Инклюзивное образование в Доо в соответствии с ФОП
статья (средняя, подготовительная группа)
Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры методик в рамках исследования. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений. Результат исследования – наиболее подходящие методики инклюзивного образования, отвечающие требованиям ФОП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_v_doo_v_sootvetstvii_s_fop.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Бутузова Каринэ Санасаровна
Воспитатель
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФОП
Аннотация
Цель работы – выявить специфические особенности инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП, а также примеры методик в рамках исследования. Методы исследования – изучение источников информации, анализ полученных сведений. Результат исследования – наиболее подходящие методики инклюзивного образования, отвечающие требованиям ФОП.
Ключевые слова
Дошкольное образование, детский сад, инклюзивное образование, дошкольное воспитание, инклюзия, методики, ФОП.
С 1 сентября 2023 года во всех образовательных учреждениях России вводятся единые Федеральные образовательные программы. Помимо основной школы, изменения коснутся дошкольных образовательных учреждений. Так целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций [5]. Следовательно, общая цель образовательного процесса в дошкольном учреждении не подверглась критическим изменениям. Нововведения коснутся, по большей части, бумажной работы и наличии единой образовательной программы, по которой будет осуществляться педагогическая работа во всех детских садах России. По-прежнему существует потребность в создании равного доступа и условий для детей любого возраста, социального статуса и физических особенностей.
Если говорить об инклюзивном образовании, то здесь важно отметить статистические данные по детям-инвалидам в Российской Федерации. Так по данным института демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского на начало 2023 года численность детей-инвалидов составила человек, что составляет 2,4% от всей численности населения страны до 18 лет [3]. Подобные цифры подтверждают необходимость введения единой образовательной программы, позволяющей выявить наиболее подходящие методы работы с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день уже существует, на наш взгляд, апробированные методики работы с детьми-инвалидами в детских садах, позволяющих не только помочь таким детям в социальной адаптации, но и изучать темы в соответствии с календарным планом, обучать базовым знаниям и навыкам. Рассмотрим наиболее подходящие методики и организационные формы работы, отвечающие целям ФОП.
- Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа.
В педагогической практике при изучении базовых ценностей, нравственных устоев и календарных праздников России наблюдается широкое применение различных специализированных игрушек и материалов для слепых, глухонемых детей, детьми с нарушением интеллекта. К занятиям активно привлекаются логопеды, тифлопедагоги, сурдопедагоги и дефектологи. Так, например, в организацию инклюзивного образования МБОУ «Начальная школа – детский сад» №46 г. Шахты была интегрирована следующая схема [1].
Схема 1. Модель интеграции специалистов МБОУ «Начальная школа – детский сад» №46 г. Шахты
Подобное взаимодействие позволяет детям-инвалидам усваивать любой материал, предлагаемый в рамках ФОП, и увеличивает эффективность воспитательного, педагогического процесса. Совместная работа позволяет детям с различными нарушениями знакомиться с базовыми ценностями – коллективизмом, патриотизмом, гражданственностью, семья и родственники, жизнь и здоровье, нравственность, доброта и справедливость.
- Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Наиболее ярким примером методики, отвечающей требованиям ФОП, является создание индивидуальных образовательных маршрутов. М.В. Голядкина акцентирует внимание на принципах составления ИОМ:
- принцип создания безопасной и доступной развивающей предметно пространственной среды и психологически благоприятной обстановке в группе ДОО;
- принцип специальной подготовка педагогов ДОО, а также приглашение узконаправленных специалистов для работы с детьми с ОВЗ либо инвалидностью;
- принцип учета возрастных и индивидуальных потребностей и возможностей ребенка, опора «на зону актуального и ближайшего развития»;
- принцип индивидуального подбора педагогических технологий для прогнозирования динамики развития ребенка;
- принцип введение специальных разделов в содержании образовательного процесса, использование специальных средств и методов в образовательном процессе.
- принцип организации образовательного процесса, учитывая единство коррекции и развития ребенка (сочетание образовательного процесса лечебно-оздоровительными мероприятиями) для ребенка с ОВЗ либо инвалидностью.
- принцип учета субъект-субъектного взаимодействия в индивидуальном процессе обучения и воспитания при соблюдении интересов ребенка;
- принцип учета профессионального сотрудничества и сотворчества при взаимодействии педагога с родителями по поводу планирования и реализации ИОМ;
- принцип контроля и корректировки индивидуального образовательного маршрута [2, с. 40].
Подобный подход позволяет создавать условия для равного доступа к образованию, учитывая индивидуальные особенности, потребности ребенка, не исключая его из общей системы, а, напротив – находиться близко к образовательному уровню других детей. ИОМ в этом случае выступают в роли индивидуальных «карт» развития и обретения навыков ребенка, нуждающегося в особом внимании.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Здесь необходимо сказать о значимости программ психолого-педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФОП и ФГОС. Подобные программы с 1 сентября должны быть обязательными в списке всех документов дошкольного учреждения. Кроме того, инклюзивное образование, охрана и укрепление психического здоровья предполагает соответствие педагогам существующим стандартам, постоянное профессиональное развитие и повышение квалификации кадров с целью приобщения к эффективным методам работы с детьми-инвалидами. С 2023 года педагоги обязаны проходить специальную диагностику, основные требования указаны в пункте 16 ФОП.
Таким образом, среди специфических особенностей инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП можно выделить: новые схемы интеграции специалистов и педагогов; создание индивидуальных образовательных маршрутов и систем психолого-педагогического сопровождения детей; проработанная кадровая политика, включающая в себя педагогические диагностики и программы профессионального развития для воспитателей.
Список использованной литературы
- Бреус, Е.П., Позаниди, И.А. Инклюзивное образование в ДОО: проблемы и решения // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. URL: (дата обращения: #1075;.).
- Голядкина, М.В. Реализация инклюзивного образования в ДОО при проектировании индивидуального образовательного маршрута // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической он-лайн конференции, посвященной 75-летию ООН. 2020. URL: (дата обращения: #1075;.).
- Демоскоп. Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: #1075;.).
- Мирошниченко, О.Н. Условия организации инклюзивного образования в ДОО // Вопросы педагогики. 2020. URL: (дата обращения: #1075;.).
- Официальное опубликование правовых актов [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: #1075;.).
© Бутузова К.С. 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Тема коррекционной работы специалистов в детском саду в условиях ФГОС ДО очень актуальна в последнее время, и мы не остались в стороне. На очередном заседании творческой группы специалистов дошкольных...
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО всоответствии с требованиями ФГОС ДО»ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ...
Инклюзивное образование в ДОУ в соответствии с ФГОС
Инклюзивное образование предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих учас...
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями в ГОС ДО»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физио...
"Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Презентация на МО в детском саду о законах, в которых говорится о поддержке и правилах воспитания детей с ограниченными возможностями в детских садах....
Статья Инклюзивное образование в Доо в соответствии с ФОП
Выступление и публикации. Сборник статей международной научно-практической конференции...