ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФОП
статья
Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры
методик в рамках исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_doo_v_sootvetstvii_s_fop.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Бутузова К. С.
Воспитатель
Мельникова Н. В.
Воспитатель логопедической группы
Семибратова И. П.
Воспитатель
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФОП
Аннотация
Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры
методик в рамках исследования. Методы исследования – изучение источников
информации, анализ полученных сведений. Результат исследования – наиболее
подходящие методики инклюзивного образования, отвечающие требованиям ФОП.
Ключевые слова
Дошкольное образование, детский сад, инклюзивное образование, дошкольное
воспитание, инклюзия, методики, ФОП.
С 1 сентября 2023 года во всех образовательных учреждениях России вводятся единые
Федеральные образовательные программы. Помимо основной школы, изменения коснутся
дошкольных образовательных учреждений. Так целью Федеральной образовательной
программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно - нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традиций [5].
Следовательно, общая цель образовательного процесса в дошкольном учреждении не
подверглась критическим изменениям. Нововведения коснутся, по большей части,
бумажной работы и наличии единой образовательной программы, по которой будет
осуществляться педагогическая работа во всех детских садах России. По - прежнему
существует потребность в создании равного доступа и условий для детей любого возраста,
социального статуса и физических особенностей.
Если говорить об инклюзивном образовании, то здесь важно отметить статистические
данные по детям - инвалидам в Российской Федерации. Так по данным института
демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского на начало 2023 года численность детей -
инвалидов составила человек, что составляет 2,4 % от всей численности населения
страны до 18 лет [3]. Подобные цифры подтверждают необходимость введения единой
образовательной программы, позволяющей выявить наиболее подходящие методы работы
с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день уже существует, на наш взгляд, апробированные
методики работы с детьми - инвалидами в детских садах, позволяющих не только помочь
таким детям в социальной адаптации, но и изучать темы в соответствии с календарным
планом, обучать базовым знаниям и навыкам. Рассмотрим наиболее подходящие методики
и организационные формы работы, отвечающие целям ФОП.
1. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа.
83
В педагогической практике при изучении базовых ценностей, нравственных устоев и
календарных праздников России наблюдается широкое применение различных
специализированных игрушек и материалов для слепых, глухонемых детей, детьми с
нарушением интеллекта. К занятиям активно привлекаются логопеды, тифлопедагоги,
сурдопедагоги и дефектологи. Так, например, в организацию инклюзивного образования
МБОУ «Начальная школа – детский сад» №46 г. Шахты была интегрирована следующая
схема [1].
Схема 1. Модель интеграции специалистов
МБОУ «Начальная школа – детский сад» №46 г. Шахты
Подобное взаимодействие позволяет детям - инвалидам усваивать любой материал,
предлагаемый в рамках ФОП, и увеличивает эффективность воспитательного,
педагогического процесса. Совместная работа позволяет детям с различными нарушениями
знакомиться с базовыми ценностями – коллективизмом, патриотизмом,
гражданственностью, семья и родственники, жизнь и здоровье, нравственность, доброта и
справедливость.
2. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. Наиболее ярким примером методики, отвечающей требованиям ФОП,
является создание индивидуальных образовательных маршрутов. М.В. Голядкина
акцентирует внимание на принципах составления ИОМ:
принцип создания безопасной и доступной развивающей предметно
пространственной среды и психологически благоприятной обстановке в группе ДОО;
принцип специальной подготовка педагогов ДОО, а также приглашение
узконаправленных специалистов для работы с детьми с ОВЗ либо инвалидностью;
принцип учета возрастных и индивидуальных потребностей и возможностей
ребенка, опора «на зону актуального и ближайшего развития»;
принцип индивидуального подбора педагогических технологий для
прогнозирования динамики развития ребенка;
84
принцип введение специальных разделов в содержании образовательного процесса,
использование специальных средств и методов в образовательном процессе.
принцип организации образовательного процесса, учитывая единство коррекции и
развития ребенка (сочетание образовательного процесса лечебно - оздоровительными
мероприятиями) для ребенка с ОВЗ либо инвалидностью.
принцип учета субъект - субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе
обучения и воспитания при соблюдении интересов ребенка;
принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества при
взаимодействии педагога с родителями по поводу планирования и реализации ИОМ;
принцип контроля и корректировки индивидуального образовательного маршрута
[2, с. 40].
Подобный подход позволяет создавать условия для равного доступа к образованию,
учитывая индивидуальные особенности, потребности ребенка, не исключая его из общей
системы, а, напротив – находиться близко к образовательному уровню других детей. ИОМ
в этом случае выступают в роли индивидуальных «карт» развития и обретения навыков
ребенка, нуждающегося в особом внимании.
3. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия. Здесь необходимо сказать о значимости программ
психолого - педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФОП и ФГОС.
Подобные программы с 1 сентября должны быть обязательными в списке всех документов
дошкольного учреждения. Кроме того, инклюзивное образование, охрана и укрепление
психического здоровья предполагает соответствие педагогам существующим стандартам,
постоянное профессиональное развитие и повышение квалификации кадров с целью
приобщения к эффективным методам работы с детьми - инвалидами. С 2023 года педагоги
обязаны проходить специальную диагностику, основные требования указаны в пункте 16
ФОП.
Таким образом, среди специфических особенностей инклюзивного образования в
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП можно выделить: новые
схемы интеграции специалистов и педагогов; создание индивидуальных образовательных
маршрутов и систем психолого - педагогического сопровождения детей; проработанная
кадровая политика, включающая в себя педагогические диагностики и программы
профессионального развития для воспитателей.
Список использованной литературы
1. Бреус, Е.П., Позаниди, И.А. Инклюзивное образование в ДОО: проблемы и
решения // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. URL: https: //
/ (дата обращения: #1075;.).
2. Голядкина, М.В. Реализация инклюзивного образования в ДОО при
проектировании индивидуального образовательного маршрута // Здоровьесберегающие и
коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник
научных трудов по результатам международной научно - практической он - лайн
конференции, посвященной 75 - летию ООН. 2020. URL: https: // /
(дата обращения: #1075;.).
85
3. Демоскоп. Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского
[Электронный ресурс]. URL: http: // / weekly / 2023 / 0989 /
(дата обращения: #1075;.).
4. Мирошниченко, О.Н. Условия организации инклюзивного образования в ДОО //
Вопросы педагогики. 2020. URL: https: // / (дата
обращения: #1075;.).
5. Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: http: //
/ Document / View / 0001202212280044?index=5 (дата обращения:
#1075;.).
© Бутузова К.С., Мельникова Н.В., Семибратова И.П., 2023нального развития для воспитателей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Тема коррекционной работы специалистов в детском саду в условиях ФГОС ДО очень актуальна в последнее время, и мы не остались в стороне. На очередном заседании творческой группы специалистов дошкольных...
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО всоответствии с требованиями ФГОС ДО»ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
Инклюзивное образование в ДОУ в соответствии с ФГОС
Инклюзивное образование предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих учас...
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...
"Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Презентация на МО в детском саду о законах, в которых говорится о поддержке и правилах воспитания детей с ограниченными возможностями в детских садах....
Инклюзивное образование в Доо в соответствии с ФОП
Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры методик в рамках исследования. Методы иссл...