Доклад "Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
учебно-методический материал
Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д. Мисайлово, Московская область
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД «Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Теоретическая основа использования игры в ознакомлении с природой
Дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.
Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений:
- игра, по выражению А.В.Запорожца, это эмоциональная деятельность, понимание чего необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса.
- педагоги и психологи выявили структуру сюжетно-ролевой игры (воображаемая ситуация, сюжет, роль, игровые действия, совершаемые с теми или иными атрибутами).
Два момента — необходимость получать знания о природе и овладевать способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Можно утверждать, что корни игровой деятельности уходят в обучение, в процессе которого дошкольники получают сведения об окружающей действительности и могут овладевать образцами построения любых элементов игры (обыгрывание игрушек, построение сюжетов, реализация ролевых действий и пр.).
Имеется тенденция — и ее следует отметить как положительную — сблизить дидактическую игру с сюжетно-ролевой, используя для обучения ее структурные компоненты. С другой — очевидна недостаточная проработка формы их включения в дидактическую задачу занятия. В результате происходит преобладание обучающей цели над игровой, что не позволяет построить в полную силу собственно игру, развернуть сюжет, ролевое поведение детей.
В области экологического воспитания осуществляется поиск путей привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процесс обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.
Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС)
Игровые обучающие ситуации (ИОС) - форма включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой, которая создается педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений.
Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС,
- построенные с привлечением игрушек-аналогов;
- кукол, изображающих литературные персонажи;
- различных вариантов сюжета «Путешествие».
ИОС первого типа
– использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объекты природы. Главный смысл использования такого рода игрушек — сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом.
Параметры сопоставления живого объекта с игрушечным изображением в создании игровых ситуаций игрушками-аналогами:
- внешнему облику,
- условиям жизни,
- способу функционирования (поведение),
- способу взаимодействия с ним.
Параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий.
Важен способ включения игрушки в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо животному, реалистически изображенному на картине. Момент противопоставления обеспечивает разведение сказочно-игрушечных и реалистических тенденций в знаниях о данном виде животных.
Требования к игрушке:
- опознаваема — независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видо-типичные признаки строения животного, растения, главным образом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнавание конкретного вида
- эстетична — отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка положительные эмоции
Положительное влияние на детей:
- У детей появляется положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений.
- Дошкольники включаются в игру (они всегда готовы к ней) и удивляются «наивности» мишутки — ведь они в 5 — 6 лет имеют некоторый опыт посещения леса, кое-что знают про медведей.
- Повышается познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывают игрушке все, что знают, что видят на картине, внимательно слушают дополнения и пояснения воспитателя, который не им, а мишутке рассказывает, как нелегко жить лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.
Включая данную ИОС в занятие, воспитатель достигает следующего педагогического эффекта:
- Полная реализация дидактической задачи: подавляющее большинство детей получают представление о жизни и приспособленности бурого медведя (его строение, поведение, образ жизни, размеры) к различным факторам среды обитания, главными из которых являются лесная экосистема и сезонно меняющиеся погодно-климатические условия.
- Уточнение и углубление представлений об отличии живого животного от игрушки, разведение сказочно-игрушечных и реалистических представлений.
- Легкое и высокоэффективное обучение дошкольников благодаря игровой мотивации и включения механизма косвенного обучения: все сведения о бурых медведях передавались мишутке, воспитатель не учил детей, он вместе с ними учил игрушку.
- Быстрая активизации интеллектуальных возможностей и способностей всех дошкольников.
- Развитие игровой деятельности детей: воспитатель действовал с игрушкой, говорил за нее, сам с ней вел диалог.
Действия педагога в этой ИОС:
- продумал сюжет игры, в который включил программное содержание занятия;
- выбрал симпатичную игрушку, продумал ее действия и слова;
- во время занятия исполнял одновременно две роли — мишутки и воспитателя, легко переключался с одной на другую;
- выполнял с игрушкой игровые действия: поворачивал медвежонка к говорящим детям (он слушает их), подносил его к картине (он ее рассматривает), лапой показывал предметы на картине, капризничал («хочу в лес, хочу в лес», «хочу в берлогу...» и т.д.).
Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушку и картину в группе на 1 — 2 дня и разрешить их использовать в игре.
Значительных результатов в понимании и усвоении материала детьми воспитатель достигнет, если использует прием сопоставления особенностей строения игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель говорит мишутке, поглядывая на детей: «Ты не можешь жить в лесу — ты маленький, ты не сумеешь найти пищу, защитить себя. Медведи — это огромные и сильные звери (показывает рукой выше себя). Посмотри на свои лапы. Где у тебя когти? А у бурого медведя сильные лапы с огромными когтями. Ударом лапы он может убить оленя. С помощью когтей медвежата забираются на дерево. Открой рот, покажи свои зубы. Что? Не открываешь! Зубов-то, наверно, совсем нет, а собрался в лес! И т.д.»
Второй тип ИОС
- использование кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать либо его сильную (осведомленность Чипполино), либо слабую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке.
В традиционном занятии воспитатель всегда над детьми: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает — он взрослый и умнее. Но когда Незнайка и Карлсон задают «глупые» вопросы, строят нелепые предположения, проявляют полную неосведомленность в событиях, уже дети стоят над ними. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, — они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их.
Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии — это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.
Третий тип ИОС
– это различные варианты игры в путешествие:
- «Поездка на выставку»,
- «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)»,
- «Экскурсия в зоосад»,
- «Путешествие к морю» и др.
Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты), включенная в занятия, наблюдения, труд. По существу, всевозможные путешествия — это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры предполагает следующее:
- дети посещают новые места,
- знакомятся с новыми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т. д.
В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей: дети лучше входят в роль, совершают больше игровых действий. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» — создание детьми изопродукции на основе впечатлений.
Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:
- имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием
сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей
Игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).
Центральное звено таких игр — правила — является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность.
Именно правила побуждают ребенка быть активным:
- сосредоточивать свое внимание на игровой задаче,
- быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию.
Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам — вовремя уступить место ведущего, проигравшему — выйти из игры, следить за результатами других участников.
Условия организации игр с правилами:
- участие в них взрослого — особенно важна его роль на первых этапах, когда вводится новая игра и дети должны понять ее содержание и правила, а затем усвоить их, чтобы легко применять на практике. В игре взрослый выполняет две роли: равноправного с детьми участника и организатора. Взрослый является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное (но доброжелательное) выполнение им правил — это главное условие организации и проведения таких игр.
- частое, многократное ее повторение. Именно это обеспечивает играющим положительный эмоциональный тонус, высокую степень произвольности в поведении. Частое повторение игры развивает самостоятельность детей – они начинают играть в нее без взрослого.
В игре с правилами дети осваивают способы взаимодействия друг с другом и регуляции совместной деятельности (например, объективно — с помощью считалки — определять начинающего или водящего).
Структура игры с правилами: игровые правила, игровые действия, дидактическая задача (это компонент ее структуры для взрослого, так как именно он определяет, что с помощью содержания игры можно развивать в детях (какие закреплять знания, умения, навыки)).
Дидактическая игра
Такая игра рассматривается как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры:
- дидактическую задачу,
- игровые правила,
- игровые действия.
В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. ...
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
Экспериментальная деятельность подвигает ребенка к поискам новых действий и способствует раскованности детского мышления...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Игра - это огромное светлое окно, через котороев духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире. Игра - этоискра, зажигающая огонёк пытли...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра - как метод экологического воспитатения дошкольников...
«Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
laquo;Познавательно-исследовательская деятельность как метод экологического воспитания ...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же...
Мастер - класс на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников»
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим о теме экологического воспитания и детского экспериментирования....