Педагогический проект "Мастерская добрых дел, ручная умелость"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Система работы взаимодействия с родителями
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ruchnaya_umelost.docx | 30.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей со сложным дефектом
«Мастерская добрых дел; ручная умелость»
Система работы взаимодействия с родителями
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста».
«Рука – это инструмент всех инструментов»
-Аристотель
Введение
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители.
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ МО и науки от 17.10.2013 г. №1155, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования и внедрения в работу ДОО новых стандартов. Введение новых стандартов требует «сотрудничества Организации с семьей»; «поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья», «взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»,
Модернизация дошкольного образования в России актуализирует проблемы ДОО, семьи, социума; сотрудничество семьи и воспитателей становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.
Тип проекта: социальный практико-ориентированный
По характеру контактов: внутри группы
По времени проведения: краткосрочный (декабрь 2020г).
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы со сложным дефектом, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность.
Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей старшего дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.
Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей с ОВЗ выявляется в сглаженной, стертой форме. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук.
Можно рассмотреть причину, которая привела нас к этой теме. Дети с ОВЗ имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии. И это закономерно. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Проблема
Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.
Гипотеза
Совместная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики рук во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель проекта. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.
Задачи проекта:
1. Подвести родителей к пониманию важности проблемы развития мелкой моторики рук у детей
2. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей.
3. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта
3. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.
5. Формировать детско-родительские отношения.
6. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
7. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи.
Ожидаемые результаты:
у воспитанников:
- Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.
- Повышение уровень развития координации внимания, памяти.
- Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта.
у родителей:
1. Повышение активности родителей в совместной работе с педагогами детского сада;
2. Увеличение непосредственного участия родителей в организации и проведении различных мероприятий;
3. Повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
4. Сформированность у родителей умения использовать различные средства, методы, игровые приемы для развития мелкой моторики рук у детей в детском саду и в домашних условиях.
у педагогов:
1.Профессиональному совершенствованию;
2.Реализации творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
3.Установлению комфортных отношений с родителями.
Методы работы.
- Словесные методы (устные и печатные).
- Игровые методы (дидактические, игровые упражнения, сюрпризные моменты и т.д.).
- Наглядные методы (наблюдения, иллюстрации и демонстрации).
- Практические методы (пальчиковые игры и упражнения, массаж кистей рук и пальцев игры с песком, салфетками, лепка, рисование, и т.д)
Реализация проекта проходит в 3 этапа.
I этап — подготовительный
∙ Изучение научно-методической литературы по данной теме.
∙ Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
II этап – основной
Работа выстраивается в двух направлениях:
с детьми – в процессе НОД, в совместной деятельности воспитателей группы и детей,
с родителями – посредством проведения консультаций, оформления наглядного материала , практических уроков, через страничку сайта группы.
Тематическое планирование краткосрочного проекта по работе с родителями
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста».
№ | Тема | Форма работы |
1 | Краткосрочный проект «Мастерская добрых дел; ручная умелость» (декабрь 2020г.) | Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Оформить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста для родительского уголка. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Игры на кухне». Информационная страничка на сайте группы «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Как играть с прищепками?», «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». Изготовление родителями театра на варежке «Репка». Консультации для родителей «Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику», «Что такое песочная терапия и как она помогает детям?», «Развивающие игры с простыми бумажными салфетками». Выставка творческих детско-родительских работ «Ёлочная игрушка своими руками». Отчетный показ театра на варежке по сказке «Репка» (видео). Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза» (изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео). Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» |
III этап – заключительный
∙ Подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.
∙ Размещение материалов на сайте ДОУ.
Продукты проекта:
- Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза» (изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео).
- Театрализация сказки «Репка» на варежке (видео).
- Выставка творческих детско-родительских работ «Ёлочная игрушка своими руками».
- Выставка творческих детско-родительских работ «Карнавальная маска».
Список использованной литературы:
1.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8.
2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
3 . Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание,
№ 3, 2005.
5.Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №
Примерная тематика ширм и папок-передвижек для родителей по развитию мелкой моторики рук.
1. Ум на кончиках пальцев!
2. Развитие мелкой моторики в домашних условиях. Консультация для родителей.
3.Пальчиковая гимнастика.
4. Комплекс упражнений с пальчиками.
5. Игры на кухне.
6.Развивающие игры с простыми бумажными салфетками.
7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику.
8.Стихи с движением. Пальчиковые игры.
9. Как играть с прищепками?
10. Шнуровки: зачем они нужны?
11.Упражнения для мелкой моторики. 12. Что такое песочная терапия и как она помогает детям?
Примерная тематика бесед и консультаций для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
- Развитие мелкой моторики у дошкольников.
- Пальчиковая гимнастика.
- Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
- Значение мозаики в развитии детей.
- Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей в образовательной деятельности воспитателей.
Задачи:
1.Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.
2.Просмотр вебинаров на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста», «Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Эффективное взаимодействие педагога с родителями как один из инструментов успешной реализации ФГОС».
3. Систематизировать материал.
4. Подготовить консультации для родителей, по теме развитие мелкой моторики рук у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии
Моя работа по Исследованию ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...
Памятка для родителей "Для развития ручной умелости дети дома должны
Памятка для родителей....
Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет
Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
"Развитие ручной умелости в семье"
Даны рекомендации родителям по развитию мелкой моторики и координации рук у дошкольников...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...
Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"
Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...