Педагогический проект "Мастерская добрых дел, ручная умелость"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Яковлева Елена Васильевна

Система работы взаимодействия с родителями

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ruchnaya_umelost.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей со сложным дефектом

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Система работы взаимодействия с родителями

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей

старшего дошкольного возраста».

«Рука – это инструмент всех инструментов»      

-Аристотель

Введение

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ МО и науки от 17.10.2013 г. №1155, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования и внедрения в работу ДОО новых стандартов. Введение новых стандартов требует «сотрудничества Организации с семьей»; «поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья», «взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»,

Модернизация дошкольного образования в России актуализирует проблемы ДОО, семьи, социума; сотрудничество семьи и воспитателей становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей как основы совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательный, творческий, развивающий.

Тип проекта:  социальный практико-ориентированный

По характеру контактов: внутри группы

По времени проведения: краткосрочный (декабрь 2020г).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы со сложным дефектом, воспитатели, родители воспитанников.


Актуальность.

Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей старшего дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.

Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей с ОВЗ выявляется в сглаженной, стертой форме. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук.

Можно рассмотреть причину, которая привела нас к этой теме. Дети с ОВЗ имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии. И это закономерно. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Проблема

Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.

Гипотеза

Совместная и систематическая работа по развитию общей и мелкой моторики рук во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

 Цель проекта. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», дать представления о развитии мелкой моторики у детей в целом.

Задачи проекта:

1. Подвести родителей к пониманию важности проблемы развития мелкой моторики рук у детей

2. Расширить представления родителей о роли, средствах, методах, игровых приемах для развития мелкой моторики рук у детей.

3. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

3. Повысить уровень информированности родителей о проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей.

5. Формировать детско-родительские отношения.

6. Учить родителей практическим приемам работы по развитию мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.

7. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи.

Ожидаемые результаты:

у воспитанников:

  1. Приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.
  2. Повышение уровень развития координации внимания, памяти.
  3. Обогащение эмоциональной сфера ребенка, накопление двигательного опыта.

у родителей:

1. Повышение активности родителей в совместной работе с педагогами детского сада;

2. Увеличение непосредственного участия родителей в организации и проведении различных мероприятий;

3. Повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.

4. Сформированность у родителей умения использовать различные средства, методы, игровые приемы для развития мелкой моторики рук у детей в детском саду и в домашних условиях.

  у педагогов:

1.Профессиональному совершенствованию;

2.Реализации творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;

3.Установлению комфортных отношений с родителями.

Методы работы.

  1. Словесные методы (устные и печатные).
  2. Игровые методы (дидактические, игровые упражнения, сюрпризные моменты и т.д.).
  3. Наглядные методы (наблюдения, иллюстрации и демонстрации).
  4. Практические методы (пальчиковые игры и упражнения, массаж  кистей рук и пальцев игры с песком, салфетками, лепка, рисование,  и т.д)

Реализация проекта проходит в 3 этапа. 

I этап подготовительный

  Изучение научно-методической литературы по данной теме.

  Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса

 II этап – основной

 Работа выстраивается в двух направлениях:

 с детьми – в процессе НОД, в совместной деятельности воспитателей группы и детей,

 с родителями – посредством проведения консультаций, оформления наглядного материала , практических уроков, через страничку сайта группы.

 

Тематическое планирование краткосрочного проекта по работе с родителями 

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей

старшего дошкольного возраста».

Тема

Форма работы

1

Краткосрочный проект

 «Мастерская добрых дел; ручная умелость»

 (декабрь 2020г.)

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Оформить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста для родительского уголка.

Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Игры на кухне».

Информационная страничка на сайте группы «Развитие мелкой моторики у дошкольников», «Как играть с прищепками?», «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики».

Изготовление родителями театра на варежке «Репка».

Консультации для родителей «Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику», «Что такое песочная терапия и как она помогает детям?», «Развивающие игры с простыми бумажными салфетками».

Выставка творческих детско-родительских работ «Ёлочная игрушка своими руками».

Отчетный показ театра на варежке по сказке «Репка» (видео).

Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза» (изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео).

Фотоотчёт для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

III этап – заключительный

  Подведение итогов работы, отчет о проделанной работе. 

 Размещение материалов на сайте ДОУ.

Продукты проекта:

  1. Практикум для родителей : «Мастерская деда Мороза» (изготовление новогодних игрушек на ёлку) (видео).
  2. Театрализация сказки «Репка» на варежке (видео).
  3. Выставка творческих детско-родительских работ «Ёлочная игрушка своими руками».
  4.  Выставка творческих детско-родительских работ «Карнавальная маска».

Список использованной литературы:


1.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8.

2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

3 . Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет»/ Дошкольное воспитание,

№ 3, 2005.

5.Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №

Примерная тематика ширм и папок-передвижек для родителей по развитию мелкой моторики рук.

1. Ум на кончиках пальцев!

2. Развитие мелкой моторики в домашних условиях. Консультация для родителей.

3.Пальчиковая гимнастика.

4. Комплекс упражнений с пальчиками.

5. Игры на кухне.

6.Развивающие игры с простыми бумажными салфетками.

7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику.

8.Стихи с движением. Пальчиковые игры.

9. Как играть с прищепками?

10. Шнуровки: зачем они нужны?

11.Упражнения для мелкой моторики.                                                                       12. Что такое песочная терапия и как она помогает детям?

Примерная тематика бесед и консультаций для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

  1. Развитие мелкой моторики у дошкольников.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
  4. Значение мозаики в развитии детей.
  5. Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

План работы по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».


Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей в образовательной деятельности воспитателей.

Задачи:

1.Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.

2.Просмотр вебинаров на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста», «Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Эффективное взаимодействие педагога с родителями как один из инструментов успешной реализации ФГОС».

3. Систематизировать материал.

4. Подготовить консультации для  родителей, по теме развитие мелкой моторики рук у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование ручной умелости у детей со стертой формой дизартрии

Моя работа  по Исследованию  ручной умелости детей( в моем саду № 13 и детском саду №28 )со стертой формой дизартрии...

Развитие ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7лет

Система работы по подготовке руки к письму у детей с ОНР....

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

"Развитие ручной умелости в семье"

Даны рекомендации родителям по развитию мелкой моторики и координации рук у дошкольников...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

Консультация для родителей "Ручной труд как один из видов занятий в детском саду, направленный на развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста"

Занятия «Ручной труд» способствуют снижению утомляемости ребенка, повышают его работоспособность, активизируют мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепо...