Конспект занятия на тему: «Путешествие в старорусскую школу»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Семенова Ирина Викторовна

Развивать интерес и желание знать прошлое человека. Дать элементарные понятия о том, как учились дети старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_starorusskuyu_shkolu.docx731.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Путешествие в старорусскую школу»

Провела: Воспитатель Семенова И.В.

Задачи:

1.Развивать интерес и желание знать прошлое человека.

2.Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.

3.Дать элементарные понятия о том, как учились дети старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума.

4.Познакомить детей с праздником святого Наума.  

5.Познакомить с историей ручки, гусиного пера,

  процессом её преобразования человеком.

6.Учить понимать назначение и функции ручки, её  

  необходимость в жизни человека.

7 Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре.

Активизация словарного запаса: церковно-приходская школа, дьяк, гусиное перо, непроливайка-чернильница,

Материально-техническое обеспечение: костюм педагога: сарафан, иллюстрации по теме, ноутбук для показа слайдов презентации «Как учили в старину», угольки, бумага,  гусиное перо большое, гусиные перья на каждого ребенка, чернильница-непроливайка, ручки разные, бумага, домовёнок Кузя (кукла), USB c записью песен.

Методы и приёмы:

•        Беседа с детьми

•        Работа с наглядным материалом, просмотр презентации

•        Игра

•        Обсуждение

•        Поисковая деятельность

•        Самостоятельная изобразительная деятельность

•        

Используемые технологии:

Технология диалогового обучения

Ожидаемый результат:

Дети будут знать, как учились в старину. Запомнят, что раньше учились только мальчики, учебный год начинался после уборки урожая. Будут знать, что писали гусиным пером и учил детей дьяк. Узнают почему так называется день -Наум Грамотник. Дети будут интересоваться историей происхождения предметов старины, их назначением.

Хозяюшка (Воспитатель):

                 Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу.

                 Посидим рядком, да поговорим ладком!

                 Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Совсем большие стали, подросли. Скоро в школу пойдёте.

Как вы думаете, прошли годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?

О чём бы вы хотели узнать?

Дети: Когда появилась первая школа?

 Как учились дети?

 Кто их учил?

 Какие были у них учебники?

 Как долго уроки продолжались?

Хозяюшка: Вот, мои золотые, сколько много вопросов задали!

-А знаете ли вы, кто открыл первую школу на Руси?

Ответы детей: Князь Владимир Красное Солнышко.

Хозяюшка: А вот его сына народ прозвал Ярославом Мудрым?

Почему?

           Дети: Сын его Ярослав был прозван Мудрым за любовь к книгам и

открытие новых школ.

Хозяюшка: А знаете ли вы, что первые школы создавались

только для мальчиков. Девочек стали принимать в школу только 100 лет

назад. А вот когда в школе начинается учебный год?

Ответы детей: 1 сентября.

Хозяюшка: А сто лет назад учебный год начинался зимой 14

декабря в день Наума-грамотника. Наум – это один из пророков. Наум

Грамотник помогал ребятам в учебе. Его наказы знал каждый ученик в

школе.

Слайд1:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a7/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_XVII_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg

 В старину, с ранней весны и до поздней осени трудились   крестьяне в поле, чтобы прокормить большую семью, а зимой отдавали детей на учение в день святого пророка НАУМА, называемого в народе Грамотником.

Слайд2:

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=87169c2c5e08a0d61261f75abeee2e19&n=33&h=215&w=287

 

 Так и говорили: «Пророк Наум наставь на ум». В этот

день родители благословляли своих детей на ученье.

Дети: А кто такой Наум? И почему его называют

          Грамотником?

Слайд3:

http://thebestu.ucoz.ru/_bl/0/99576095.jpg

Хозяюшка: Наум-пророк, Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. (Показ портрета.)

Хозяюшка: А как вы думаете, почему народ выбрал именно Наума покровителем грамоты?

Дети: Слова похожи! Ум-Наум, наверно.

Хозяюшка: Да, верно! Но есть и ещё причина!

 Именно с этого дня - 14 декабря начинали учить детей грамоте. Отсюда и название - Грамотник.

Слайд4:

http://static.biblioclub.ru/art_portal/pictures/437/437136/rjrh056_catpage.jpg

Дети: А почему зимой? Почему так поздно? Мы ведь осенью пойдём в школу!

Хозяюшка: Верно, дорогие мои! Ребятишки-то крестьянские шли учиться. Осень помогали в поле урожай собирать, а дети помогали и в поле и дома. Зимой работы поменьше, а зимой времени больше грамоту учить.

Дети: А какой школа была в прошлом?

Хозяюшка: Да и школой не назовёшь! Родители договаривались с учителем- приходским дьячком, т.е. помощником сельского священника.

Слайд 5:

http://2kumushki.ru/wp-content/uploads/2016/06/005.jpg

 Поднимали детей в этот день ранёшенько, приговаривали:

         Поднимайтесь ранёхонько!

         Умывайтесь белёхонько

         В Божью церковь собирайтесь.

         За азбуку принимайтесь!

         Святой Наум наставит на ум!

Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол

извещал о начале занятий (звон колокола). В школе был всего лишь один

учитель- мужчина. Ученики рассаживались за общим длинным ученическим

столом. Каждый занимал место, соблюдая при этом следующие наставления:

не драться, не шалить, не брать чужого. Особенно строго запрещается

шуметь в самой школе.

Хозяюшка: Как вы думаете, для чего на столе чугунок?

Ответы детей.

Хозяюшка: В старину, когда заканчивался раздел учения, мама

варила кашу, складывала в горшочек, ученик приносил её и отдавал учителю.

Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а

после они назывались…… («однокашниками»).

Ученики в школе должны были сами мести сор, мыть полы, лавки и стол.

Освещение школы с помощью лучины также было обязанностью учеников,

как и топка печей.

Самое интересное, мои золотки, что девочек раньше в старину грамоте не учили! Считалось, что её основная работа растить детей да хозяйством заниматься. Вот и учили девочек шить, вязать, вышивать.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/60/511/60511069_JosephAthanase_Aufray_By_the_Spinning_Wheel.jpg

Хозяюшка: Как вы думаете, ребята, для чего в школе нужен

был горох и веточки?

Ответы детей.

Хозяюшка: Это угол для наказания тех, кто не хотел учиться,

невнимательно слушал учителя. Дневников раньше не было, но следы от

лозы оставались на руках, отсюда и пошло название «отметка».

http://s10.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/664080/wx1080.jpg

Хозяюшка: Да, родители так наказывали! А учителю разрешалось бить розгами нерадивых учеников.

Слайд 8:

http://etsphoto.ru/photocache/8e/8e30b1bf645fac07cf173c24c3257f86.jpg

Хозяюшка: Пока ни за что. Заранее, чтобы не озорничал, учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.

Хозяюшка: А учились писать детки гусиным пером!

Дети: А как писали гусиным пером?

Слайд 10:

http://4.bp.blogspot.com/-g0sGhlhqNFk/VPVUNGedgTI/AAAAAAAACPk/BKz_caFiuJg/s1600/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD.jpg

Хозяюшка: Для письма годились только перья из хвостов гусей Перо макали в чернила и писали на бумаге. Чтобы чернила не стекали на бумагу и не делали клякс,

кончик пера расщепляли-делали небольшую щёлку, и когда нажимали на перо, по щели текли чернила.

Хозяюшка: Наш великий А.С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером.

Слайд 11:

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/123/112/123112400_2e6946c5d1d3.jpg

А сейчас вы пишете ручкой.

Как она называется? (шариковая)

А почему так?

На конце ручки есть шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твёрдый)

Слайд 12:

http://skopt.ru/goods_img/goods1/gr_14941/14941575/b_14941575_0.jpg

Хозяюшка: Ну, мои, славные! Много сегодня узнали. Надо и переменку, как в школе устроить.

Давайте поиграем.

Игра: «У дядюшки Трифона»

Игра «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

(Ребята делятся на 2 команды. Х зачитывает начало пословицы, а участники продолжают её.)

 

  • Азбука — наука... (А ребятам мука.)
  • Что написано пером... (Не вырубишь топором.)
  • Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
  • Не красна книга письмом... (А красна умом.)
  • Побольше грамотных... (Поменьше дураков.)
  • Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
  • Без муки... (Нет и науки.)
  • Ученье — красота... (А неученье — простота.)
  • Книга мала... (А ума придала.)

В следующий раз я расскажу вам, как учили дети азбуку, какие у них были переменки, какие оценки им ставили.

А сейчас мы посмотрим презентацию и повторим всё то, о чём говорили и запомнили. (Показ)

Сегодня вы узнаете, легко ли было писать в былые

времена. В древней Руси не было бумаги. И дети писали на бересте. Что такое береста?

Ответы детей.

Также использовались деревянные дощечки, покрытые воском. А хранились

они в сундуках.

А еще в сундуках хранились книги учителя, потому что книги были очень

ценные, одна книга стоила как стадо коров.

Из сундука достает церы и раздает детям.

Называлась такая дощечка «цера». Для письма использовали заострённые

палочки. Они назывались «писало». Когда дети выучивались писать на

дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. Дощечку

для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так,

согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.

Вот вам две старинные русские загадки. Как вы думаете, в какой из них

говорится о писале, которым писали на воске, в какой – о пере?

Малый конь с черного озера воду берет, белое поле поливает.

Пять волов одной сохой пашут.

Ответы детей. Конечно, первая загадка – про гусиное перо, а во

второй «пять волов» – это пять пальцев руки, которые держат писало и,

прикладывая усилие, выцарапывают им буквы, будто пашут.

Хранительница времени: Обратите внимание, на доске славянская азбука.

Это кириллица. Она стала первой славянской азбукой. Назвали новую азбуку

в честь Кирилла, который и был ее основателем. Каждая буква

древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово,

начинающееся с этой буквы. А-аз, Б- Буки, В -Веди….А когда алфавит

учили, то кричали все хором за учителем, даже была поговорка «Алфавит

учат - на всю избу кричат».

Хранительница времени: Наши предки издавна обучению грамоте предавали

большое значение. Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда

почитали и говорили: «Голова всему начало», «И сила уму уступает».

«Велика бывает польза от учения книжного».

Я начну, а вы продолжите.

1 Голова без ума, что фонарь без свечи.

2 Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

3 Красна птица пером, а человек ученьем.

4 Ученье свет, а не ученье тьма.

5 Учиться всегда пригодиться.

6 Век живи, век учись.

7 Новых друзей наживай, а старых не забывай.

8 Труд кормит, а лень портит.

9 Умел ошибиться, умей и исправиться.

10 Не сиди сложа руки, так не будет скуки .

11.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

12.Корень ученья горек, да плод сладок.

13.Неученый что слепой - веди куда хочешь.

14.Повторять да учить- ум точить.

15.Аз да буки избавят вас от скуки.

Хранительница времени: Русский народ не только был работящим, но умел

еще и хорошо отдохнуть.

Хороводная игра «Яблочко»

Дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком

закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет

яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по

кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.

Яблочко золотое, яблочко наливное,

По рукам катилось и остановилось,

Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

Первая школа появились для детей бояр «Книжное учение». Первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем - священники, впоследствии же - миряне, «мастера грамоты». Позднее стали создаваться школы при монастырях и частные. В древнем документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей.

Школа называлась училищем, а класс - дружина.

В древних училищах преподавались три предмета – чтение богословское - письмо - священное, пение - церковное.

Вошедший в училище кланялся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться. Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет». Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине).

Ученики рассаживались за общим длинным ученическим столом, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Каждый занимал место, указанное ему учителем.

Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.

До появления бумаги писали на сырых глиняных плитках, бересте, дощечках покрытым воском, пергаменте царапая буквы «писалом» - острой металлической или костяной палочкой.

Ученики должны были "пристроять школу" : мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. Староста назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет". Ему разрешалось замещать учителя и даже наказывать.

Дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы.

За неаккуратность и за школьные шалости секли розгами («Розга ум вострит и возбуждает память» («Азбука» 1679 года, ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.

Но это были крайние меры и ими в то время не злоупотребляли.

Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.

После прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению: грамматики, диалектики, риторики, музыки (церковное пение, арифметика и геометрия (землемерие", астрономия (или по-славянски "звездознание").

Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

Первую попытку ввести доступное для всех начальное образование предпринял Петр I. По его приказу в городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий и цифирные школы, в которых учили основам арифметики. Но Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки. И циферные школы закрыли.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков.

Открываются гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 году был создан Первый кадетский корпус. Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет.

У женщин в Российской империи возможностей получить образование было совсем мало.

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. — Смольный институт благородных девиц. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет. Они учились там на протяжении 9-12 лет. Выпускницы институтов говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство.

Попасть в такие институты было крайне сложно. Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными.

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права. Появились земские школы. Учились в них три года, а с начала XX века — четыре. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. Открывались гимназии. Они были платные, но бессословные и недорогие — от 3 до 10 рублей.

Дворянские дети получили возможность учиться в гимназиях и лицеях. Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и учились. Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.

Впоследствии в гимназии имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания.

Увеличивается число институтов и университетов.

К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось в России 59.

Занятие «Как учили на Руси»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:  учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...

Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие в лесную школу" (дифференциация звуков Л и Ль)

Материал занятия можетбыть использован в старшей группе ДОУ для дифференциации твердого зука Л и мягкого звука Ль....

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» (подготовительная к школе группа)

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы детского сада...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» для детей с ОВЗ (подготовительная к школе группа)

Цель: способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детской мультипликации.Задачи: ·        развивать фантазию, ...

Конспект занятия на тему: "Путешествие в школу"

Цель: формирование коммуникативной компетенции дошкольников. Задачи:          Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школьные...