«Теоретико - методологические основы формирования здоровьесберегающего поведения педагогов.»
статья по теме
Научная публикация содержит материал по теориям формированию мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_15.11.13.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Теоретико - методологические основы формирования здоровьесберегающего поведения педагогов.»
Побединская Ирина Викторовна, аспирант Академии постдипломного педагогического образования , г. Санкт- Петербург ( научный руководитель – зав. каф.психологии АППО, канд.психол.наук, доцент Шингаев С.М.)
Основным и ведущим звеном в механизме модернизации российского образования является учитель, и только здоровый учитель может воспитать здоровых детей. В связи с этим вопросы здоровья учителя приобретают особую актуальность. Профессионально-личностное здоровье учителя становится одним из факторов успешности образовательной системы, предопределяет эффективность процесса обучения и воспитания школьников.
Направления профессионального и личностного развития учителя в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки рассмотрены в работах Л.И. Анциферовой, Л.Г. Борисовой, Л.И. Боровикова, С.Г. Вершловского, Т.И. Гореловой, A.A. Деркача, Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной, Э.М. Никитина, И.В. Плющ, В.Я. Синенко, С.Ф. Хлебуновой, Г.С. Чесноковой и др. Однако недостаточно изучены психолого-педагогические особенности формирования здоровьесберегающего поведения педагогов, принципы, технологии и методы формирования здоровьесберегающей культуры педагогов, возможности самого учителя в управлении процессом психосоматической саморегуляции, механизмы педагогического руководства организацией здоровьесберегающего профессионально-личностного развития.
Практически все современные педагоги знают о том, что важно поддерживать свою работоспособность, заниматься профилактикой заболеваний и психического утомления, многие в курсе, какими способами можно сохранить своё психическое и физическое здоровье. Однако, на практике почему-то существующие знания применяют лишь немногие педагоги. Напрашивается вывод о том, что мало знать, как сохранить своё здоровье - нужно хотеть это делать. Но и при наличии желания, необходимы некоторые внешние и ( или) внутренние стимулы, которые заставляли бы педагога осуществлять его желаемую деятельность. Таким стимулом, с нашей точки зрения, является система мотивов.
В работах отечественных педагогов и психологов подробно рассмотрены теоретические аспекты формирования мотивации деятельности, иерархизации потребностей и существования мировоззрения в целом.
А. Н. Леонтьев в своих работах рассматривает вопрос о взаимосвязи таких важнейших категорий, как деятельность, сознание, личность. Он считал, что мировоззрении личности это системное образование, способное не только выражать определенное отношение личности к окружающей действительности, но также побуждать, направлять и организовывать ее активность, участвовать в процессе соподчинения различных деятельностей и мотивов.
А. Н. Леонтьев подчеркивает, что организация личности представляет собой иерархическую структуру — деятельности находятся в ней в отношениях соподчинения. Именно иерархические отношения деятельностей и их мотивов образуют «ядро личности» [1.стр. 186—189]. Процесс отбора мотивов и построение их иерархии является результатом активности самого субъекта, продуктом «вертикального движения сознания» по соподчинению мотивов: одни мотивы занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, спускаются до положения подчиненных [1. С. 211—212]. В результате происходит «раздвоение функций мотивов». Одни мотивы становятся «смыслообразующими», тогда как другие — «мотивами - стимулами» [1. С. 202].
Применительно к проблеме формирования здоровьесберегающего поведения, необходимо понять, каковы условия и механизмы актуализации здоровьесберегающих мотивов в иерархии , как можно влиять на процесс движения мотивов .
Л. И. Божович, изучая закономерности психического развития в онтогенезе, отмечает, что превращение ребенка из «существа, подчиненного внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений», происходит под воздействием складывающегося у него мировоззрения. Психологическая функция мировоззрения заключается, по мнению автора, в том, что, «воплощая в себе идеалы личности, оно, таким образом, организует все ее побуждения, все поведение». Человек выстраивает иерархию своих потребностей и мотивов и поддерживает, развивая, эту систему в течение жизни именно на основе своего мировоззрения. За счет этого иерархическая структура мотивов приобретает качества устойчивости и свободы от внешних влияний [2 .С. 436—437].
В упомянутых нами исследованиях отмечается деятельностный аспект «работающего» мировоззрения — свойственная ему регулирующая функция. Являясь инвариантом по отношению к различным предметным деятельностям, «мировоззренческая» деятельность имеет специфические особенности по целям, мотивации и составу операционального механизма.
Ее мотивом служит осознание личностью потребности в необходимости строить свое отношение к себе самому, к миру и поведение в нем не только на эмпирической или эмоциональной основе, но и с опорой на содержание общественного опыта, фиксированного в научных знаниях, традициях, социальных стереотипах.
Цель мировоззренческой деятельности состоит в том, чтобы сформировать личную концепцию (модель) своего взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, для осознания себя как личности, для построения системы ценностей, образа «Я» и других составляющих самосознания.
Как и всякая другая, «мировоззренческая» деятельность содержит операциональный компонент — совокупность особых психических действий и операций, с помощью которых, по мнению Л. И. Божович, осуществляется оценивание и соподчинение различных мотивов и деятельностей, а также активная ориентировка в ситуациях общественной жизни, их обследование и выбор соответствующего поведения [3. С. 220].
Продуктом мировоззренческой деятельности является образование и функционирование механизма, включающего мировоззренческие ценности в структуру ориентировки, которая обеспечивает взаимодействие личности с явлениями окружающей действительности, удовлетворяет ее «потребность в персонализации», реализуя тем самым «высший уровень развития» личности, ее индивидуальность [ 4. С. 242, 340].
Формирование мировоззренческой деятельности происходит не только в плане ее развития, но, очевидно, порождает также специфические для нее образования, одним из которых и является личный способ мировоззренческой ориентировки. Он представляет собой совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности, путем выполнения которых достигается реализация личностью собственных ценностей в решении вопросов о том, как отнестись к данной общественной ситуации, явлению. Считать ли их значимыми, и если да, то как и в каких целях их использовать (при построении отношения к окружающей действительности, в создании своего «Я»), если они полезны, и как устранить, если они вредны?
Присущий личности способ мировоззренческой ориентировки образуется на уровне достаточно развитой личности, когда возникает потребность включить в социально - ориентировочную деятельность принятые субъектом знания и умения, когда систематизация личностных деятельностей и мотивов для своей практической реализации требует, по мнению Л. И. Божович, интегрального механизма регуляции социального поведения.
Социальная ориентировка, как известно,— это психическая ориентировка в условиях некоторой общественной ситуации, в которой субъекту необходимо осуществлять поведение [5.с.94] Задачей такой ориентировки (как основы становления поведенческого акта) является категоризация ситуации, ее оценка и определение (выбор) мотива, целей, операций, будущего действия, поступка. Очевидно, такая ориентировка может быть в большей или меньшей степени адекватна условиям ситуации как по характеру используемых в ней знаний (научных или житейских, эмпирических), так и по уровню умения ориентироваться в ситуации данного типа (по уровню способности выделить в ситуации подлинно существенные ее признаки).
Будучи продуктом мировоззренческой деятельности, способ социальной ориентировки выполняет отмеченную ранее функцию координации двух планов психической деятельности, служит, по-видимому, тем опосредующим звеном, с помощью которого в отдельных поведенческих актах (в ценностных выборах) и реализуются глубинные характеристики личности: особенности образа «Я», иерархии мотивов, потребность персонализации [6; 4]. Для выполнения такой роли способ мировоззренческой ориентировки как процесс должен включать в себя, по крайней мере три компонента: когнитивный, операциональный и мотивационный.
Когнитивный компонент — это система усвоенных личностью на уровне убеждений «социальных знаний»: понятий, правил, оценок, норм, ценностей.
Мотивационный компонент — это мотивация, личностный смысл, который придается использованию способа ориентировки.
Операциональный компонент — совокупность обобщенных приемов деятельности, а именно:
Группа приёмов деятельности | Цель |
Приемы фактического и оценочного анализа ситуации и явлений | выявление объективных свойств ситуаций и явлений. |
Прием социальной оценки | использование научных знаний (фиксированного в них социального опыта) для выяснения ценностного значения общественных ситуаций и явлений. [7; 8] |
Прием актуализации системы личностных ценностей (нравственных, политических и других убеждений) | рефлексия собственной системы ценностей, которыми человек предпочитает руководствоваться , включение их в акты внутреннего выбора |
Прием целеполагания | соотнести личную и социально заданную цель действий в данной ситуации, корректировать свои намерения содержанием общественных ценностей и норм , не вступая в противоречие с общественными требованиями и ожиданиями. [8; 9; 10] |
Прием выбора способов воздействия на ситуацию | соотнесение целей и средств их достижения, коррекция последних содержанием общественных ценностей и норм. [ 11] |
Прием коррекции | рефлексия важности наличия собственной мировоззренческой (смыслообразующей) позиции , приведение в иерархическое соответствие системы собственных ценностей с реальной, действующей в обществе и вербализованной системой ценностей. |
Заметим, что каждый из отмеченных выше приемов познавательной деятельности выражает особенности соответствующих видов социальной ориентировки: познавательной (в узком смысле слова), оценочной, регулирующей [8; 13].
Формирование и функционирование каждого из приемов мировоззренческой ориентировки связаны с различным уровнем мотивации. Например, овладение приемами фактического анализа явлений может происходить и при «нейтральном» отношении к ним, когда усвоению научных знаний придается утилитарный, прагматический смысл (для «жизненного балла»). Сказанное относится и к формированию приемов социальной оценки, если она выражает просто умение квалифицировать ценностное значение явления. Овладение приемами актуализации собственных ценностей, целеполагания и выбора средств их достижения (которые непосредственно воздействуют на поведенческий компонент) требует высшего уровня мотивации, когда научным знаниям придается ценностный, «мировоззренческий», личностный смысл. [12 , c. 21]
Обобщая приведенные выше суждения о роли отмеченных приемов в структуре способа мировоззренческой ориентировки, подчеркнем, что их выполнение служит не только целям предварительного проигрывания в уме ситуаций и стратегий поведения в них до реального исполнения принятых решений. С их помощью социальная ориентировка не замыкается на выявление объективных свойств объектов, но служит построению собственного к ним отношения (пристрастности образа «Я»), формированию личностного смысла усваиваемых социальных ценностей и норм.[12, c. 22]
Возможные вербальные проявления мировоззренческих ориентировок педагогов в области здоровьесберегающего поведения ( по материалам исследования С.М Шингаева 2011- 2012 год).
Когнитивный компонент | Мотивационный компонент | Операциональный компонент |
« я знаю, что…» « я думаю, что…» «я убеждён, что…» | « я хочу…потому что…» | « мне важно это делать…» |
ПРИМЕРЫ - я уверен, что здоровье - это самое важное в жизни, самая главная жизненная ценность... - я знаю, что физическая активность укрепляет мое профессиональное здоровье и знаю, что надо делать ежедневно зарядку... | ПРИМЕРЫ - я хочу как можно дольше активно трудиться в своей профессии и потому стараюсь заботиться о своем здоровье - для меня важно иметь крепкое здоровье, потому что здоровье - залог успеха в профессии | ПРИМЕРЫ - я считаю, что делать утреннюю зарядку и правильно питаться важно, т.к. это способствует укреплению моего здоровья и продлевает жизнь... |
Выполнение социально ориентированной деятельности может, очевидно, опираться на содержание теоретически обоснованного либо житейского, обыденного мировоззрения Следует различать поэтому «теоретически обоснованный» и «житейский», эмпирический способы мировоззренческой ориентировки. В качестве подтипа, частного случая «житейского» подхода можно указать «эмоциональный способ ориентировки». В нем решающая роль в социально ориентированной деятельности человека принадлежит эмоциональным побуждениям, недостаточно контролируемым сознанием. Если же учитывать при этом возможные различия в уровнях развития поведенческой (личностной) активности, то окажется возможным выделить другие два типа социальной ориентировки: личностный и конформный. В таком случае возможна более развернутая классификация способов социальной ориентировки, требующая выделения четырех его типов: конформно-ситуативного, конформно-мировоззренческого (характерного для концепций классового подхода в ориентировке), личностно - ситуативного, личностно-мировоззренческого.
Используя теоретические основы формирования мировоззрения, убеждений и мотивов личности, можно сконструировать психолого- педагогический инструментарий для диагностики здоровьесберегающих мировоззренческих ориентировок педагогов, а также построить программу формирующего эксперимента.
Список литературы:
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., М, 1977.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М, 1968.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1972
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М, 1982
- Социальная психология. Краткий очерк./ под. Ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина, М, 1975
- Андреева Г.М. Методологические проблемы и практика социально- психологических исследований. / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М, 1977.
- Батурин Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии. / Вопр. Психол. 1989 №2.
- Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М., 1975
- Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1984
- Плахов В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М., 1985
- Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994
- Платонов Т.В.,Ганова М.И. Мировоззрение и методология, их взаимосвязь, состав и структура. М, 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретико - методологические основы социокультурной адаптации детей младшего возраста
В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведен...
доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»
Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационн...
«Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»
Контрольная по учебной дисциплине«Педагогика среднего специального образования» Тема: «Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»...
Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе
Статья на тему:"Теоретические основы формирования безопасного поведения дошкольников в природе"...
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...
Теоретико-методологические основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания
Теоретико-методологические основы педагогической деятельности руководителя физического воспитания...
Доклад на тему «Методологические основы формирования валеологической культуры дошкольников 3-7 лет»
Краткая аннотация работы: в докладе представлена система организации в детском саду эффективного здоровьесберегающего пространства, основанного на инновационных методах оздоровления, инновационны...