иллюстрации, беседы)
-"Награды войны"(иллюстрации, беседы)
-Города-герои 1941-1945"(иллюстрации, беседы)
22. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Издание пятое дополненное и переработанное. Под редакцией: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. МоЗаиКа-СинТЕЗ МоСКва, 2019
23. .Региональная парциальная программа по гражданско – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» сост. А.Г. Мухаморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб., Е.В. Феклистова. Симферополь: Издательство «Наша школа», 2017 .
24. Патриотическое воспитание детей 4 – 7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Авторы-составители: Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова.-Волгоград: Учитель, 2016.
25. Проект «герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст/авт.-сост. А. И. Колобанова. – Волгоград: Учитель, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Герои дней воинской славы»
Проект направлен на формирование любови к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, слу...
Проект « Город Алейск – малая Родина», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников Средняя «Б» группа
Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача обр...
Проект «Герои дней воинской славы»
Проект направлен на воспитыние любови к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, ...
ПРОЕКТ "ГЕРОИ ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ"
Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников...
Проект"Герои дней воинской славы"
Проект...
Проект " Герои дней воинской славы"
воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; ...
Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников
Проект «Семейные гербы и символы», как средство познавательно – речевого развития и патриотического воспитания дошкольников. Приоритетной для формирования основ патриотизма, на ...