Методологический аппарат исследования в ДО
учебно-методическое пособие

Колегова Дарина Васильевна

Методологический аппарат исследования.

Педагогические исследования в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Колегова Дарина Васильевна

Методологический аппарат исследования.

Педагогические исследования в дошкольном образовании.

Критерии исследования:

  • наличие цели исследования;
  •  наличие научного языка описания;
  •  наличие специально созданных условий;
  •  наличие гипотезы;
  •  наличие способов диагностики;
  •  ориентация на получение нового педагогического знания.

Уровни педагогического исследования:

  1. уровень — опытная работа;
  2. уровень— опытно-экспериментальная деятельность;
  3. уровень— экспериментально-поисковая деятельность;
  4. уровень - экспериментально-исследовательская деятельность.

       Основанием     для     разделения     по     уровням является     степень достоверности и воспроизводимости результата эксперимента.

Структура исследования:

Противоречие - проблема, мешающая деятельности педагога, руководителя, не позволяющая ему достигнуть желаемого результата.  

Противоречие - что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?

Ответ на этот вопрос и рождает идею эксперимента.

Актуальность. При обосновании актуальности исследования объясните необходимость изучения выбранной вами проблемы. Доказывая актуальность темы, определите теоретические (педагогические, психологические), практические (состояние и потребности практики по изучаемому аспекту), социальные причины, которые побудили вас выбрать ее для своего исследования.

Целесообразно придерживаться следующей логики обоснования актуальности: в настоящее время назрела необходимость исследования выбранной темы, так как, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…

 Цель исследования – это то, что хотят получить в итоге исследования. По существу это поиск ответа на вопрос, поставленный в проблеме. Достигнув цели, исследователь ликвидирует нарушение связи между частями системы. Цель формулируется в форме повествовательного предложения при помощи глаголов: выяснить, выявить, обосновать, провести, определить и т.д.

          Цель выражается в ряде конкретных задач.

Задачи исследования представляют собой программу действий, путем которых и достигается решение поставленной проблемы. Задачи ставятся на основе теоретического анализа возникшей проблемы и оценки состояния ее решения в практике, который осуществляется через широкое ознакомление с литературой. Совокупность выдвинутых задач, составляет цель исследования.

Цель и задачи исследования должны конкретизировать направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.

Следующий этап исследования состоит в определении, что именно будет рассматриваться в исследовании. Принято различать объект и предмет исследования.

Объект — это то, с чем исследователь имеет дело. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет. Объект отвечает на вопрос «Что рассматривается в исследовании?» (педагогическое пространство, область, в рамках которой находится предмет изучения).

Предмет является частью, стороной, элементом объекта. Предмет исследования часто совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию.

Этапы исследования:

  1. Диагностический этап - выявление проблемы обоснование её актуальности.
  2. Прогностический этап — постановка цели, задач, построение модели процесса, новой технологии, формулирование гипотезы.
  3. Организационный этап - создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств
  4. Практический этап 
  5. Обобщающий этап — обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов освоения разработанного новшества.

Оформление результатов исследования в виде:

  • научного отчета,
  • доклада
  • статьи,
  • реферата,
  • методического пособия,
  • диплома,  
  • диссертации,
  • монографии.

Оформление результатов исследования:

  1. Исходные позиции.
  2. Цель исследования, гипотеза и основные задачи.
  3. Основные методы исследования.
  4. Основные аргументированные результаты исследования.
  5. Основные выводы и предложения.
  6. Теоретическая и практическая значимость исследования и его
    новизна.
  7. Внедрение результатов исследования в практику
    (тиражирование, распространение).

Библиографическое описание.

Задание 1.

Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией.

Библиографическое описание, приведенное по актуальным правилам, используется в частности:

  • при составлении библиографических списков литературы
  • в библиографических ссылках

Библиографический список.

К реферату, курсовой и ВКР, к любой научной публикации (монографии, научной статье, диссертации и др.) всегда прилагается список используемой литературы. В него включаются материалы, которые автор изучал, использовал и цитировал в данной работе. Помещается список в конце работы.

Список литературы должен быть свежим, источники 5—7-летней давности, можно использовать ранние труды только при условии их уникальности.

Источники указываются в следующем порядке:

  • законодательная литература, если есть;
  • основная и периодическая литература, если есть интернет-источники.

При оформлении списка литературы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- в списке литературы фиксируются только те источники и издания, с которыми работал автор;

- список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов;

- при наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий;

- список может быть представлен по нескольким разделам (первоисточники, справочная литература, общая литература, специальная литература);

- иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце списка и только в том случае, если автор исследовательской работы сам читал эти издания в оригинале; в противном случае делается ссылка на вторичный источник информации (перевод).

Библиографический список.

Общие требования:

1. Независимо от способа группировки литературных источников в начале списка приводятся законодательные и нормативные документы.

2. Литература на иностранных языках помещается после работ на русском языке.

3. Нумерация в списке сквозная.

Библиографическая запись.

Библиографическая запись – это элемент библиографической информации, фиксирующий сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его содержание и составные части в целях библиографического поиска.

Предписанная пунктуация.

В качестве предписанной пунктуации в БО выступают знаки препинания и математические знаки:

. - точка и тире  

. точка  

, запятая  

: двоеточие  

; точка с запятой  

/ косая черта (слэш)  

// две косые черты  

( ) круглые скобки

[ ] квадратные скобки.

В конце библиографического описания ставится точка (.).

Описание книги одного автора.

Для книг нужно указать следующие данные:

  • автор (авторы),
  • название,
  • город и название издательства,
  • год издания,
  • количество страниц.

1. Борисов, И.И. Воронежский государственный университет вступает в XXI век: размышления о настоящем и будущем [Текст]/ И.И. Борисов. - Воронеж: изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. - 120 с.

2. Боренштейн, Д.Г. Боли в шейном отделе позвоночника. Диагностика и комплексное лечение: пер. с англ. [Текст]/ под ред. В.А. Мицкевича. - М.: Медицина, 2005. - 792 с.

Книга двух авторов.

Ковшиков, В.А. Психолингвистика: теория речевой деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель; Тверь: ACT, 2006. - 319 с.

Книга трех авторов.

Тарасевич, Л.С. Макроэкономика [Текст]: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – Москва: Высш. образование, 2011. - 658 с.

Книга с четырьмя и более авторами.

Безбородов, А.Б. История России в новейшее время [Текст]: учебник / А.Б. Безбородов, Н.В. Елисеева, Т.Ю. Красовицкая, О.В. Павленко. - Москва: Проспект, 2014. - 440 с.

Или
Безбородов, А.Б. История России в новейшее время [Текст]: учебник / А.Б. Безбородов [и др.]. - Москва: Проспект, 2014.  - 440 с.

Книга без автора.

Страхование [Текст]: учебник / под ред. Т.А. Федоровой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Магистр, 2011. - 106 с.

Учебное пособие.

Заславский, К.Е. Оптические волокна для систем связи [Текст]: учеб. пособие / К.Е. Заславский. - Новосибирск: СибГУТИ, 2008. - 96 с.

Описание статьи из многотомного издания.

Харченко, В.К. Антология разговорной речи: некоторые аспекты теории [Текст]: В 5 т. Т.1. Аграмматизм-Креация / В.К. Харченко. – Москва: ЛЕНАНД, 2016. – 224 с.

Описание диссертаций.

Ганюхина, Т.Г. Модификация свойств ПВХ в процессе синтеза [Текст]: дис. ... канд. хим. наук: 02.06.16. / Т.Г. Ганюхина. - Н. Новгород, 1999. - 109 с.

Описание авторефератов диссертации.

Жуков, Е.Н. Политический центризм в России [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 16.01.14. / Е.Н. Жуков. - М., 2000. - 24 с.

ОБЩАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ СТАТЕЙ ИЗ ЖУРНАЛОВ:

Для статьи из журнала нужно указать автора статьи, название статьи, название журнала, год, номер выпуска и страницы начала и окончания статьи.

Статья с одним автором.

Волков, А.А. Метод принудительного деления полосы частот речевого сигнала [Текст]/ А.А. Волков // Электросвязь. - 2010. - № 11. - С. 48-49.

Статья с тремя авторами.

Росляков, А., Системы поддержки операционной деятельности провайдеров услуг VPN [Текст]/ А. Росляков, Т. Абубакиров, А. Григорьев // Технологии и средства связи. - 2011. - № 2. - С. 60-62.

ОПИСАНИЕ РЕСУРСОВ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА

 (Интернет-ресурсы)

Название сайта [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (это данные о составителях сайта). Город: Имя (наименование) издателя или распространителя, год. - Режим доступа: http: // www.  ______

Пример:

  1. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий РГБ; ред. Т.В. Власенко; Web-мастер Н.В. Козлова. - Москва: Рос. гос. б-ка, 1997. -  Режим доступа: http://www.rsl.ru
  2. Исследовано в России [Электронный ресурс]: научный журнал / Моск. физ.-техн. ин-т. Долгопрудный: МФТИ, 1998. - Режим доступа: http://zhurnal.mipt.rssi.ru

МАТЕРИАЛ (текст, статья), РАСПОЛОЖЕННЫЙ НА САЙТЕ:

Фамилия, И.О. автора. Заглавие текста на экране [Электронный ресурс]// Заглавие сайта: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – Режим доступа: http//www. _______

Новосибирск [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org /wiki/%CD%EE%E2%EE%F1%E8%E1%E8% F0%F1%EA

КНИГА ИЗ ПОЛНОТЕКСТОВОЙ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (ЭБС)

Книга с 1-3 авторами:

Карпенков, С.Х. Экология [Электронный ресурс]: учебник. Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2014. - 400 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

Книга с 4 и более авторами:

Сборник задач по аналитической геометрии и линейной алгебре [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л.А. Беклемишева [и др.]; под ред. Д.В. Беклемишева. Электрон. текстовые данные. - СПб.: Лань, 2008. - 240 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/76/

В конце абзаца текста в квадратных скобках [3, с.25].
3 – номер источника в списке литературы
с.25 - номер страницы.

Задание 2.

  1. Вари М. И. Общая психология [Текст]: Учебное пособие / М. В. Вари. - К.: Центр учебной литературы, 2015. - 968 c.
  2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 512 с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретико - методологические основы социокультурной адаптации детей младшего возраста

В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведен...

доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»

Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...

Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Современные реали развития общества требуют выработки современных подходов к воспитанию детей и юношества на основе решения задач всестороннего развития личности, формирования стратегии активной жизне...

«Теоретико - методологические основы формирования здоровьесберегающего поведения педагогов.»

Научная публикация содержит  материал по теориям формированию мотивации....

Деловая игра с педагогами дошкольных образовательных учреждений по теме: «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Деловая играс педагогами дошкольных образовательных учрежденийпо теме:  «Методологические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников»...

Принципы анализа нарушений речи Р.Е.Левиной как методологические ориентиры научных исследований студентов дефектологического факультета

В статье обосновывается роль научных постулатов Р.Е Левиной в научно-исследовательских работах студентов дефектологического факультета, демонстрируется сохранение традиций школы Р.Е. Левиной в совреме...