Конспект занятия на тему: «Путешествие в старорусскую школу»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Развивать интерес и желание знать прошлое человека. Дать элементарные понятия о том, как учились дети старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_starorusskuyu_shkolu.docx | 731.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Путешествие в старорусскую школу»
Провела: Воспитатель Семенова И.В.
Задачи:
1.Развивать интерес и желание знать прошлое человека.
2.Поддерживать интерес, обогащая их новыми знаниями.
3.Дать элементарные понятия о том, как учились дети старину и кто их обучал, почему дети начинали учиться зимой в день святого Наума.
4.Познакомить детей с праздником святого Наума.
5.Познакомить с историей ручки, гусиного пера,
процессом её преобразования человеком.
6.Учить понимать назначение и функции ручки, её
необходимость в жизни человека.
7 Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране, удовлетворять потребность детей в познании, в новых впечатлениях, в игре.
Активизация словарного запаса: церковно-приходская школа, дьяк, гусиное перо, непроливайка-чернильница,
Материально-техническое обеспечение: костюм педагога: сарафан, иллюстрации по теме, ноутбук для показа слайдов презентации «Как учили в старину», угольки, бумага, гусиное перо большое, гусиные перья на каждого ребенка, чернильница-непроливайка, ручки разные, бумага, домовёнок Кузя (кукла), USB c записью песен.
Методы и приёмы:
• Беседа с детьми
• Работа с наглядным материалом, просмотр презентации
• Игра
• Обсуждение
• Поисковая деятельность
• Самостоятельная изобразительная деятельность
•
Используемые технологии:
Технология диалогового обучения
Ожидаемый результат:
Дети будут знать, как учились в старину. Запомнят, что раньше учились только мальчики, учебный год начинался после уборки урожая. Будут знать, что писали гусиным пером и учил детей дьяк. Узнают почему так называется день -Наум Грамотник. Дети будут интересоваться историей происхождения предметов старины, их назначением.
Хозяюшка (Воспитатель):
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите в горницу.
Посидим рядком, да поговорим ладком!
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Совсем большие стали, подросли. Скоро в школу пойдёте.
Как вы думаете, прошли годы, а поменялось ли обучение детей? Задумывались ли вы, как учили школьников раньше?
О чём бы вы хотели узнать?
Дети: Когда появилась первая школа?
Как учились дети?
Кто их учил?
Какие были у них учебники?
Как долго уроки продолжались?
Хозяюшка: Вот, мои золотые, сколько много вопросов задали!
-А знаете ли вы, кто открыл первую школу на Руси?
Ответы детей: Князь Владимир Красное Солнышко.
Хозяюшка: А вот его сына народ прозвал Ярославом Мудрым?
Почему?
Дети: Сын его Ярослав был прозван Мудрым за любовь к книгам и
открытие новых школ.
Хозяюшка: А знаете ли вы, что первые школы создавались
только для мальчиков. Девочек стали принимать в школу только 100 лет
назад. А вот когда в школе начинается учебный год?
Ответы детей: 1 сентября.
Хозяюшка: А сто лет назад учебный год начинался зимой 14
декабря в день Наума-грамотника. Наум – это один из пророков. Наум
Грамотник помогал ребятам в учебе. Его наказы знал каждый ученик в
школе.
Слайд1:
В старину, с ранней весны и до поздней осени трудились крестьяне в поле, чтобы прокормить большую семью, а зимой отдавали детей на учение в день святого пророка НАУМА, называемого в народе Грамотником.
Слайд2:
Так и говорили: «Пророк Наум наставь на ум». В этот
день родители благословляли своих детей на ученье.
Дети: А кто такой Наум? И почему его называют
Грамотником?
Слайд3:
Хозяюшка: Наум-пророк, Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать. (Показ портрета.)
Хозяюшка: А как вы думаете, почему народ выбрал именно Наума покровителем грамоты?
Дети: Слова похожи! Ум-Наум, наверно.
Хозяюшка: Да, верно! Но есть и ещё причина!
Именно с этого дня - 14 декабря начинали учить детей грамоте. Отсюда и название - Грамотник.
Слайд4:
Дети: А почему зимой? Почему так поздно? Мы ведь осенью пойдём в школу!
Хозяюшка: Верно, дорогие мои! Ребятишки-то крестьянские шли учиться. Осень помогали в поле урожай собирать, а дети помогали и в поле и дома. Зимой работы поменьше, а зимой времени больше грамоту учить.
Дети: А какой школа была в прошлом?
Хозяюшка: Да и школой не назовёшь! Родители договаривались с учителем- приходским дьячком, т.е. помощником сельского священника.
Слайд 5:
Поднимали детей в этот день ранёшенько, приговаривали:
Поднимайтесь ранёхонько!
Умывайтесь белёхонько
В Божью церковь собирайтесь.
За азбуку принимайтесь!
Святой Наум наставит на ум!
Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол
извещал о начале занятий (звон колокола). В школе был всего лишь один
учитель- мужчина. Ученики рассаживались за общим длинным ученическим
столом. Каждый занимал место, соблюдая при этом следующие наставления:
не драться, не шалить, не брать чужого. Особенно строго запрещается
шуметь в самой школе.
Хозяюшка: Как вы думаете, для чего на столе чугунок?
Ответы детей.
Хозяюшка: В старину, когда заканчивался раздел учения, мама
варила кашу, складывала в горшочек, ученик приносил её и отдавал учителю.
Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а
после они назывались…… («однокашниками»).
Ученики в школе должны были сами мести сор, мыть полы, лавки и стол.
Освещение школы с помощью лучины также было обязанностью учеников,
как и топка печей.
Самое интересное, мои золотки, что девочек раньше в старину грамоте не учили! Считалось, что её основная работа растить детей да хозяйством заниматься. Вот и учили девочек шить, вязать, вышивать.
Хозяюшка: Как вы думаете, ребята, для чего в школе нужен
был горох и веточки?
Ответы детей.
Хозяюшка: Это угол для наказания тех, кто не хотел учиться,
невнимательно слушал учителя. Дневников раньше не было, но следы от
лозы оставались на руках, отсюда и пошло название «отметка».
Хозяюшка: Да, родители так наказывали! А учителю разрешалось бить розгами нерадивых учеников.
Слайд 8:
Хозяюшка: Пока ни за что. Заранее, чтобы не озорничал, учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.
Хозяюшка: А учились писать детки гусиным пером!
Дети: А как писали гусиным пером?
Слайд 10:
Хозяюшка: Для письма годились только перья из хвостов гусей Перо макали в чернила и писали на бумаге. Чтобы чернила не стекали на бумагу и не делали клякс,
кончик пера расщепляли-делали небольшую щёлку, и когда нажимали на перо, по щели текли чернила.
Хозяюшка: Наш великий А.С. Пушкин написал все свои сказки гусиным пером.
Слайд 11:
А сейчас вы пишете ручкой.
Как она называется? (шариковая)
А почему так?
На конце ручки есть шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твёрдый)
Слайд 12:
Хозяюшка: Ну, мои, славные! Много сегодня узнали. Надо и переменку, как в школе устроить.
Давайте поиграем.
Игра: «У дядюшки Трифона»
Игра «ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»
(Ребята делятся на 2 команды. Х зачитывает начало пословицы, а участники продолжают её.)
- Азбука — наука... (А ребятам мука.)
- Что написано пером... (Не вырубишь топором.)
- Грамоте учиться... (Всегда пригодится.)
- Не красна книга письмом... (А красна умом.)
- Побольше грамотных... (Поменьше дураков.)
- Не на пользу читать... (Коли только вершки хватать.)
- Без муки... (Нет и науки.)
- Ученье — красота... (А неученье — простота.)
- Книга мала... (А ума придала.)
В следующий раз я расскажу вам, как учили дети азбуку, какие у них были переменки, какие оценки им ставили.
А сейчас мы посмотрим презентацию и повторим всё то, о чём говорили и запомнили. (Показ)
Сегодня вы узнаете, легко ли было писать в былые
времена. В древней Руси не было бумаги. И дети писали на бересте. Что такое береста?
Ответы детей.
Также использовались деревянные дощечки, покрытые воском. А хранились
они в сундуках.
А еще в сундуках хранились книги учителя, потому что книги были очень
ценные, одна книга стоила как стадо коров.
Из сундука достает церы и раздает детям.
Называлась такая дощечка «цера». Для письма использовали заострённые
палочки. Они назывались «писало». Когда дети выучивались писать на
дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. Дощечку
для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так,
согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.
Вот вам две старинные русские загадки. Как вы думаете, в какой из них
говорится о писале, которым писали на воске, в какой – о пере?
Малый конь с черного озера воду берет, белое поле поливает.
Пять волов одной сохой пашут.
Ответы детей. Конечно, первая загадка – про гусиное перо, а во
второй «пять волов» – это пять пальцев руки, которые держат писало и,
прикладывая усилие, выцарапывают им буквы, будто пашут.
Хранительница времени: Обратите внимание, на доске славянская азбука.
Это кириллица. Она стала первой славянской азбукой. Назвали новую азбуку
в честь Кирилла, который и был ее основателем. Каждая буква
древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово,
начинающееся с этой буквы. А-аз, Б- Буки, В -Веди….А когда алфавит
учили, то кричали все хором за учителем, даже была поговорка «Алфавит
учат - на всю избу кричат».
Хранительница времени: Наши предки издавна обучению грамоте предавали
большое значение. Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда
почитали и говорили: «Голова всему начало», «И сила уму уступает».
«Велика бывает польза от учения книжного».
Я начну, а вы продолжите.
1 Голова без ума, что фонарь без свечи.
2 Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
3 Красна птица пером, а человек ученьем.
4 Ученье свет, а не ученье тьма.
5 Учиться всегда пригодиться.
6 Век живи, век учись.
7 Новых друзей наживай, а старых не забывай.
8 Труд кормит, а лень портит.
9 Умел ошибиться, умей и исправиться.
10 Не сиди сложа руки, так не будет скуки .
11.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
12.Корень ученья горек, да плод сладок.
13.Неученый что слепой - веди куда хочешь.
14.Повторять да учить- ум точить.
15.Аз да буки избавят вас от скуки.
Хранительница времени: Русский народ не только был работящим, но умел
еще и хорошо отдохнуть.
Хороводная игра «Яблочко»
Дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком
закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет
яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по
кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное,
По рукам катилось и остановилось,
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Первая школа появились для детей бояр «Книжное учение». Первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем - священники, впоследствии же - миряне, «мастера грамоты». Позднее стали создаваться школы при монастырях и частные. В древнем документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей.
Школа называлась училищем, а класс - дружина.
В древних училищах преподавались три предмета – чтение богословское - письмо - священное, пение - церковное.
Вошедший в училище кланялся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.
Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться. Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет». Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине).
Ученики рассаживались за общим длинным ученическим столом, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Каждый занимал место, указанное ему учителем.
Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.
До появления бумаги писали на сырых глиняных плитках, бересте, дощечках покрытым воском, пергаменте царапая буквы «писалом» - острой металлической или костяной палочкой.
Ученики должны были "пристроять школу" : мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. Староста назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет". Ему разрешалось замещать учителя и даже наказывать.
Дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы.
За неаккуратность и за школьные шалости секли розгами («Розга ум вострит и возбуждает память» («Азбука» 1679 года, ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.
Но это были крайние меры и ими в то время не злоупотребляли.
Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.
После прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению: грамматики, диалектики, риторики, музыки (церковное пение, арифметика и геометрия (землемерие", астрономия (или по-славянски "звездознание").
Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.
Первую попытку ввести доступное для всех начальное образование предпринял Петр I. По его приказу в городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий и цифирные школы, в которых учили основам арифметики. Но Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки. И циферные школы закрыли.
В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков.
Открываются гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 году был создан Первый кадетский корпус. Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет.
У женщин в Российской империи возможностей получить образование было совсем мало.
Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. — Смольный институт благородных девиц. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет. Они учились там на протяжении 9-12 лет. Выпускницы институтов говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство.
Попасть в такие институты было крайне сложно. Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными.
Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права. Появились земские школы. Учились в них три года, а с начала XX века — четыре. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. Открывались гимназии. Они были платные, но бессословные и недорогие — от 3 до 10 рублей.
Дворянские дети получили возможность учиться в гимназиях и лицеях. Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и учились. Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.
Впоследствии в гимназии имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания.
Увеличивается число институтов и университетов.
К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось в России 59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»
Программное содержание: учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...
Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие в лесную школу" (дифференциация звуков Л и Ль)
Материал занятия можетбыть использован в старшей группе ДОУ для дифференциации твердого зука Л и мягкого звука Ль....
Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» (подготовительная к школе группа)
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы детского сада...
Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Мультипликацию» для детей с ОВЗ (подготовительная к школе группа)
Цель: способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами детской мультипликации.Задачи: · развивать фантазию, ...
Конспект занятия на тему: "Путешествие в школу"
Цель: формирование коммуникативной компетенции дошкольников. Задачи: Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школьные...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме сюжетно – ролевой игры «Школа»
laquo;Сюжетно – ролевая игра «Школа»...